proofreader_z (proofreader_z) wrote in architectstyle,
proofreader_z
proofreader_z
architectstyle

Categories:

Готическая капелла Петергофа

Оригинал взят у  proofreader-z  в  Готическая капелла Петергофа



3 января 2020, https://yandex.ru/maps/-/CCQtQPClOD



В 10 томе Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии (1885) читаем:


(фото 1881-1882):


В качестве авторов все обычно называют  ШинкеляМенеласа  и  Шарлеманя.



Александр Фёдорович Гейрот  (послуживший и в Петергофском дворцовом правлении, и в  мин. Императорского Двора)  в своём «Описании Петергофа» (1868) повествует:




Однако,  о. Александр Автономов (священник до боли всем знакомого петергофского  дворцового храма,  и автор широко известного «Описания императорских придворных церквей» (1888) возражает почтенному генералу:




Уж не ведаю, как там Гейрот опечатался с датою, но сомневаюсь, что он просто придумал историю с заказом "во время пребывания" царя в Берлине,  тем паче, что Николай побывал там как раз "накануне" появления проекта.



У нашего блестящего историка,  Сергея Спиридоновича Татищева,  тот визит описан столь красочно и подробно, что хочется привести хоть кусочек («Император Николай I и иностранные дворы», 1889):


Короче, сплошной триумф русско-немецкой дружбы:





У  современных авторов находим, что:

Но, выражаясь теперешним языком, это был лишь "эскизный проект". "Рабочую документацию" выполнял уже Менелас (т.е. он не просто "осуществлял непосредственное наблюдение за строительством", как пишут там  или  сям).



В сети встречаются вышеупомянутые материалы Шинкеля, видимо сканированные с  антикварных изданий:



На них виден и тот самый "рисунок иконостаса, предложенный Шинкелем":



А на акварели академика  Эдуарда Гау видим, как выглядел реальный иконостас в середине XIX века:



О закладке храма сказывают:



Публиковалась и схема укладки тех самых "камней с вензелями":





Церемония закладки происходила уже после возведения подвала, о чём узнаём всё у того же Автономова (да и вообще, мне кажется именно к нему восходит болшая часть подробностей строительства, встречаемых в печатных и электронных изданиях:




Подвал предназначался для размещения котельной. Капелла строилась как отапливаемое здание, пригодное для круглогодичного использования. Часто встречающаяся фраза, типа  "богослужения в нем проводились только в летнее время",  не ясно кем и зачем придумана. Конечно, она была церковью  "летней дачи",  но августейшие особы живали там и в другие времена года.



Тем же летом произошла и "смена руководства":









Далеко не всем идеям и планам Менеласа суждено было сбыться. Для большей пожаробезопасности



Да и наружняя отделка предполагалась куда более изысканная и в лучшем соответствии с романтическим стилем здания:



(фото 1894):




А по сему, фасад оштукатурили, паркет положили, иконостас выполнили "изъ сосноваго дерева подъ лакъ съ позолотою".

(чужая фотка  оттуда)


Там же подобрал я и сей прелюбопытный чертёж:



Известно, что тот же "слесарный мастер" установил на храме и "два громоотвода".

(фото 1970-1978)


Шинкель на чертежах своих увенчал большие башни капеллы  крестоцветами,  вместо коих Шарлемань, не долго думая, нарисовал было четырёконечные кресты. Но Николай Палкин, почему-то считавший себя жутко православным,

Так церковь обрела свои шестиконечные кресты.



Капеллу нередко называют лучшей постройкой Александрии. Соглашусь. Оне действительно самое совершенное творение этого парка, где мы нынешней зимою обошли вроде всё кроме  Нижней дачи,  которую взорвали при Никите-курузнике, а теперь взялись восстанавливать. Короче, есть повод заехать туда снова ...


Tags: 7.1 - "ложная готика", Петербург
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments