archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Categories:

Подмосковная усадьба Пехра-Яковлевское

Это репортаж об очень красивой подмосковной усадьбе Пехра-Яковлевское.
Усадьба входит во все путеводители и справочники по архитектуре Подмосковья.
Это классика жанра... :)
Материал подготовлен моим другом
danatapochkina.
Размещение в нашем Журнале согласовано с автором статьи.


Почти два с половиной века земли тут принадлежали Голицыным, они же создали здесь усадебно-парковый комплекс. Обо всех остальных владельцах до и после информацию найти совсем несложно, поэтому не буду вдаваться в такие подробности. Мне хочется поговорить о лучших временах, о периоде расцвета усадьбы, связанном именно с Голицыными.


(Фото отсюда)

Голицыны — самый многочисленный княжеский род России, с XVIII века разделявшийся на четыре крупные ветви. Среди них встречались и богатейшие люди России (из числа Алексеевичей), и захудалые провинциальные помещики (из числа Васильевичей).

Голицыны всегда были на виду, всегда занимали значительные государственные должности, были возле Царского, а позже Императорского трона. Даже сухие цифры свидетельствуют о значении рода и его роли в истории нашего Отечества. В голицынском роду было 22 боярина: ни один другой род не имел на Руси стольких бояр — ближайших советников Московских Государей. Среди Голицыных было два фельдмаршала, 50 генералов и адмиралов, 22 Георгиевских кавалера - орден Св. Георгия давался только за ратные заслуги. Многие Голицыны участвовали в Отечественной войне 1812 года, четверо пали в её сражениях, двое из них на Бородинском поле. Князь Александр Борисович Голицын всю кампанию был бессменным адъютантом главнокомандующего фельдмаршала Кутузова и оставил интересные «Записки об Отечественной войне».

Генерал-поручик Голицын, Пётр Михайлович известен краеведам как один из главных строителей усадьбы и храма при ней. В середине XVIII века он построил в имении деревянный дом с двумя флигелями и расширил парк.
Парк состоял из французского, ориентированного на увеселения и развлечения, и английского - пейзажного парка.



Историки предполагают, что господский дом с мезонином был построен примерно в 1736 году (?). В нём два этажа, на первом когда-то располагались главный зал и столовая с окнами на обе стороны, изразцовые печи и зеркала.

Пётр Михайлович Голицын участвовал в Семилетней войне, отличился при взятии Берлина, в 1768-1769 годах участвовал в войне с Турцией, где тоже отличился. Был командиром Санкт-Петербургского карабинерного полка в Польском корпусе генерал-поручика Веймарна. Одним из руководителей подавления пугачёвского восстания. С 12 марта 1770 года четвёртый по списку кавалер ордена св. Георгия III-й степени. С 4 декабря 1770 генерал-майор, командир пехотной бригады в Польском корпусе с оставлением за ним командования Невским пехотным полком этой бригады и звания бригадира этого полка.

Но генералом он побыл совсем недолго, в 37 лет П.М.Голицын погиб на дуэли с Шепелевым. С дуэлью связана какая-то тёмная история. Что там произошло на самом деле, никому не известно. То ли Голицын побил палкой в строю какого-то офицера Шепелева, то ли Голицын кому-то из них потом по лицу съездил и вытолкал из своего дома. Но драться на дуэли Пётр Михайлович не желал, однако пришлось в итоге. Двое детей остались сиротами.
Эстафету в обустройстве усадьбы от П.М.Голицына принял сначала опекун его сына - вице-канцлер Александр Михайлович Голицын, а затем и сам сын – Михаил Петрович, усадьба при нём буквально расцвела – здесь появились двухэтажный особняк с флигелями, театр и оранжерея.
В Отечественную войну 1812 года усадьба сильно пострадала. Но Голицыны быстро привели её в порядок.





















Михаил Петрович — князь, камергер, библиофил, собиратель художественной коллекции. Князь, в отличие от других своих родственников, почти не прославился на служебном поприще. Служил при дворе, в 1806 г. получил чин действительного камергера, вышел в отставку и переехал в Москву. Сюда он перевёз картины, гравюры, скульптуру и любимую библиотеку, которую собирал с юных лет. О доме М.П.Голицына шла молва как о «московском Эрмитаже».
Он был участником всех аукционов начала XIX в. и приобретал на них немало интересных и дорогих произведений.
Основу коллекции Михаила Петровича составляли картины фламандской школы. Здесь были произведения Рубенса, Рюисдаля, Вандероцера, Метца, Вандергейдена, Теньера. Сюда входили также картины Корреджо.
В собрании имелись скульптурная группа Кановы, античные скульптуры, базальтовый бюст Тита.
В библиотеке Михаила Петровича было много ценных и редких изданий на разных европейских языках.
Художественные ценности М.П.Голицына хранились в городской усадьбе на Старой Басманной в доме 15 близ церкви Никиты Великомученика и в подмосковной усадьбе Пехра-Яковлевское.

Приобретая дорогие вещи для своего собрания и делая это систематически в большом количестве, М.П.Голицын в конце концов разорился, после 1825 г. был вынужден начать распродажу коллекции. Библиотека, увезённая в Париж, продана с аукциона, состоявшегося 3 марта 1825 г. В канун аукциона в Париже был издан каталог.

В 1828 г. владелец продал усадьбу Пехра-Яковлевское И.А.Гагарину. М.П.Голицын умер в Москве после 1836 г.; погребён в Донском монастыре.












После Голицыных ни один собственник имения не владел им так же долго. Владельцы часто менялись, передавая друг другу эстафету по поддержанию усадьбы в должном состоянии. Среди них были князья И.А. Гагарин и Б.А. Лобанов-Ростовский. После отмены крепостного права в усадьбе расположилось волостное правление, а после Февральской революции комиссариат Временного правительства.

После революции Пехра-Яковлевское пришло в упадок. Здесь была организована колония для беспризорных детей, чуть позже в зданиях усадьбы обосновался Зоотехнический институт.

Местные называют это место гиблым, овеянным различными тёмными легендами.






Предположительно в этом здании располагался театр. Но достоверно этот факт не установлен. Что ставили в этом театре, кто играл, неизвестно.












В 1924 году усадьба горела. Говорят, что подожгли её беспризорники. После пожара усадебный дом был восстановлен трёхэтажным, без учета прежней планировки и внешних художественных форм. С 1929—1930 гг. в Пехра-Яковлевском размещаются высшие учебные заведения. До относительно недавнего времени в главном здании располагался Заочный аграрный университет, который несколько раз перестраивал здание. Неизменными остались только парные флигели, которые соединены с домом галереями парных колоннад лаконичного тосканского ордена. С обратной стороны дома, выходящей в парк, сохранилась лестница, украшенная скульптурами львов и сфинксов. Точнее, львы были. Они исчезли в 80-ые годы прошлого века. Наверное, украшают чью-то дачу.
Здесь были львы:












Я совсем не любитель "заброшенки", глядя на запущенность и рузруху, душа болит. Привыкать к этим апокалиптическим видам надо постепенно, как к яду. И думается, что потомки тех беспризорников, что подожгли усадьбу, продолжают гадить вокруг себя, а те из них, кому удалось подняться во власть, не способны ни воспринимать ничего, ни думать ни о чём, кроме денег. За сотню лет им так и не привилось ничего человеческого.

И на фоне ужасающего состояния усадьбы диссонансом смотрится бывшая усадебная церковь - Спасский храм:












Статья дана с некоторыми сокращениями ... :)
Большое спасибо, Татьяна - и фото классные и рассказ интересный!

Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, 6. Стиль АМПИР, Ближнее Подмосковье
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments