Наталия Чиляева (chilyaeva) wrote in architectstyle,
Наталия Чиляева
chilyaeva
architectstyle

Categories:

Петербургский модерн



Классика жанра - дом Зингера, магазин Елисеевых и еще пара примеров

В целях долгожданного разбора тысячи питерских фоток  – начну с любимого, со стиля модерн в архитектуре. Модерн в Петербурге по количеству и качеству сохранившегося – впереди  всей страны. Оно и понятно – в период, когда модерн был на пике популярности (конец 19 – начало 20в) Петербург был столицей, сюда идейно вкладывались  самые лучшие умы, таланты, да и самые большие деньги. Модерну в Петербурге посвящено много книг, и есть великое множество турмаршрутов и экскурсий на эту тему.  Пары дней конечно не хватит, чтоб посмотреть всё-всё. Покажу в двух постах то, что успела я «зацепить» за несколько дней – но сразу оговорюсь, что это только процентов 30 от всего модернового питерского наследия. За кадром остались нетронутыми заповедник модерна на петроградской стороне, а также модерновые василеостровские и каменноостовские дома (и даже дачи).

Не могу не процитировать:

Если говорить со­всем грубо — модерн  порожден промышленной революцией. Машинное производ­ство одинаковых вещей и одинаковых образов жизни вызывает психологиче­ское и эстетическое отторжение. И первая идея модерна — это идея ручного труда. Сначала в Англии возникло так называемое Движение искусств и ре­месел под началом литератора, издателя и художника Уильяма Морриса. А затем в разных странах появились его филиалы. У них была двойная идея. Во-первых, сделать вещи красивыми, индивидуальные вещи, а не конвейерные. А во-вторых, объединить ремесленников в деле производства этих вещей. Ран­ний модерн вообще очень связан с социалистическими идеями.
Таким образом, модерн был двунаправленным. С одной стороны — архаический, реставрационный вектор: вокруг строят гигантские фабрики, а мы вернемся назад, к ремеслу, к средневековым цехам. И одновре­менно он же является вектором футуристическим, потому что все это делается во имя утопического будущего. В перспективе весь мир должен быть спасен красотой и превратиться в сплошной город-солнце.
Галина Ельшевская, проект Arzamas.academy

Такой «город-солнце» на примере солнечного, весеннего Санкт-Петербурга и посмотримJ Хотя как известно модерн закончился вовсе не всеобщей счастливой жизнью в городе-солнце с прекрасными зданиями, а всеми известными политическими событиями.

Дом компании «Зингер», он же Дом книги на Невском – самый известный пример питерского модерна, который видели абсолютно все, кто хоть раз бывал в Петербурге. Это красивое шестиэтажное здание с мансардой было построено в 1902-1904гг. для «Акционерной компании Зингер в России».



Место для строительства - пересечение канала Грибоедова с Невским проспектом - было выбрано не случайно, зданию приписывали большой торгово-деловой потенциал. И в общем-то не ошиблись – народу, прохожих и туристов, здесь всегда не протолкнуться, особенно у главного входа на углу))







Компания «Зингер» владела этим домом вплоть до 1917г. А дом Книги здесь появился ещё в 1938г. Ну а то, что на верхнем этаже сидит команда соцсети «Вконтакте» известно всем и без меня. А также историю о том, как в 2010г. Павел Дуров оттуда сверху пускал в прохожих самолётики из пятитысячных купюр, снимая всё это на видео.



На фасаде установлены скульптуры-валькирии А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию, основной профиль компании «Зингер» (веретено в руках правой валькирии).





Первоначально руководство компании «Зингер», производящей швейные машины, хотело построить небоскрёб, подобный тому, что в это время строился компанией в Нью-Йорке. Однако по правилам здания в центре Санкт-Петербурга тогда не могли превышать 23,5 метров до карниза (это высота Зимнего дворца). Архитектор П.Сюзор блестяще разрешил это противоречие: над шестью этажами с мансардой он возвёл изящную башню, увенчанную стеклянным глобусом. Именно эта устремлённая ввысь башня и создаёт впечатление высотности, но при этом, благодаря своей лёгкости, не затмевает куполов Казанского Собора и Спаса на крови, возвышающихся над Невским проспектом.
Глобус кстати символизирует весь мир (амбиции компании Зингер), а орел напоминает,  что компания американская.



Ну а я ещё в детстве с первого взгляда запала на эти знаменитые фонари







Дальше по Невскому ещё один знаменитый экземпляр модерна – дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» постройки 1902-1903гг. Фирма купцов братьев Елисеевых вела торговлю иностранными винами и продуктами питания. Весь такой вызывающий облик здания, пышная внутренняя отделка из витражей и зеркал были призваны показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей, остановить, заставить зайти внутрь.



Существует легенда, что якобы предвидя революционные события в России глава торговой фирмы Елисеевых решил превратить свои накопленные денежные средства в золото, из которого и была отлита огромная люстра главного зала магазина. Люстра должна была дождаться возвращения владельцев магазина из эмиграции после восстановления монархии в России. Но это городская легендаJ Правда в том, что изначально никакой центральной люстры у Елисеевых не было (а были причудливые настенные светильники),  люстра главного зала (особо не представляющая худ.ценности) появилась в этом магазине уже после революции, в 1930-х гг.



Вообще это угловое здание больше напоминает театр, а никак не продуктовый магазин. И удивительный факт – театр здесь действительно существовал. При Елисеевых на первом этаже размещался «магазин колониальных товаров», на втором – театральный зал, а на третьем – ресторан.







Справа от широкого витража один из моих самых любимых персонажей Античности - фигура бога Меркурия, покровителя торговли. У правой его ноги якорь и фрукты, левая стоит на тюке, который перевязывает мальчик-ангелочек. В руках Меркурия жезл Кадуцей - символ мира и дружбы, примирения и согласия (две враждующих змеи переплелись между собой и несмотря на вражду всё равно смотрят друг на друга). Кстати Меркурий это такой  помогатор и ценный посредник в решении любых проблем коммуникаций  - не только в торговле, а также журналистике, транспорте, обучении, коротких поездках на недалёкие расстояния, рабочих совещаний и деловых встречах итд.



Еще один памятник архитектуры модерна – гостиница «Астория» на углу Большой морской улицы и Исаакиевской площади (1911-1912гг). Отделана гранитом, причём заметно более сдержанно, чем более ранние по времени Дом Зингера и магазин Елисеевых (видимо, требование времени и надвигающихся перемен).



До революции "Астория" была одной из лучших гостиниц в России. С началом Первой мировой войны она стала военной, в ней жили высшие офицеры. А в условиях блокады с января 1942г. в "Астории" как в стационаре жили больные и истощённые голодом учёные, литераторы, архитекторы и другие представители интеллигенции Ленинграда.
Ну и не могу не упомянуть знаменитую байку. Существует легенда, что готовясь вступить в 1941г. после штурма в блокадный Ленинград, немецкое командование заранее отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». По этой причине обстреливать её из дальнобойных орудий и бомбить с воздуха немецким военнослужащим было запрещено.



Вид на гостиницу «Астория» сверху со смотровой площадки купола Исаакиевского собора. Слева от неё не менее знаменитый отель «Англетер», где в 1925г. трагически оборвалась жизнь С.А.Есенина.



В заключение покажу модерновую кованую решётку. Речь конечно о знаменитой ограде Михайловского сада.



Ограда установлена в 1903-1907 годах. Автор этой прекрасной решетки неизвестен, предположительно - архитектор Альфред Парланд, построивший соседний Спас-на-Крови.



Ограда состоит из секций, каждая из которых отделяется от другой декоративным кирпичным столбом. Между ними находится постамент, на котором крепится кованая решетка с растительным орнаментом в стиле модерн. В ограду встроены главные ворота Михайловского сада с декоративным убранством – лампионами, двумя коваными фонарями, вензелем с монограммой Александра III и цветной глазурованной плиткой пилонов ворот.



После революции 1917г. судьба решётки Михайловского сада оказалась печальной. Часть её была уничтожена во время прокладки трамвайных путей на Конюшенную площадь. По идеологическим причинам с ворот сняли вензель императора и царскую корону, пропали и стеклянные шары-светильники. К началу 1990-х годов ограда пришла в такое состояние, что от неё осталось лишь 50% деталей. В 1999 году эту территорию вместе с садом передали Русскому музею, и вскоре её снова реконструировали. Средства на восстановление никак не могли найти, и тогда на помощь пришли спонсоры. Это был один из первых примеров меценатства в городе.



У ограды Михайловского замка всегда стоят художники со своими картинами на продажу. Среди них попадаются весьма любопытные работы, приглядитесь при случае)





Tags: 8. Стиль МОДЕРН, Петербург
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments