archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Categories:

Архитектура в книжной графике XVII века

Давайте поговорим о чем-нибудь красивом. О нарядных книгах, например.
Тем более, что эти книги не напечатаны – а нарисованы от руки.
То есть фактически это не рукописные книги, а нарисованные книги. В которых рисунок является главным элементом. А рукописный текст только дополняет страницу, весьма скромно и тактично заполняя отведенное ему место. И в качестве примера я хочу показать две страницы из книги «Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских»  (1646 год). Это самая середина XVII века, время правления царя Алексея Михайловича «тишайшего», хотя с таким определением сложно согласиться.


Два листа.jpg

Где и в каких условиях художник рисовал страницы этой книги, в какой палате он работал, в каком городе, в каком кремле или монастыре – все эти исторические вопросы для меня сегодня второстепенны. Как ему работалось – днем у монастырского окна-бойницы, или вечером при тусклом свете свечи – никто не знает. Но свою работу он выполнил великолепно.  Главное – красиво. Именно искусство создания книги и восхищает нашего современника.

0-0009-И.jpg

На первом листе портрет-икона Сергия Радонежского. Традиционная компоновка и цвета.

Вторая страница еще более интересная. На ней целая композиция из рисунков и цветочного орнамента. Но, наверное, самым главным на листе является заглавие. Оно выполнено строгим шрифтом, который называется «устав», в золотистых тонах, буквы прочерчены по линейке и украшены таким количеством завитков, что сегодня мы с трудом сможем его прочесть. А затем идет основной текст, так называемый «полуустав» - с мелкими буквами и наклоном. Но в нем нашему современнику разобраться проще.

0-0010-И.jpg

Следующая страница  иллюстрирована уже целой галереей рисунков, один другого интереснее. С какой тонкостью художник нарисовал сюжеты! И самый первый рисунок хочется посмотреть повнимательнее, он «чертовски» интересен.

Деталь.jpg
        
«Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошел сам дьявол со множеством бесов. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом». В такой интерпретации представлен фрагмент книги в переводе с древнерусского на наш современный русский язык. Не имеет смысла искать его среди завитушек текста, все равно найти трудно. Давайте лучше посмотрим, что изображено на иллюстрации, то есть художником того времени, который уж конечно разбирался в тексте лучше нас!
На рисунке два персонажа. Только вот Сергий Радонежский прогоняет беса не молитвой, а чем-то совсем другим. Что у него в левой руке, не могу понять. Метла? Или это кувшин со святой водой? А бес «чертовски» хорош собой – с женскими бедрами, с хвостом, и с демоническими крыльями. Ой-ой, как страшно! Помнится, у Врубеля демон с крыльями, да и Лермонтовский демон тоже «летал над грешною землей». А что у беса в руке, наверное – «диавольские» крючья, грешников в ад утаскивать?
Но необходимо все-таки сказать, что по принятой в те времена традиции бесу надо бы быть пониже ростом. Уж не как не в рост с преподобным. Начальство недосмотрело, такую ересь пропустило. Слава богу, что хоть я через триста пятьдесят лет заметил несоответствие канонам.......:)

Вот как много информации можно найти в маленькой книжной миниатюре, созданной в середине XVII века неизвестным русским художником.

......................................................................................

Ненаписанные метки: Древнерусская книга
Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, Архитектура в живописи и поэзии, Рисунки и графика
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments