Владимирское ремесленное училище

Оригинал взят у proofreader_z в Владимирское ремесленное училище
1.JPG

Стоит оно на Студёной горе (она же Поклонная или Прощальная) - самой высокой точке старого города (75 метров над Клязьмой, на пересечении улиц Студёная Гора и Дворянская (здесь: https://yandex.ru/maps/-/CBQYeYqJ9B), встречая всех, следующих из Москвы в центр Владимира. К тому же, первая из улиц делает заметный перелом и на протяжении трёх сотен метров направлена прямо на училище, которое предстаёт путешествующим в своём самом выгодном ракурсе.

2.JPG

Построено в 1885 году по завещанию на средства Ивана Сергеевича Мальцова (1807-1880) и названо его именем. А с именем (точнее с фамилией) не так просто. Нынче чаще встречается её написание через "о", и училище соответственно "МальцОвское". Однако, на старых открытках я обычно вижу "е" .
Вид с юго-запада с ул. Студёная гора:
1.jpg

И не только на открытках:
о.jpg

т.jpg

Вид с востока из центра с ул. Дворянской:
2.jpg

Иван Сергеевич был одним из богатейших наших промышленников. Российский "хрустальный король" (и не только). Кроме того - дипломат в "эпоху Нессельроде" (даже коллега Грибоедова), а в придачу - ещё и литератор.
Пишут однако, при богатстве своём был он весьма скуп и экономил даже на еде.
Детей не имел и всё состояние своё завещал племяннику, распорядившись среди прочего выделить владимирскому земству полмиллиона рублей на устройство "технического училища".

3.JPG

Таким образом, воплощать задуманное пришлось наследнику, Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову (1834-1913), известнейшему российскому меценату, заботами которого появились Музей изящных искусств на Волхонке, Богадельня на Шаболовке, знаменитая усадьба в Полибино с самой первой (если не врут) Шуховской башней, сказочная церковь в Берёзовке, Гусевский собор и пр.

4.JPG

План из "Свода памятников Владимирской обл," (2004, ч.1).
Большой прямоугольный двор окружён почти сплошной цепью корпусов, вмещавших в себя помещения учебного, жилого и производственного назначения.
Однако, правее (восточнее) есть ещё двор, ограниченный корпусом более простых, но аналогичных форм, выходящий на Дворянскую роскошными воротами. Трудно поверить что он не относился к Училищу. Сейчас вроде относится - т.н. корпус №3. Но почему он на этот план не попал?!
Может спецы что подскажут...?...
3.jpg

Двухэтажный центральный корпус главного (южного) фасада является основой всей композиции выделен шатром со шпилем и вполне удачно держит визуальное главенство над куда более обширными, но более монотонно решёнными и  низкими боковыми корпусами:
6.JPG

Попал я в самый выпускной (24 мая 2017) и публики избежать было не суждено:
5.JPG

Это заведение часто называют одним их лучших в тогдашней Европе. Хотя, глядя на обильно развешенные памятные доски, создаётся впечатление, что лиц, причастных к его созданию, отметили тут в самую последнюю очередь и относительно недавно.
9.JPG

10.JPG

11.JPG

С 1919 - механический, а с 1940 - авиамеханический техникум. С 1991 - колледж.
14.JPG

12.JPG

13.JPG

Западный фасад западного корпуса вдоль ул. Студёная Гора:
7.JPG

Подозреваю, именно в нём была механическая мастерская, хотя не уверен:
м.jpg

Улица довольно энергично спускается вниз, в сторону долины реки Лыбедь, что когда-то ограничивала город с севера, от чего дальний конец корпуса вырастает на целый этаж:
8.JPG

Пишут конкурс проводило Петербургское общество архитекторов. Из представленных 43 проектов первую премию получил А.П.Максимов, а строил по его проекту архитектор Чичагов (иногда пишут, "по переработанному проекту", но в чём состояла переработка неясно).
"Свод памятников Владимирской обл." (2004г., ч. 1, стр.424) называет Дмитрия Чичагова (1835-1894), и таковой вариант обычно и встречается, но иногда указывают на его брата Николая (1837-1889).
ДокУментов не видел, судить не берусь.

15.JPG

Ещё часто пишут, мол здание сие "в псевдорусском стиле"(!?!).  Ну ладно там "ВИКИ" или ей подобные, даже в упомянутом "Своде" (стр.424)  можно найти фразу "...убранство фасадов стилизовано в духе древнерусского зодчества 17в. ...".
И где они там нашли русский 17 век или хотя бы дух его? Навернное искали очень долго и упорно.

24.JPG

Зато на странице 131 того же самого тома училище внятно и главное совершенно справедливо названо "великолепным образцом кирпичного стиля". Вот тут уж со "Сводом" нельзя не согласиться.

25.JPG

19.JPG

20.JPG

16.JPG

Центральная дверь главного корпуса:
17.JPG

18.JPG

Правые боковые двери главного корпуса, за которыми лестница:
21.JPG

22.JPG

23.JPG

А это скорее всего где-то за левыми:
4.jpg

Южный фасад восточного корпуса:
26.JPG

Восточный фасад восточного корпуса:
36.JPG

Ворота и "корпус №3", не попавшие на план в "Своде":
26а.JPG

27.JPG

29.JPG

30.JPG

30а.JPG

31.JPG

32.JPG

33.JPG

Западный фасад "корпуса №3":
34.JPG

Восточная часть северного корпуса (возможно пристроена позже):
35.JPG

37.JPG

38.JPG

39.JPG

40.JPG

41.JPG

Вообще этому зданию очень подходит роль именно "ремесленного училища" для подготовки людей, способных делать КРАСИВЫЕ вещи.

42.JPG

43.JPG

44.JPG

45.JPG

46.JPG
Это конечно - Эклектика, но именно с Большой буквы. То самое время, когда производство хорошего доброкачественного кирпича сделало его основным элементом архитектуры. Очень часто такие здания именуют "кирпичным стилем". Да - кирпичный, да - хороший доброкачественный дом.

А веселые колонночки очень приятно добавляют "историзма" в облик здания. Автор как бы говорит - нет, нет мы вполне могли бы сделать здание с классическими колоннами, но мы не хотим этого. Мы идем вперед и строим здание из обычного кирпича ..... ))
А детали-то какие сочные, а кованые и литые изделия какие интересные, а?

Спасибо, друг - порадовал душу хорошей работой!

Колоночки могли быть фантазией на романскую тему,
всё ж таки дело во Владимире происходит.
Это касается и плетёного орнамента в средней верхней нише главного фасада.
Еще характерная деталь - в интерьере цеха металлические колонны, идущие по середине, имеют тоже капители. И свисающие сверху поддержки, расположенные между колоннами - тоже с капителями.
Заботились об эстетике интерьера ))
Но вот непонятно, почему на плане цеха показаны два ряда колонок, а в интерьере явно один ряд?
Подробностей не знаю, но начинку производственных корпусов наверняка переделывали. И техника менялась, и профиль заведения.
Какой затейливый образец кирпичного стиля, сохранился довольно хорошо.