sergeyurich (sergeyurich) wrote in architectstyle,
sergeyurich
sergeyurich
architectstyle

Category:

Троицкая церковь в Драчёво

    Оригинал взят у sergeyurich в Троицкая церковь в Драчёво

   ТРОИЦКАЯ (Живоначальной Троицы) ЦЕРКОВЬ В ДРАЧЁВО

    Старинная деревня Драчёво, что расположена на севере современного Мытищинского района ранее называлась «Грачёво» (почему «Г» превратилось в «Д»,  я нигде объяснений не нашел, но уже в писцовых книгах XV века употреблялись оба этих названия: «Грачево, Драчево тож»).

    Главным украшением деревни (или села?) является построенная на рубеже XIX XX веков в псевдорусском стиле церковь Живоначальной Троицы (далее в статье – Троицкая церковь),  часто называемая также церковью Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).






    Но сначала предлагаю немного ознакомиться с историей этого поселения.
    Уверяю вас, оно того стоит.



    История деревни непосредственно связана с историей Московского княжества, когда оно только лишь начинало претендовать на центр объединения русских земель, находящихся под власть ордынских ханов.
    Первым владельцем этой деревни являлся московский тысяцкий, боярин Ивана Калиты, Протасий Федорович, бывший родоначальником одного из древнейших аристократических родов России – Воронцовых-Вельяминовых.

    Она вошла и в вотчинные земли его потомков. Во второй половине XV века владельцем деревни стал Иван Васильевич Вельяминов (по прозвищу Щадра) – окольничий, воевода и боярин трех московских государей – Ивана III, Василия III и Ивана Грозного.
    Но уже в 1541 году, еще при жизни Щадры-Вельяминова, деревня Драчёво перешла Троице-Сергиеву монастырю (по некоторым источникам – в 1572 году).





    Почему так произошло, точных сведений нет. Но, по всей вероятности, причиной этого была набожность владельцев деревни (впрочем, в это время она уже была селом, поскольку деревянная церковь во имя Трех Святителей в ней уже имелась).
    Довольно частым явлением в русском средневековье было пожалование состоятельными вотчинниками части своих владений «на помин души» монастырям, благодаря чему РПЦ стала самым крупнейшим в стране землевладельцем. После того, как Иван III поддержал иосифлян, а не нестяжателей, выступавших за секуляризацию земельных владений церкви, среди верноподданных вотчинников подобное стало, выражаясь современным языком, «модным трендом».  Видимо именно так было и в этом случае.
    В том, что монастыри были заинтересованы в таких пожертвованиях, сомневаться не приходится.
Тем более, что место, где находилось село Драчево, могло приносить весьма неплохой доход: это было «бойкое место, рядом находилась паромная переправа через Икшу, которой пользовались жители соседних деревень» (См.: Юшко А. А. Феодальное землевладение московской земли в XIV в. – М., 2003. С. 81).

    Архитектором Троицкой церкви в Драчёво был Николай Дмитриевич Иванов, для которого этот храм стал единственной значительной самостоятельной постройкой.

    Существует местная легенда, рассказывающая о причине постройки храма.
    Согласно ей, у здешнего барина потерялась дочь, ушедшая из дома. Ее долго не могли найти. Родители проглядели все глаза, но не было им утешения. И вот тогда барин пошел в ближайшую церковь, помолился о спасении дочери и дал обет: если она найдется, то он поставит в селе храм невиданной красоты, не поскупиться ни чем. Дочка нашлась, и барин исполнил свой обет.

    Храм был спроектирован в 1899 году, тогда же началось его строительство,  продолжавшееся до 1905 года (См.: Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-1917 гг.). Иллюстрированный биографический словарь. – М., 1998. С.116-117).

    В 1930-х годах церковь была закрыта, иконы из храма, по рассказам местных жителей, выводили на трех грузовиках. В 1941 году был разобран иконостас церкви. Вскоре храм превратился в руины.





    В настоящее время церковь отреставрирована.
    Причем, по моему мнению, весьма качественно.

    Смотрите сами:














    Если вам вдруг захочется увидеть эту церковь, то вот небольшой лайфхак.
    На электричке с Савеловского вокзала до станции Катуар, а далее – на автобусе №37 в сторону паромной переправы. Но имейте в виду, что автобус ходит очень редко (два раза в день – в 6.30 и в 15.00), поэтому лучше все-таки на машине.


    Благодарю за внимание.
   
Сергей Воробьев.




Tags: 7. ЭКЛЕКТИКА, 7.3 - "кирпичный стиль", Ближнее Подмосковье
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments