lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 25. 1753-1755 гг.

Оригинал взят у lidushka_39 в Санкт-Петербург, ул. Итальянская, д. 25. 1753-1755 гг.
Расположенный на нынешней Итальянской улице бывший дворец Ивана Ивановича Шувалова - яркий островок аутентичного русского барокко, едва ли не утонувший в безбрежном море типового классицизма и броской эклектики, коими переполнена историческая часть Северной Столицы. (След. фото – южный фасад:)
DSCN8674.jpg
Дворец был построен в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны – что позволяет смело отнести его к числу самых старых зданий Петербурга. Роскошное здание за свою историю сменило несколько владельцев и в итоге поступило в собственность государства – до 1917 г в нём располагалось Министерство Юстиции Российской Империи.
Нынче в великолепном барочном особняке разместилась экспозиция "Музея гигиены".
(След. фото – северный фасад:)
DSCN8732.jpg
К великому сожалению, прекрасный архитектурный памятник не сохранил полностью свой первоначальный облик – в результате многочисленных перестроек была утрачена значительная часть уникального барочного декора, искажены историческая форма и расположение дверных и оконных проёмов, кровли и цоколя, а боковые позднейшие пристройки мешают цельному восприятию сей драгоценной архитектурной жемчужины. (След. фото – правое крыло северного фасада:)
DSCN8736.jpg
Также, увы, утеряны исторические документы, способные пролить свет на авторство проекта и точные даты возведения здания – строительство дворца относят к 1753-1755 годам, а проект приписывают гениальному русскому архитектору Савве Ивановичу Чевакинскому. (След. фото – центральный ризалит северного фасада:)
DSCN8749.jpg
К счастью, свежепостроенный дворец был запечатлён во всей своей исконной красе в период 1750-1760-х гг  как минимум двукратно – изображения как северного (нынче выходящего на Итальянскую улицу), так и южного (выходящего во двор) фасадов были с натуры выполнены художниками, а посему явились бесценными первоисточниками, на основании которых можно мысленно (увы, лишь так) восстановить исторический облик архитектурного памятника. О них – скажем чуть позже. (След. фото – левое крыло северного фасада:)
DSCN8747.jpg
Северный фасад, выходящий на Итальянскую улицу, от позднейших переделок пострадал сильнее – можно предположить, что он считался ”парадным”, а посему особое внимание уделялось соответствию его внешнего вида модным на момент осуществления реконструкции архитектурным тенденциям (вне зависимости от степени последовавших при этом утрат).
1910.jpg
Южный же фасад (он на следующем фото), будучи, к счастью, скрыт во дворе от взглядов праздношатающейся публики, особого беспокойства своим моральным обликом не вызывал – и на его перелицовку сил и времени было потрачено несравнимо меньше. Собственно, знаменитое Петербургское Барокко – точнее, к сожалению, его четкая, пронзительная, изящная тень - живёт сейчас именно в этом самом дворе на Итальянской, 25:
DSCN8722.jpg
Историческим ядром многократно реконструированного здания является центральный корпус (длиной в 13 окон) по Итальянской улице (он на след. фото), сохранивший традиционные для барокко элементы пространственно-планировочной композиции, коими являются живописнейший трёхгранный ризалит северного фасада (трансформировавшийся с южного тыла в прямоугольный дворовый) в качестве оси симметрии + два боковых крыла в три окна, фланкированные прямоугольными в плане ризалитами в два окна, завершенными треугольными фронтонами:
DSCN8761.jpg
Остальная часть здания – многочисленные позднейшие пристройки, останавливаться на которых мы не будем, мысленно стираем их ластиком и отправляем в небытие. (След. фото – план второго этажа, север - сверху:)
План.jpeg
В своём первоначальном виде бесподобное архитектурное чудо простояло всего два десятилетия: И. И. Шувалов прожил в своём дворце 10 лет, после чего (в связи с восхождением на императорский престол Екатерины Великой) был вынужден покинуть Петербург, распродав недвижимое имущество. Новые владельцы уже в 1774-1776 гг затеяли масштабные строительные работы, дополнив изысканный барочный дворец грубой пристройкой с востока (видимо, посчитав её достойной альтернативой дотоле существовавшей здесь торжественно-помпезной, но столь непрактичной колоннаде – мы её увидим чуть позже) и перелицевав все фасады в новом, входящем тогда в моду и постепенно набирающем обороты, стиле, который в общем и целом принято называть классицизмом.(След. фото – окно первого этажа южного фасада:)
DSCN8679.jpg
Южному фасаду, выходящему во двор усадьбы (он на след. фото), можно сказать, ещё повезло - от рук инициативных вандалов он пострадал в меньшей степени – именно к нему советую направляться в первую очередь, благо, как выяснилось, двор, в который он выходит, открыт для доступа. Правда, сей двор оказался основательно загромождён транспортом – сделать полноценную панораму здания, еще и замаскированного раскидистой кроной дерева, увы, сложно.
DSCN8702.jpg
Итак, с юга дворец Шувалова на Итальянской - симметричное трёхэтажное здание с прямоугольным выступом-ризалитом в центре, отмечающим расположение внутри здания двусветного парадного восьмигранного зала. Правильнее было бы назвать верхний этаж – полуэтажом (что объясняет сравнительно небольшие размеры его оконных проёмов), ибо сделан он был главным образом для лучшего освещения парадного зала.
DSCN8647.jpg
Первый и второй этажи разделены многопрофильным карнизом.
Углы ризалита фактурно выделены пилястрами: рустованными на уровне первого этажа и гладкими на уровне второго-третьего этажей.

DSCN8662.jpg
Капители пилястр украшены цветочными гирляндами:
DSCN8690.jpg
Богатейший венчающий карниз, буйство светотени, при удачном освещении глаз не оторвать.
Одни из самых ярких элементов дворца – окна разных форм и размеров, самые шикарные из которых, с полуциркульным завершением – во втором ярусе ризалита.

DSCN8674.jpg
Удивительно, как в нашем, не самом мягком, климате люди зимовали в домах с такими огромными окнами.
Над центральным окном – разорванный лучковый фронтон на фигурных кронштейнах, с лепной барочной композицией:

DSCN8668.jpg
Окна первого этажа оформлены профилированными архивольтами на импостах, с замковыми камнями в виде симпатичных львиных морд:
DSCN8676.jpg
Одна из этих морд печально созерцает кровлю кирпичной хозяйственной пристройки под собой:
DSCN8646.jpg
И сдаётся мне, что “львиные” эти окна когда-то были дверями – во всяком случае, для выхода во двор с этой стороны здания они были бы абсолютно логичны.
DSCN8717.jpg
В пользу этой версии свидетельствует сделанный с натуры старинный чертёж, к сожалению, не слишком высокого качества. На аксонометрическом плане Петербурга, составленном в 1765-1773 гг (т.е. до первой перестройки Шуваловского дворца) запечатлён исторический южный фасад нашего памятника:
page_0010.jpg
Дверные проёмы в первом ярусе ризалита читаются вполне внятно. Также по центральной оси заметен небольшой лучковый фронтон, а в левой части, над двумя крайними окнами - фронтон треугольный (ни того, ни другого не сохранилось).
Дальше – окна. Прежде всего, на чертеже у большинства из них просматриваются наличники явно иной, нежели теперь, формы (сейчас во втором ярусе остались лишь лучковые и треугольные фронтоны с рамочными наличниками, а в первом ярусе – наличники с изломами-”ушками” в верхней части) – что не удивительно, принимая во внимание, что здание пытались “окультурить” неоднократно, а охраной памятников елизаветинского барокко в ту “культурную” пору  заниматься было некому.

DSCN8695.jpg
Кроме того, глядя на окна, нельзя не обратить внимания на проёмы третьего этажа. С ризалитом вроде всё в порядке – ну разве что нынешние наличники выглядят примитивнее.
DSCN8704.jpg
А вот окна левого крыла здания на чертеже – эллипсы, вытянутые по горизонтали, к тому же окруженные богатыми наличниками. Смотрим, как выглядят те же проёмы третьего этажа нынче:
DSCN8697.jpg
Чувствуете разницу?
Сохранились сведения о полной замене кровли в ходе масштабного ремонта в 1810-х гг – как раз в то время проводилась реконструкция здания, приспосабливаемого под нужды размещаемого в нём Министерства Юстиции. Также была проведена внутренняя перепланировка – возможно, с переделкой помещений верхнего полуэтажа. Тогда же и могли пострадать чудесные овальные окна, в итоге изменившие форму на банальный (и, вероятно, более практичный) прямоугольник. Верхние границы обновлённых окон оказались даже выше линии старинного барочного карниза, на которую указывает горизонтальная белая линия у основания капители пилястры:
DSCN8706.jpg
Пятое окно слева, оно квадратной формы, соответствует изначальному местоположению исторических овальных окон – их горизонтальная ось проходила через отрезок, соединяющий нынче середины двух противоположных вертикальных сторон квадрата. Остальные четыре овальных верхних окна дорисовать мысленно не составит труда, добавив к ним для полного комплекта достойные наличники.
Переместимся к правому крылу дворового фасада, на третьем этаже которого на одной линии расположены три квадратных окошка – именно на этом уровне располагались их овальные предшественники:

DSCN8650.jpg
Четвёртое окно того же этажа ”подпрыгнуло” вверх, оторвавшись от коллектива – видимо, согласуясь с внутренней планировкой помещений. Ярко освещённая солнцем желтая стена справа – перпендикулярная восточная пристройка 1770-х гг. Стык забавно расположен впритирку к наличникам окна:
DSCN8652.jpg
Заодно рассмотрим поближе отделку окон второго этажа – мысленно вернув на своё законное место (в опустевшие нынче тимпаны фронтонов) пышную лепнину, которая здесь явно когда-то присутствовала:
DSCN8709.jpg
С двух торцов ризалита видны заложенные проёмы двусветного зала:
DSCN8653.jpg
Здесь можно рассмотреть один из немногих уцелевших барочных элементов, коими когда-то был щедро украшен дворец: сохранившиеся шикарные кронштейны сандрика под лучковым фронтоном:
DSCN8685.jpg
Остаётся только горько плакать по поводу утраченного в екатерининскую эпоху архитектурного богатства – достоверно известно, что барочный декор здания беспощадно уничтожили в ходе первой же его реконструкции 1774-1776 гг.
DSCN8688.jpg
В тот же период на северном фасаде, выходящем на Итальянскую улицу (теперь мы перемещаемся к нему), заодно с узорчатыми наличниками были сбиты и фронтоны над окнами второго этажа (на южном фасаде, как мы уже увидели, они сохранились):
DSCN8758.jpg
Вместо них, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту,  между окнами 2 и 3 этажей, в противовес всевозможным легкомысленным барочным “рюшечкам”, поместили – в духе времени – прямоугольные филёнки с лепными изображениями провисающих драпировок:
DSCN8759.jpg
Не иначе, хотели как лучше.
Новомодный архитектурный стиль проповедовал сдержанность – и вычурное рококо в столице (а впоследствии и в провинции) превратилось в дурной тон и кое-где было, увы, тотально закатано в однообразный типовой классицизм.

DSCN8713.jpg
Как именно выглядел северный фасад дворца до всех переделок, известно благодаря картине ”Выезд Императрицы Елизаветы Петровны”, написанной в 1750-х гг:
Выезд Елизаветы Петровны-1.jpg
Мелких деталей разглядеть не удастся, но в общем и целом масштаб утрат примерно ясен. Здесь видна и уничтоженная в 1770-х гг шикарная колоннада со впечатляющими воротами – сейчас нет ни её, ни дальних дворовых корпусов с куполами, ни статуй на крышах дворца.
 К счастью, на северном фасаде таки уцелели симпатичные овальные окна верхнего полуэтажа – вполне возможно, со двора они выглядели так же.

DSCN8745.jpg
Оригинальная система крепления оконных рам – к вертикальной балке, и форма форточек уникальнаяJ
Утраченные исторические наличники, разумеется, очень жаль – но можно себя успокоить, например, тем, что считать их принесёнными в жертву в обмен на сохранившийся практически в аутентичном виде потрясающий барочный центральный ризалит северного фасада – именно им любуются пешеходы Итальянской улицы (второй-третий этажи из окна авто не видны).
DSCN8757.jpg
Средняя грань выделена парными трехчетвертными колоннами большого ордера. Над нею – раскрепованный лучковый фронтон. Солнечные лучи освещают этот фасад лишь на закате – практически весь световой день великолепная архитектура пребывает в тени, а ведь барокко, изобилующее фактурными рельефными деталями, лепниной, разнокалиберными завитушками, многопрофильными раскреповками, рассчитано на восприятие именно при солнечном освещении - оно даёт неповторимую игру светотени.
DSCN8750.jpg
Высокий двусветный парадный зал со стороны Итальянской улицы имеет три выхода на балконы (балконные решётки – исторические). Балконные полуциркульные проёмы оформлены рамочными наличниками с такими же лепными кронштейнами, на которые опираются сандрики с лучковыми фронтонами, аналогичные тем же элементам южного (дворового) фасада – мы их рассматривали детально.
DSCN8735.jpg
Утраченной декоративной лепнины, конечно же, для полноты картины очень не хватает.
DSCN8755.jpg
Разумеется, и дверной проём вкупе с дверью когда-то был несравнимо изящнее:
DSCN8730.jpg
И фронтоны боковых ризалитов не выглядели так сухо и уныло:
DSCN8760.jpg
Расстекловку, кстати, повторили по дореволюционным образцам:
1912 г-1.jpg
А кондиционеров на всём историческом здании – только два: и те спрятаны во дворе за раскидистым деревом, поди отыщи.
DSCN8718.jpg
Да, чуть не забыла. Хорошо, что мы вернулись во двор.
DSCN8665.jpg
Здесь осталась неохваченной интересная поздняя пристройка круглой формы:
DSCN8691.jpg
Вероятно, что-то типа бывшей чёрной лестницы – чтобы из Министерства Юстиции, в случае возникновения особо щекотливых ситуаций, можно было незамеченным выскользнуть, и, просочившись в бесконечные проходные дворы, раствориться в столичной толпе…
DSCN8683.jpg
Tags: 3. Стиль БАРОККО, 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Архитектурные чертежи, Исторические исследования, Петербург
Subscribe

  • Тверь – часть первая

    Город Тверь является административным центром Тверской области и Калининского района, Расположен на берегах реки Волга в районе впадения в неё рек…

  • Вознесенский Оршин монастырь

    Вознесенский Оршин женский монастырь находится в пгт. Орша в Тверской области. (GPS: 56.799987, 36.182282) 01 Большая часть истории Оршинского…

  • Церковь Рождества Богородицы

    Церковь Рождества Богородицы находится в селе Городня в Тверской области. (GPS: 56.711649, 36.326720) 01 Городня впервые упоминается в…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Тверь – часть первая

    Город Тверь является административным центром Тверской области и Калининского района, Расположен на берегах реки Волга в районе впадения в неё рек…

  • Вознесенский Оршин монастырь

    Вознесенский Оршин женский монастырь находится в пгт. Орша в Тверской области. (GPS: 56.799987, 36.182282) 01 Большая часть истории Оршинского…

  • Церковь Рождества Богородицы

    Церковь Рождества Богородицы находится в селе Городня в Тверской области. (GPS: 56.711649, 36.326720) 01 Городня впервые упоминается в…