galik_123 (galik_123) wrote in architectstyle,
galik_123
galik_123
architectstyle

Categories:

Виртуальная экскурсия по особняку Трубецких-Щукиных


"Танец" и "Музыка" Матисса сразу бросались в глаза при входе в особняк Щукина в Большом Знаменском переулке

В начале XX века московский особняк Трубецких в Большом Знаменском переулке принадлежал Сергею Ивановичу Щукину - владельцу огромной текстильной империи. Вот здесь и появился первый открытый для публики музей нового западного искусства. Даже во Франции это искусство ещё не признавали, тем более в России об импрессионистах почти никто не знал. Основной публикой были молодые художники и студенты художественных школ, тем временем в буржуазных кругах Щукина воспринимали как человека со странностями.

1.

Особняк Щукина в Большом Знаменском переулке, 1900. Фото: Shchukin collection / collectionchtchoukine.com

Когда Щукин начал собирать свою коллекцию, он был в зените могущества, у него была красавица жена и четверо детей, усадьба, все стены которой завешаны прекрасными картинами. Но 1904 год стал для его коллекции особенным, пристрастия коллекционера изменились. В собрании Сергея Ивановича в итоге оказались тридцать семь Матиссов, пятьдесят один Пикассо и восемнадцать Деренов, не считая Гогенов, Сезаннов, Ван Гогов и Мане. Щукин покупал картины, но ничего никогда не продавал. Со временем стены дома оказались вплотную увешаны картинами в два-три ряда, от пола до потолка
Потеряв младшего сына Сергея, который исчез из дома в 1905 году, а через два года и жену, которая не вынесла горя, Щукин изменился. В октябре 1907 года он снарядил караван и отправился к Синаю. По дороге понял: смысл жизни надо искать не там, а в ателье парижских художников. С 1909 года С.И. Щукин открыл свой особняк для всех желающих познакомиться с коллекцией. Развеской картин Щукин занимался сам.
2.



В центре коллекции Щукина были три художника: Пикассо (50 работ), Матисс (37 работ) и Гоген, им в особняке были выделены персональные залы. Некоторые фотографии залов особняка и документы по истории коллекции Сергея Ивановича Щукина были представлены на выставке "Щукин. Биография коллекции", проходившей прошлым летом в Пушкинском музее.
3.

Зал Пикассо (кабинет) в доме С.И. Щукина. Москва, Большой Знаменский переулок, дом 8. 1913-1914. Фотография. ГМИИ им А.С. Пушкина

А сейчас хочу показать фотографии, подготовленные к выставке "Шедевры нового искусства. Собрание Сергея Щукина. Государственный Эрмитаж - ГМИИ им. А.С. Пушкина", которая проходила в 2016 году в парижском Fondation Louis Vuitton (из журнала www.vogue.ru), и предлагаю совершить виртуальную экскурсию по залам особняка в Большом Знаменском переулке при жизни Щукина.
4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



12.



13.



14.



15.


В августе 1914-го границы закрылись, русские банки отказывались переводить деньги, покупки картин в Европе стали невозможны. В августе 1918 года Щукин уехал из Москвы вместе со старшим сыном Иваном (который потом закончит Сорбонну и станет ведущим специалистом по персидской миниатюре). Чуть раньше Москву покинула жена с маленькой дочкой (в 1914 году Сергей Иванович женился на пианистке Надежде Конюс, в 1915 году у них родилась дочь Ирина). Семья воссоединилась в немецком Веймаре. После оформления всех документов летом 1919 года бывший московский богач смог въехать с семьей во Францию.
Предусмотрительный Сергей Иванович перед войной перевёл своё личное состояние в шведский Stockholms Handelsbank. Это позволило семье жить безбедно, но с коллекционированием было покончено раз и навсегда.
Tags: 6. Стиль АМПИР, Живопись, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments