В западном конце Заставской улицы обращает на себя внимание эффектное промышленное здание эпохи модерна. Это один из еще сохранившихся цехов Петербургского вагоностроительного завода, позднее ставшего Вагоностроительным заводом имени Егорова. Ныне это предприятие уже ликвидировано, а добрая половина корпусов уже снесена. Тем не менее, сегодня мы поговорим об истории этого завода и посмотрим те корпуса, которые дошли до наших дней.
Свою историю предприятие ведет с 1874-го года, когда Федор Карлович Ретшке (по разным данным, немец или шотландец) основал на Московском проспекте фабрику по изготовлению патронных ящиков. Фамилию Ретшке очень скоро руссифицировали, и она превратилась в Речкин, поэтому и завод все стали называть заводом Речкина. Предприятие росло и вскоре перепрофилировалось на производство экипажей. Также здесь выполняли военные заказы: понтоны, полевые кухни, обозные повозки. В 1884-м году Речкин приобрел соседнюю деревообрабатывающую фабрику, принадлежавшую англичанину Смиту.
В 1897-м году на волне железнодорожного бума предприятие переориентировалось на выпуск железнодорожных вагонов. Одновременно оно сменило название и стало Петербургским вагоностроительным заводом, а через шесть лет предприятие акционировалось, став Товариществом Санкт-Петербургского (с 1914-го года - Петроградского) вагоностроительного завода.
Перепрофилирование завода повлекло за собой активное строительство новых корпусов. Один из самых старых среди них - здание заводоуправления (Московский пр., 115/ Заставская ул., 40), выходящее на Московский проспект:
Оно было построено в 1897-1899 годах по проекту гражданского инженера Н. А. Архангельского.
В 1918-м году завод был национализирован и стал "5-м Государственным механическим и обозным заводом", а в 1922-м году ему присвоили имя Ивана Егоровича Егорова (старого большевика, в 1917-м году возглавлявшего заводскую парторганизацию).
Во время революции на заводе несколько раз выступал Ленин, о чем напоминает мемориальная доска на фасаде.
В советское время завод производил вагоны для железных дорог, а с 1969-го года перепрофилировался на выпуск вагонов для метрополитена:
В начале 90-х годов предприятие акционировалось, превратившись в ЗАО "Вагонмаш".
Увы, в 2013-м году предприятие обанкротилось, и большая часть корпусов было снесено, а на их месте началось жилищное строительство.
Ворота, ведущие на территорию жилого комплекса - это бывшая стена одного из цехов:
О том, каким он был в советское время мы можем судить по этим старым фото:
Заходим во двор:
Остатки стелы, посвященной работникам завода, погибшим во время Великой Отечественной (что интересно, при застройке территории он был сохранен и 11 мая 2017-го года его торжественно открыли вновь, однако прошло всего три года и от памятника остались рожки да ножки):
А так она выглядел во время открытия памятника:
Бывший корпус заводской лаборатории (Московский пр., 115 Ш), построенный в 1916-м году:
Слесарно-сборочная мастерская (Заставская ул.,44, корп. 2) была построена в 1915-м году по проекту гражданского инженера Г. Х. Розовского. Первоначально предполагалось сохранить это здание, переоборудовав его под детский сад, но в итоге корпуса снесли, а затем построили заново по современным технологиям:
Однако самый эффектный из сохранившихся корпусов - бывшая малярная мастерская (Московский пр., 115 Р):
Она была построена в 1912-1914 годах гражданским инженером Г Х. Розовским:
Здание удачно использует мотивы средневековой архитектуры, эффектно контрастирующие с фонарями верхнего света:
Еще один корпус завода, слесарно-сборочная мастерская (Московский пр., 115 В), прячется за забором:
Правда мне удалось сделать кадр через щелочку ворот:
Этот корпус построен все тем же инженером Розовским в 1912-1914 годах:
И несколько кадров снесенных корпусов, взятых с сайта citiwalls.ru:
Community Info