Война на Соловках

Оригинал взят у archistorik в Война на Соловках

Это невозможное событие произошло не так уж давно, если судить по историческим меркам.
Во второй половине  XVII века, а точнее с 1668 по 1676 год, царские войска по приказу царя Алексея Михайловича штурмовали Соловецкий монастырь.


Соловецкий монастырь основан в XV веке на одном из островов Белого моря. В середине XVI века в монастыре построены первые каменные сооружения, к концу века сооружены мощные стены с башнями. С этого времени монастырь превратился в сильную крепость, надежную опору от притязаний шведов. Соловецкий монастырь-крепость в те времена был одним из самых сильных фортификационных сооружений в России.

Зима в Соловках.jpg

Во второй половине XVII века в стенах монастыря произошли события, имевшие большое историческое значение – монахи не согласились с церковными реформами патриарха Никона.

И 22 июня 1668 года под стенами Соловецкого монастыря появился отряд стрельцов. Так началось уникальное в мировой истории событие, когда православная армия осаждала православный монастырь. Осада продолжалась восемь (восемь!) лет и вошла в историю под названием «Соловецкого стояния».
Формальной причиной «восстания» монахов послужили присланные из Москвы новые богослужебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. Отказ от принятия церковных реформ был воспринят московскими властями как открытый бунт.
Соловки-1.jpg
В 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско. Стрельцы высадились на Соловецком острове, однако встретили решительный отпор. Первые годы осада Соловецкого монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска  высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог. В 1673 и 1674 годы активность стрельцов заметно возросла.

Соловки-2.jpg
Особенно активно велись атаки на монастырь в 1675 году, монастырь был окружен земляными городками, велись подкопы под башни.  В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. На этот раз решено было не уходить с островов на зиму, а продолжать осаду и зимой.  Дело кончилось, как часто бывает, с помощью предателя, который указал на слабое место в стене монастыря. Темной снежной ночью 1-го февраля 1676 года (22-го января старого стиля) стрельцы во главе с предателем подошли к заложенному окну. Кирпичи были разобраны, стрельцы проникли в монастырь, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно. Почти все они погибли в короткой и жестокой схватке. Некоторые из оставшихся в живых были казнены сразу, остальные — позднее. Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Из 500 за­щитников в живых остались единицы.

Соловки-3.jpg
Вот так была перевернута очередная постыдная страница истории русского царизма.
И в стране укрепилась реальная оппозиция – старообрядчество. Сторонников старой церкви назвали «раскольниками».
И официозный царизм всячески притеснял их вплоть до 1905 года. Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами.


Скажу только, что подготавливая материалы данной статьи, я еще раз детально ознакомился с циклом лекций «Русская История» В.О.Ключевского, особенно – с 54 главой, где рассказывается о церковном расколе.
И заметил вот такую особенность. Дореволюционный историк  детально проанализировал в своих трудах истоки и последствия так называемого «раскола». Но вот о самой восьмилетней войне в Соловках, он не упоминает. Словно стараясь не акцентировать внимание на этом событии.
Советские историки тоже мало интересовались данным событием. Значительно большее внимание они уделили крестьянской войне под руководством Степана Разина, тем более, что это случилось приблизительно в тот же исторический период.

Соловки-4.jpg

Моя статья – только попытка приподнять завесу тайны, которая окутывает эти восемь лет отечественной истории второй половины XVII века.

Соловки-панорама.jpg
Очень интересная, неожиданная информация. Пока даже не знаю, как это воспринять. Буду думать:)
История эта почти неизвестная.
До революции ее старательно замалчивали, я об этом написал.
А после революции такие "детали" в ученики не включали. Мол - незачем )
На самом деле эта история хорошо известна всем, кто интересовался историей Раскола. Есть множество исследований (В. О. Ключевский здесь совершенно не авторитет). В старообрядческой литературе "Соловецкое сидение" - один из главных сюжетов.
Конечно, конечно ..... ))
Но это Вы пишите про сегодняшние времена, и к тому же обладая историческими знаниями как профессионал.
А я говорю о "среднем советском читателе", о моих современниках, которые и вообще-то ни про какой такой "раскол" почти не слышал ...... "ну были какие-то старообрядцы" - и не более ....

Да Вы сами почитайте 42 комментария к основной статье - сколько людей про это слышат впервые )
Прочитал комментарии в основной статье. Вероятно, Вы правы. Но это беда нашего исторического образования. Увы!
Да, историческое образование в наших школах как было безобразное, так и осталось.
В результате историю страны большинство её населения знают очень плохо.
Хорошо помню, что о расколе почти не упоминалось в учебниках...
Сознаюсь, что я тоже очень поверхностно знаю родную историю. И временами раскола я заинтересовался уже после того, как стал основательно и серьезно изучать историю архитектуры......
И уже от истории архитектуры - перешел к изучению самой Истории.
Вот и так бывает ))
Про школьный курс и говорить не хочется ...(