Известный фотограф начала 20 века С.М. Прокудин-Горский, к сожалению, не оставил нам фотографии церкви Успения на Покровке.
И о цветовом решении этого храма, как внешнем, так и внутреннем, можно только догадываться.
Сохранились раскрашенные фотографии, сделанные в конце 19 и начале 20 вв., но цвет куполов, элементов кровли самого храма и колокольни различны.
Также есть многочисленные рисунки, по которым можно судить о цветовом решении церкви.
Начну же я с самой старой фотографии церкви, 1856 года. Вот она:
https://www.rct.uk/collection/search#/12/collection/2945143/photograph-album-of-moscow-and-st-petersburg
Поданный Великобритании ДЖЕЙМС МАК (J. Mack) сделал фотографии ряда мест в Москве и Санкт-Петербурге, когда он находился в составе
дипломатической миссии на коронации Александра II, и мы можем наслаждаться этими видами, почти двухсотлетней давности.
Рассмотрим фрагменты этой фотографии:
Все двенадцать куполов блестят, поэтому предполагаю, что они были покрыты золотом.
Слегка раскрасил их, цвет кровли завершения колокольни и храма под вопросом.
Церковь на фотографии выглядит прекрасно, ведь в начале 1850-хх годов было возобновление, по нашему реставрация.
И по завершению оного Снегирёвым И.В. была выпущена книга:
«Возобновление и освящение церкви Успения божия матери на Покровке» Москва, Унив. тип., ценз. 1857.
Я в 80-х годах брал эту книгу в библиотеке им. Ленина, сейчас РГБ. Надо бы снова полистать раритет.
Ещё можно попытаться сделать анализ живописных изображений церкви, тех что в цвете.
Два из первых ранних изображений храма сделал Дж. Кваренги в конце 18 века.
Фрагмент - сильно откорректированный по цвету, так как исходник весьма старый и преобладает сильная желтизна.
Но можно видеть, что десять куполов покрыты золотом, а два нет. Правда может быть это всё «фантазии» великого зодчего.
Вот и другая работа Дж. Кваренги, «слегка» вызывающая сомнения в его авторстве:
Переносимся в 19 век.
Взято с сайта:https://pastvu.com/ с с их датировками.
1845-1850 гг. Жан Батист Арну:
1850-1860гг. Джозеф Андреас Вайс:
Здесь одинаково: купол храма и колокольни покрыты золотом, а десять других — покрашены серебрянной краской.
Можно предположить, что первоначальное золото куполов ветшало и его постепенно заменяли на краску.
Далее «реставрация» середины 1850 годов, где куполам вернули первоначальную позолоту.
В конце 19 века появляются раскрашенные фотографии и здесь есть нюансы.
Судя по всему, ретушеры вносили в процесс отсебятину.
Вот несколько фотографий одного периода:
https://sudilovski.livejournal.com/52894.html 1890 год:
А вот чёрно-белая фотография из того же альбома, где видно, что центральный купол покрыт краской, нет блеска золота:
Знаменитая фотография Ивана Барщевского, конец 19 века:
Что интересно центральный купол и крест "аж сияют", но кресты на главках отсутствуют. С чем связано, что крестов нет на главках, неизвестно.
На некоторых фотографиях появляются синие купола и элементы кровли:
И в заключении приведу живописную работу незаслуженно забытого, талантливого русского художника Александра Васильевича Ложкина, 1910 г.
из частного собрания, которое находится в Швейцарии.
Репродукция из книги, которая написана Степановым Константином Николаевичом — внучатым племянником Александра Васильевича Ложкина
(1881-1942): Степанов К.Н. «Жизнь и творчество художника А.В. Ложкина»/ К.Н. Степанов. - М.; КУРС, 2019, - 96с.
P.S.
В 2008 году на сайте http://www.archnadzor.ru/2008/07/18/neby-vaemoe-by-vaet/ были показаны графические материалы
визуализации церкви Успения на Покровке.
Судя по фотографиям, была принята следующая концепция цветового решения.
Вот одна из фотографий для примера:
Community Info