ser_stepanov (ser_stepanov) wrote in architectstyle,
ser_stepanov
ser_stepanov
architectstyle

Category:

Цвет в архитектурном оформлении церкви Успения на Покровке.

Известный фотограф начала 20 века С.М. Прокудин-Горский, к сожалению, не оставил нам фотографии церкви Успения на Покровке.
И о цветовом решении этого храма, как внешнем, так и внутреннем, можно только догадываться.

Сохранились раскрашенные фотографии, сделанные в конце 19 и начале 20 вв., но цвет куполов, элементов кровли самого храма и колокольни различны.

Также есть многочисленные рисунки, по которым можно судить о цветовом решении церкви.

Начну же я с самой старой фотографии церкви, 1856 года. Вот она:


https://www.rct.uk/collection/search#/12/collection/2945143/photograph-album-of-moscow-and-st-petersburg


Поданный Великобритании ДЖЕЙМС МАК (J. Mack) сделал фотографии ряда мест в Москве и Санкт-Петербурге, когда он находился в составе
дипломатической миссии на коронации Александра II, и мы можем наслаждаться этими видами, почти двухсотлетней давности.

Рассмотрим фрагменты этой фотографии:


Все двенадцать куполов блестят, поэтому предполагаю, что они были покрыты золотом.

Слегка раскрасил их, цвет кровли завершения колокольни и храма под вопросом.

Церковь на фотографии выглядит прекрасно, ведь в начале 1850-хх годов было возобновление, по нашему реставрация.

И по завершению оного Снегирёвым И.В. была выпущена книга:

«Возобновление и освящение церкви Успения божия матери на Покровке» Москва, Унив. тип., ценз. 1857.

Я в 80-х годах брал эту книгу в библиотеке им. Ленина, сейчас РГБ. Надо бы снова полистать раритет.

Ещё можно попытаться сделать анализ живописных изображений церкви, тех что в цвете.

Два из первых ранних изображений храма сделал Дж. Кваренги в конце 18 века.



Фрагмент  - сильно откорректированный по цвету, так как исходник весьма старый и преобладает сильная желтизна.

Но можно видеть, что десять куполов покрыты золотом, а два нет. Правда может быть это всё «фантазии» великого зодчего.

Вот и другая работа Дж. Кваренги, «слегка» вызывающая сомнения в его авторстве:



Здесь купола и завершения храма и колокольни одинаково покрыты зеленой краской.

Переносимся в 19 век.

Взято с сайта:https://pastvu.com/ с  с их датировками.

                                                  1845-1850 гг. Жан Батист Арну:



                                                                                1850-1860гг.  Джозеф Андреас Вайс:


Здесь одинаково: купол храма и колокольни покрыты золотом, а десять других — покрашены серебрянной краской.

Можно предположить, что первоначальное золото куполов ветшало и его постепенно заменяли на краску.

Далее «реставрация» середины 1850 годов, где куполам вернули первоначальную позолоту.

В конце 19 века появляются раскрашенные фотографии и здесь есть нюансы.

Судя по всему, ретушеры вносили в процесс  отсебятину.

Вот несколько фотографий одного периода:

https://sudilovski.livejournal.com/52894.html 1890 год:



Центральный купол золотой, другие серебристые, кровли - зелёные.

А вот чёрно-белая фотография из того же альбома, где видно, что центральный купол покрыт краской, нет блеска золота:



Знаменитая фотография Ивана Барщевского, конец 19 века:


Что интересно центральный купол и крест "аж сияют", но кресты на главках отсутствуют. С чем связано, что крестов нет на главках, неизвестно.

На некоторых фотографиях появляются синие купола и элементы кровли:


И в заключении приведу живописную работу незаслуженно забытого, талантливого русского художника Александра Васильевича Ложкина, 1910 г.

из частного собрания, которое находится в Швейцарии.

Репродукция из книги, которая написана Степановым Константином Николаевичом — внучатым племянником Александра Васильевича Ложкина

(1881-1942): Степанов К.Н. «Жизнь и творчество художника А.В. Ложкина»/ К.Н. Степанов. - М.; КУРС, 2019, - 96с.



P.S.
В 2008 году на сайте http://www.archnadzor.ru/2008/07/18/neby-vaemoe-by-vaet/ были показаны графические материалы
визуализации церкви Успения на Покровке.
Судя по фотографиям, была принята следующая концепция цветового решения.

Вот одна из фотографий для примера:


Tags: 2. "Нарышкинское" Барокко, Архитектура в живописи и поэзии, Исторические исследования, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments