archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Categories:

О доблести, об авторстве, о славе …)

Данная моя заметка о книге «Безсонов С.В. Архангельское. Подмосковная усадьба»,
но не только о книге …
Монография Сергея Васильевича Безсонова (1885-1955) посвящена знаменитой подмосковной усадьбе князей Голицыных и Юсуповых "Архангельское". Книга была издана в 1937 г. и давно стала библиографической редкостью.
В своем блокноте - https://archistorik.livejournal.com/103381.html - я выделил небольшой фрагмент из самой первой главы (сканировано из интернета), в котором очень подробно рассказывается - кто были реальными архитекторами зданий усадьбы Архангельское. Мне кажется, что выводы автора и на сегодняшний день очень злободневны.


Моя фотография, сделанная еще до сегодняшней реставрации - только для масштаба, что напомнить читателю - как выглдит Архангельское ))

IMG_9559-И.jpg


В данной статье, подготовленной специально для Журнала «Архитектурный стиль», сделан акцент именно на рассуждения С.В.Безсонова о том, кто и как проектировал подмосковные усадьбы.
Но вопрос определения авторства надо рассмотривать значительно шире, он очень непрост. Он был запутан и в те годы, когда написана работа Безсонова. И он еще более запутан в наши дни. Сегодня фамилии некоторых архитекторов, особенно Шехтеля и Кекушева, обросли таким количеством приписываемых им сооружений, что и десяти жизней человека не хватит, что бы разработать все эти проекты. Подобное «раскручивание» превратилось с модный прием, совершенно неуместный для истории  архитектуры.


Вот такие моменты мне показались наиболее актуальными в работе С.В.Безсонова:

1 -  Художественный облик подмосковной усадьбы конца XVII и первой половины XVIII в. до нас в целом не сохранился. В мемуарах современников постройка той или иной усадьбы приписывается часто В. В. Растрелли; но до нас без искажения не дошла ни одна усадебная постройка, созданная этим мастером. Думается. однако, что рассказы о многочисленных работах Растрелли в провинции сильно преувеличены.
2 - Гремевшим на всю страну Растрелли и Гваренги приписывались многие здания, построенные часто не только не в стиле мастера, но и не в стиле его эпохи.
3 - Говоря о внешнем облике усадебной архитектуры, следует постоянно иметь в виду, что усадьба, в том виде, как она дошла до нас, почти нигде не является комплексом построек, возведенных одновременно по единому замыслу. Обычно усадьба строится постепенно, в течение десятков лет. В итоге мы имеем усадьбу как результат строительной деятельности целых поколений, отражающей смену стилей, смену художественных вкусов различных периодов.
4 - Многие крупные помещики второй половины XVIII и начала XIX в. имели своих крепостных архитекторов, которые занимались не только текущим ремонтом и постройкой хозяйственных сооружений в усадьбах, но зачастую выполняли самые ответственные постройки. Несмотря на свою незначительную подготовку, благодаря природной сообразительности, работоспособности и несомненному чувству красоты, крепостные архитекторы умело справлялись со своими задачами, внося в осуществление замысла некоторое своеобразие, ставившее втупик искусствоведов начала XX в., исходивших в своих художественных оценках архитектуры подмосковных только из западноевропейских канонов
5 - Своеобразие архитектуры не только подмосковных, но и вообще русских усадеб обусловлено именно тем, что их строили главным образом не первоклассные архитекторы с европейскими именами, которым обычно приписывается сооружение того или иного дома в подмосковных усадьбах, а почти исключительно крепостные архитекторы. К дорого стоящим столичным и европейским знаменитостям помещики обращались главным образом за получением проектов построек. Осуществление же проекта в натуре поручалось почти всегда «своим» архитекторам. Столичные архитекторы, занятые придворными и многочисленными частными заказами по столице, в усадьбы на стройку не выезжали. Поэтому при изучении усадебной архитектуры, даже при наличии документального свидетельства о выполнении проекта знаменитым архитектором, всегда необходимо знать, кто на месте осуществлял этот проект и в какой степени был воспроизведен первоначальный замысел проектировщика.

В своем исследовании профессор С.В.Безсонов отметил очень важные факторы в строительстве любого здания и тем более крупного комплекса. Мне кажется, что не только профессиональным искусствоведам, но и всем любителям русской архитектуры надо внимательно ознакомиться с данной работой.
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Архитекторы, Ближнее Подмосковье
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments