Вива (vivva) wrote in architectstyle,
Вива
vivva
architectstyle

Categories:

Райский сад в Юрьеве Польском

Вообще, надо говорить Юрьев ПольскОй, а не Юрьев Польский – это я еще очень давно прочла в какой-то книге по древнерусской архитектуре, прочла и запомнила. Потому что он в поле - ополье, а не в Польше. Так что Юрьев – он Польской. Правда так не говорят. :-)

Юрьев – город мааленький и совсем нетуристический. В воскресный день людей на улицах почти нет, а машин еще меньше, магазины все закрыты акромя рынка и пары сетевых, тихо-спокойно. А ведь вроде и входит в Золотое кольцо. Но уж больно он на отшибе от основных дорог, и уж больно маленький. Но такой же древний как Переславль Залесский, Кострома, Москва и прочие, основанные вездесущим Юрием Долгоруким – отцом городов северо-восточнорусских. Из достопримечательностей – валы, Михайло-Архангельский монастырь XVII века (там сейчас краеведческий музей, и идет полным ходом капитальный ремонт),



еще несколько церквей и древний белокаменный Георгиевский собор XIII века.




Этот «заглавный» городской собор (Юрий-Гюргий-искаженное Георгий) стоит в одном ряду с такими шедеврами домонгольской архитектуры Владимирской Руси, как Дмитриевский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли.

Конечно, рядом с ними Георгиевский собор кажется приземистым, невзрачным, но это ему просто не повезло: в XV веке он обрушился, и его в тоже время как-то неудачно восстановили, вернее собрали из того, что осталось, сложили плиты и блоки, причем не всегда по месту. Ну и что вышло, то вышло. Но даже и в таком искаженном виде красота резьбы, которой покрыты стены, производит впечатление.

С одной стороны все достаточно традиционно: тут и аркатурный пояс из фигурок святых



и фирменный улыбающийся владимирский лев



и глядящие с высоты ангелы с круглыми плоскими бурятскими лицами.



Но основная особенность Георгиевского собора – это то, что его стены полностью покрывает в резьба в виде переплетенных веток, листьев и цветов…



И это не просто декор, а образ райского сада, счастливое место обитания блаженных. Вроде вот этого святого, присевшего на травку с корзинкой для пикника.



Но приглядитесь, рядом с парой персонажей, уютно устроившихся в тени ветвей (не знаю, что означает эта композиция, может быть "Отроки в пещи огненной", хотя по мне, это сиамские близнецы с крыльями)



можно увидеть неожиданных для христианского рая существ: это не только грифоны, но и волшебные птицы с человеческой головой - сирины, перелетевший, видимо, в Эдем из Ирия.

Тут же гуляют кентавры-китоврасы



И даже какой-то крылатый крокодил



Что делают эти плоды фантазии народной на соборе? А с другой стороны, кто сказал, что их не может быть в райском саду? Все божьи твари. Вот и древний зодчий считал, что там найдется место всем существам, населяющим землю, и кентавру, и полкану.



Полная гармония. Это и есть рай.

Послесловие.

У нас вообще могло бы не быть этого замечательного и примечательного памятника, потому что в XV веке люди были не слишком озабочены сохранением культурно-исторического наследия - жизнь тяжелая. И проще было снести руины и на их месте поставить новый храм. Но к счастью жил тогда человек, которого можно назвать специалистом по восстановлению разрушенных храмов. Был он... Да кем он только не был! И купцом, и зодчим, и подрядчиком, и скульптором (может быть), и уж точно любителем книжной премудрости и составителем летописи. Такой наш человек эпохи Возрождения. Прям в буквальном смысле. Звали его Василий Дмитриевич Ермолин. В основном он, конечно, занимался строительством, и помимо постройки палат, церквей и прочего его приглашали именно для ремонта и восстановления разрушившихся строений. В частности он восстанавливал после обрушения церкви во Владимире да и в самом Кремле. Конечно его нельзя назвать реставратором, как бы не хотелось :-), он и не ставил перед собой таких целей, но такой вот специфический опыт у него был. К сожалению ничего из того, что создал Ермолин, до нас не дошло, ну если только на уровне фундаментов и подвалов. Кроме именно Георгиевского собора в Юрьеве Польском.

За что одни Ермолина благодарят, а другие ругмя ругают. :-)

Благодарят за то, что он собственно собор не снес. А ругают... Ну, Василий Дмитриевич сделал все, чтобы в соборе можно было вести богослужения, чтобы он снова ожил, но внешний облик древнего еще домонгольского храма он не восстановил, и, думаю, даже не пытался. А с другой стороны никто еще не доказал, что он вообще видел собор до разрушения. Так что какие могут быть претензии? А еще Ермолин так расположил осыпавшиеся со стен резные блоки, что некогда стройные и логические композиции превратились в загадочную головоломку, ребус. Хотя вот тут он очень старался. Но в 1471 (!!) году опыта складывания пазлов у него не было, поэтому что вышло, то вышло. Я думаю, он просто очень торопился закончить. Но ведь с тех пор собор стоит и не рушится, а значит Ермолин - молодец, а загадки может быть когда-нибудь разрешаться. Это даже интересно.

ПС.А знаменитого мохноногого слоника я так и не нашла. :-( А он там есть.
Tags: 1.3 - Владимиро-Суздальское зодчество, Владимирская область, Юрьев-Польский
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments