ser_stepanov (ser_stepanov) wrote in architectstyle,
ser_stepanov
ser_stepanov
architectstyle

Categories:

Ирина Валентиновна Ильенко "Методика реставрации церкви Покрова в Филях".

На просторах интернета, наверно на старых Яндекс-фотках, скачал статью из "Вып. 3: Реставрация и исследования памятников культуры. 1990 год."
И.В.Ильенко "Методика реставрации церкви Покрова в Филях".

Ирина Валентиновна Ильенко (1925–1996) – архитектор-реставратор. Работала в ЦНРПМ.



Василий Михайлович Песков. ПСС. том № 13. Запечатлённые тайны:
Когда две старушки, жившие на положении сторожей в церковной пристройке, открыли железную дверь впервые сюда пришедшему реставратору, Ирина Ильенко увидела: шедевром Нарышкина владеют птицы. Стрижи, галки, совы и воробьи прекрасным сообществом жили под крышей. Их гнезда виднелись в нишах и на карнизах, в ажурном плетенье иконостаса, в паникадиле. «Картина была невеселой, но реставраторы знают и худшие точки отсчета, и потому к делу я приступила с верой: памятник можно восстановить в прежнем величии». Это было двадцать семь лет назад. С того времени Ирина Ильенко для всех уже стала Ириной Валентиновной, а церковь в Филях сделалась главным делом ее жизни, ее судьбою.
...
То, что сделала Ирина Валентиновна Ильенко для возрождения постройки в Филях, определяется словом «подвиг». Неторопливо, в точности следуя руслом науки о реставрации, приступила она к делу, не предполагая, однако, как далека победа от первых ее шагов. Перечислить все, что сделал этот настойчивый человек, невозможно. Тысячи разных обмеров, обращений к документам, «ощупывание рукой и мыслью» каждой детали постройки, поиск материала для реставрации и мастеров — все это было ее заботой.





































Блестящая статья о многотрудной  и многолетней работе по возрождению замечательного памятника архитектуры
"нарышкинского барокко".

В заключении хотелось бы привести слова реставратора Сергея Демидова -  главного архитектора проектов архитектурно-планировочной мастерской — 1 ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские».

Я вырос под Москвой, в селе Софрино. Там был старинный полуразрушенный храм, обросший множеством легенд. И сколько я помню себя в детстве, мне всегда очень хотелось, чтобы его восстановили. Думаю, это и породило мой интерес к истории в целом и к реставрации в частности.

Я выбирал между профессией археолога и реставратора и в итоге в конце 1960-х годов остановился на последней. В то время архитекторов-реставраторов готовил Московский архитектурный институт. Но рисовать я не умел, значит, не мог поступить в архитектурный институт. А в реставраторы очень хотел, поэтому вступать в эту профессию пришлось в несколько этапов.

Осенью 1967-го я возвращался из леса с грибами и увидел около нашего храма группу людей, которые фотографировали, что-то описывали, обмеряли. Среди них была Ирина Валентиновна Ильенко – архитектор Центральных реставрационных мастерских, наверное, лучший в России специалист по памятникам нарышкинского зодчества. Пока я был в армии, мы переписывались, а когда вернулся, в 1969 году, то устроился на работу в Центральные научно-реставрационные проектные мастерские. Начал карьеру с должности копировщика с окладом 47 рублей 50 копеек и с реставрации родного софринского храма под руководством Ирины Валентиновны.




Tags: 2. "Нарышкинское" Барокко, Архитекторы, Архитектурные чертежи, Москва, Московская область
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments