lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Category:

Костромская область, г. Галич. Ул. Подбельского, д. 8. 1890-е гг.

Оригинал взят у lidushka_39 в Костромская область, г. Галич. Ул. Подбельского, д.8.
Самым главным участником всех фотосессий в Галиче, без всякого сомнения, является Галичское озеро, у кромки воды которого уютно расположился собственно город.
DSCN7889.jpg
Озеро же является непременным атрибутом самых живописных панорам, привезённых из Галича и его окрестностей – а холмистый рельеф (истинный подарок природы для нашего брата фотографа) позволяет зафиксировать то или иное сочетание воды, солнца, неба и горизонта (четыре Галичские стихии) в нескончаемом множестве ракурсов, выбрать единственно лучший из которых еще никому никогда не удавалось, ибо все они прекрасны несравнимо.
DSCN7893.jpg
Вся многовековая история Галича неразрывно связана с озером, а городская застройка и расположение улиц ориентированы на береговую линию, и этот естественный симбиоз чувствуется повсеместно.
DSCN7818.jpg
Часть города расположена на высоком косогоре, с которого озеро просматривается фоном к современной застройке и промзоне.
DSCN8770.jpg
DSCN8777.jpg
Историческая же часть Галича построена на пологом берегу, прямо у воды:
DSCN7827.jpg
А некоторые улицы продолжением своим уходят в озерные волны.
DSCN7830.jpg
Но город есть город – творение рук человеческих, какое-никакое а вмешательство в естественную гармонию.
DSCN7809доб.jpg
Поэтому, чтобы на сто, нет, на двести процентов проникнуться незабываемым очарованием этих мест, совершенно необходимо добраться (можно доехать, но лучше пешком, всего 7 км, и оно того стоит) до Успенской слободы. Географически это гора Красница, вон она, заросшая лесом, с соборными главами – там расположен Паисиев монастырь:
DSCN8762.jpg
Те же главы на расстоянии 30 метров:
DSCN8630.jpg
Панорама монастыря, доступ на территорию которого разрешён, но на фотосъемку наложен запрет:
DSCN8623.jpg
Не встанем в оппозицию, будем гостями, уважающими традиции хозяев – многократно поблагодарив основателей обители за их идею организовать сие богоугодное заведение в столь роскошном уголке Земли. Дальние дали, неоглядный простор с озером на горизонте:
DSCN8645.jpg
Небо с застывшими бликами облаков, мир перед тобой как на ладони:
DSCN8669.jpg
Пейзажи, в которых можно утонуть, достойные лучших художников:
DSCN8675.jpg
Лишнее подтверждение тому, что самым превосходным художником всегда остаётся Природа:
DSCN8648.jpg
Ворота в озеро, мой любимый кадр, фокусирующий бесконечность:
DSCN8678.jpg
А фотограф сидит на волшебном пеньке, нарочно поставленном здесь добрым человеком, которого всю оставшуюся жизнь буду поминать благодарным словом.
DSCN8681.jpg
Лучшего места для того, чтобы прийти в себя, собраться с мыслями, впитать каждой клеточкой свободу, красоту и воздух  и не надобно, да уже и найти не получится, ибо намедни случилась катастрофа (все цветные кадры статьи сделаны 10-12 августа 2018 г) – на берегу другого северного озера сгорела моя Кондопожская Успеньюшка…
DSCN8638.jpg
Изумительные Галичские ландшафты наш брат фотограф начал запечатлевать еще до революции. Пейзажи, которыми мы любовались со склонов Красницы у Паисьева монастыря, в чёрно-белом варианте столетней давности выглядят так (1910 г):
Вид с Красницы 1910.jpg
А вот - сталинское время, 1932 г, империя с новым названием, чудовищным политическим строем, извращённой идеологией и государственным молохом, сломавшим столько судеб – но пейзаж почти тот же и ракурс чуть иной:
Вид с Красницы 1932.jpg
Церкви, которых в Галиче было множество (на фото 1910 г это хорошо заметно), громить и отдавать в пользование кому ни попадя начали в середине 1930-х гг – к примеру, в том же Паисьевом монастыре организовали инкубатор. Но об этом подробнее как-нибудь в другой раз. Пока же вернёмся к Галичским красотам. Вид на озеро и Никольский Староторжский монастырь, 1913 г (сейчас от колокольни остался лишь первый ярус):
Староторжский мон 1910.jpg
А вот здесь – дореволюционный Галич, торговая площадь, участок, с которого начинается Богоявленская улица – нынешняя улица Подбельского. Справа и слева – Торговые ряды. Восьмерики и шатровая колокольня – барочная “холодная” Богоявленская церковь (1758 г), разобранная бесследно к 1940-му году, сейчас на её месте частная застройка:
Базарный день 1905-1915.jpg
Правее колокольни – над кровлей Торговых рядов выглядывает пятиглавие “зимнего” Богоявленского храма (1689 г), он сохранился, подремонтирован. В августе 2018 г та же панорама чуть в ином ракурсе выглядит так:
DSCN7633.jpg
”Тёплый” Богоявленский храм (1689 г), август 2018 г:
DSCN7642.jpg
Здесь, наконец, следует сказать, что все приведённые в статье черно-белые снимки сделаны одним фотохудожником – жителем Галича Михаилом Марковичем Смодором (огромное СПАСИБО и большая человеческая благодарность за фото создателям сайта galich44.ru). Именно ему принадлежал дом номер 8 на нынешней улице Подбельского, до которого мы вот-вот уже доберёмся. Свою родную улицу Михаил Смодор снимал неоднократно. Вот снова Гостиный двор и оба еще целых Богоявленских храма за ним, 1 мая 1925 г, флаги, транспаранты, демонстрация:
1 мая 1925 г.jpg
Два годя спустя, 1 мая 1927 года, праздничный антураж тот же, и здесь хорошо виден створ Богоявленской улицы (точнее, название уже сменили на Подбельского), она прямо по курсу, а если идти по ней никуда не сворачивая, минут через 15 выйдешь на берег озера:
1 мая 1927 г.jpg
Приметный каменный трехэтажный дом за левым корпусом Торговых рядов – вот за ним и расположен наш дом №8, в котором живёт М. М. Смодор, фотолетописец Галича. Август 2018 г, ул. Подбельского, д. 8:
DSCN7658.jpg
Семейство Смодоров въехало в дом в 1907 г. Первый этаж был жилым, на втором Михаил Маркович оборудовал отдельную фотолабораторию для проявления пластинок и печати фотографий, а также просторный светлый зал для фотографирования посетителей. Окна этого зала выходили на Богоявленскую улицу (в смысле, на ул. Подбельского), именно эти окна на след. фото:
DSCN7673.jpg
Крайнее левое окно:
DSCN7670.jpg
Второе окно слева, обращаем внимание на светлое полукруглое пятно на правой пилястре – след от открученной страховой таблички:
DSCN7672.jpg
Фрагмент наличника:
DSCN7675.jpg
Третье окно слева:
DSCN7668.jpg
Повсеместная накладная резьба, справа – часть сеней:
DSCN7665.jpg
Окно над входом:
DSCN7660.jpg
Угловая пилястра, правее – зашитое досками боковое окно бывшей веранды:
DSCN7659.jpg
Правое окно первого этажа уличного фасада:
DSCN7667.jpg
Два входных проёма. Левый – в помещения первого этажа. Правый – с лестницей на второй этаж:
DSCN7689.jpg
И вот тут, внимание, главная изюминка дома. Посмотрим ближе на эти волшебные двери:
DSCN7690.jpg
Это вам не просто банальная филёнка. Видите, здесь уцелела родная стеклянная вставка  – драгоценности величайшей, удивительно, что до сих пор сохранилась:
DSCN7662.jpg
Редко где обнаружишь такой модный раритет. На левых дверях стёкла, увы, разбиты и заколочены железными листами – ну, этим нас не удивишь, как и жуткой помойкой внутри заброшенного памятника деревянного зодчества. А вот эта дореволюционная стекляшечка в створке дверей – это, конечно, вкусняшка мега-открытие местного масштаба.
Здесь, похоже, когда-то было отверстие “Для писемъ и газетъ”:

DSCN7691.jpg
Обойдем дом вокруг:
DSCN7676.jpg
Четыре окна второго этажа в бывшем зале для фотографирования, тут из-под сгнившей пилястры виднеются выпуски брёвен сруба:
DSCN7680.jpg
Богатые кронштейны карниза:
DSCN7685.jpg
Окно левого бокового фасада:
DSCN7677.jpg
Сандрики-наличники:
DSCN7679.jpg
Столетняя резьба неплохо сохранилась, и вообще дом не производит впечатления безнадёжного пациента – при желании и наличии необходимых средств, наверняка, его можно было бы привести в порядок. Вид со двора, тут конечно уже не всё так нарядно:
DSCN7687.jpg
Правый боковой фасад, самое грустное зрелище, корявые пристройки, а слева – из-под светло-коричневых досок – выглядывает окошко старой веранды:
DSCN7688.jpg
Семье Смодоров не дали спокойно пожить в этом доме. С начала 1930-х гг начались подселения и уплотнения. Помещения второго этажа – мастерскую и залу для фотографирования – советское государство прибрало к рукам национализировало, открыв там филиал комбината бытового обслуживания. Сам Смодор оформиться работником того комбината наотрез отказался, продолжив снимать Галич, изменявшийся до неузнаваемости, в качестве самостоятельного репортера. Например, снимал трактора на территории изуродованных монастырей:
Тракторный парк 1932-1.jpg
В 1935 г Михаила Марковича по ложному доносу арестовали и отправили строить “Волго-Балтийский канал”. Видать, кому-то не давала покоя как его национальность, так и принципиальное нежелание добровольно присоединиться к какой-либо из артелей советских тружеников – Смодор до конца своих дней работал частным фотографом, самозанятым, как сегодня принято говорить, коих наше государство извечно стремилось извести и раскулачить. В 1937 г его досрочно освободили – но после возвращения в Галич полноценно работать он больше не смог, ибо вскоре оказался прикован к инвалидному креслу. Одно из последних его фото – родная Богоявленская улица, 1939 г:
Подбельского 1939.jpg
После войны фотоателье из дома на ул. Подбельского, 8 перевели в другое помещение, а второй этаж под завязку заселили жильцами – да и первый тоже – но М. М. Смодор, к счастью, всего этого уже не увидел.
2000 г.jpg
К началу 2000-х гг дом уже был признан аварийным и расселён, да так и стоит с тех пор, бедолага…
Tags: 1.7 - Деревянная архитектура севера, 7. ЭКЛЕКТИКА, Исторические исследования, Костромская область, Наше деревянное Наследие
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Recent Posts from This Community