Арка – как проезд во двор дома

Оригинал взят у archistorik в Арка – как проезд во двор дома

Арка – как проезд во двор дома

Ах, Арки - арочки! Сколько про них написано в последние годы. Арка во двор, подворотня, целые системы проходных дворов через арки. Сколько их в старых районах Москвы, не счесть!

ф-1.jpg
Арка въезда во двор двухэтажного дома на Школьной улице

Воссозданные купеческие дома на Школьной улице можно считать энциклопедией арочных въездов во дворы. В центре каждого дома устроен проезд. Форма перекрытия арки самая разная, от классической арки до элементарной прямой балки.


Сквозные арки для проезда с улицы во двор появились в России, скорее всего где-то в середине XVIII века, когда начали строить здания без разрыва между домами.
Усадебная застройка предыдущего времени не нуждалась в подобных приемах, дома строили свободно, с разрывами между сооружениями. Застройка улиц «сплошным фасадом» появляется в послепетровские времена в крупных городах. И где-то в те годы появляется и проезд во двор, «прорубленный» на первом этаже дома.

1971 г..jpg
Кадашевская набережная.
Фото 1971 г. из книги: «Памятники архитектуры Москвы, Замоскворечье»

Первоначальная, в основе ещё с 1780-х годов, застройка "сплошною фасадою", что для Москвы конца XVIII века необычно. Купеческие дома на Кадашевской набережной строились на узких, вытянутых с севера на юг участках и смыкались в одну линию вдоль набережной. И конечно – торговые помещения располагались на первом этаже и жилые на втором. И каждый дом имел арку для въезда во двор.

В дворянских зданиях Москвы XVIII века я не могу припомнить сквозные проезды. Думаю, что подобное решение просто не могло придти в головы в то время – проезжать во двор под зданием. Его же спокойно можно было объехать и попасть во двор через ворота около дома.
Но вот в усадьбе Лунина на Суворовском бульваре уже появляется подобный въезд. Небольшой двор за корпусом, конечно, требовал въезда, но ведь его можно было устроить с Калашного переулка?

ф-2.jpg


ф-3.jpg

Но был запроектирован сквозной проезд под зданием. Повторяю – в классическом особняке, даже в начале XIX века, во времена Ампира, такое решение единичное.

Может быть - мои читатели смогут найти другие примеры?

Но к середине XIX века уплотнение застройки и создание сплошных фасадов вдоль улицы уже активно потребовали устройства сквозных проездов под домами. И начали появляться наши любимые арки.

Наиболее интересны проезды в двухэтажных домах, построенных для московских купцов в начале XIX века. Дом включал в себя торговые помещения на первом этаже и жилые комнаты на втором. Проездная арка обычно располагалась по центру дома, но случались и другие решения. До наших дней дошел целый ансамбль подобных купеческих домов в районе Алексеевской слободы, на Таганке.

ф-4.jpg
Комплекс домов начала XIX века на Большой Алексеевской улице (ул. А.Солженицына)

ф-5.jpg
Арочный проезд во двор виден в центре каждого дома

В Рогожской слободе были целые кварталы с такой системой застройки. На современной Школьной улице, которая была воссоздана как музейный комплекс, можно детально рассмотреть все эти интересные здания.

ф-6.jpg
И арки самых разных форм.
На данном снимке две ближайшие арки относятся к типу – сегментная арка

ф-7.jpg
И снова Школьная улица. Ритм арочных окон и полукруглая арка въезда во двор


Необходимо сказать, что в ХХ веке наш язык так обновился, что многие понятия нашего времени уже не соответствуют словарю классицизма и вообще прошлых лет.  Есть классическое определение слова «Арка», и звучит оно так – «криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами….»

Схемы арок.jpg

Но сегодня, говоря о проездных и проходных арках, устроенных в первых этажах домов, мы акцентируем свое внимание не на форму арки, а на сам факт сквозного прокола в здании.
И на нескольких примерах я постараюсь разъяснить суть противоречия.


Во второй половине  XIX века в строительстве начинается период активного применения железобетонных и металлических конструкций для перекрытий, балок и так далее. Традиционная арка, которая характерна именно для стен из штучных материалов – камня и кирпича – начинает заменяться железобетонной или металлической балкой. И проще и дешевле.

Но традиция устройства въезда или входа через АРКУ сохраняется на многие десятилетия. И получилась веселая нелепица, при которой мы традиционно называем арками въезды во дворы, устроенные в толще первого этажа здания. Хотя конструктивно это уже не арочные конструкции – а балочные. Сплошь и рядом такие проезды декорируются ложными арками для создания традиционного образа.
Вот такие пироги!

ф-8.jpg
Въезд во двор дома на Цветном бульваре. Проезд перекрыт с помощью металлических балок,
а со стороны фасадов выполнена декоративная сегментная арка


Да ….. сегодня все мы полюбили арки - арочки!  Полюбили – как часть образа Старой Москвы.

Так же со второй половины XIX века в Москве активно началось строительство домов с внутренними дворами, дворы-колодцы стали неотъемлемой часть не только Питера,  но и Москвы. Из множества примеров я хочу показать один снимок, сделанный недалеко от памятника Пушкину.
Взгляд через три проходных двора и четыре арочных проезда.
На этой совершенно случайной фотографии весь этот уникальный переход от Козицкого переулка в сторону Пушкинской площади  виден во всех деталях.

ф-9.jpg
Цепочка проходных дворов от Пушкинской площади до Козицкого переулка.
Это красивая внутриквартальная улица!
А в наши дни еще и наполненная кафишками и ресторанчиками, то есть людная улица
ф-10.jpg
Вот так выглядит все сверху!

ф-11.jpg
Двор-колодец, один из цепочки проходных дворов

Но самый расцвет проходных дворов, проездных арок, дворов-колодцев приходится на рубеж веков, с конца XIX века и до 1914 года. Последние жилые многоэтажные дома в стиле эклектики и модерн – вот в этих домах количество арок превыше всего. Арки чисто функциональные, можно сказать – скромные, и арки шикарные, призванные показать высокую категорию дома. Мол, чем шикарнее входная арка, тем выше престиж жителей дома. Вот один из таких домов на Пушкинской улице, 9 (Большая Дмитровка), дом с магазином «Чертежник», очень популярном у студентов МАрхИ в шестидесятые годы.

ф-12.jpg
Шикарная, декорированная лепниной арка на Пушкинской улице

ф-13.jpg
Еще один вид из внутреннего двора на арку въезда. Ордынский туп. 6.
По архитектуре это арка скромная, деловая.
Пример классической полукруглой арки,
которые в многоэтажных домах на рубеже веков встречаются не часто

ф-14.jpg
Это не дворец сказочного принца,
а всего лишь арка въезда во двор дома, построенного на ул. Горького, 6. (Тверская).
Арка по всем правилам классической архитектуры, и даже украшена кессонами,
недаром это время «освоения классического наследия».
Вид на Саввинское подворье

ф-15.jpg
Арка въезда во двор дома на Большой Садовой, 10.
Сегодня это место знают все москвичи, ведь впереди виден двор музея Булгакова

Въездная арка, по типу «трехцентровая» - весьма распространена во времена модерна.
Место это многие годы было известно только отдельным любителям. Но сегодня во дворе находятся сразу два музея писателя Булгакова, и очень много посетителей.  Как-то в былые годы я заглянул сюда, мои эмоции о прогулке - в рассказе: Однажды весной на Патриарших

ф-16.jpg
И, напоследок – проезд во двор жилого дома на Кутузовском проспекте.
Много лет я входил во двор к своим школьным приятелям через эту арку,
и только теперь понимаю, как чудно изменился наш язык в ХХ веке.
Ведь арки-то здесь и нет!

А как правильно назвать такой проезд внутри здания во двор? Я даже и не знаю. Мы все настолько привыкли к слову арка, что замену придумать сложно. Последний вопрос я обращаю к моим читателям, которые – я это уже понял – весьма подробно умеют разобраться в самых запутанных проблемах и найти неожиданный ответ.

Очень интересная, нетронутая тема.
В самом деле, я не могу припомнить арки в дворянских усадьбах.
Потом нашелся один пример - арка в доме Демидова - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/moskovskij_pozhar_1812_g/0-258 - через которую хозяин подъезжал к парадной лестнице. Уже под домом. А то вдруг дождик пойдет, как в этом сезоне - у сиятельного владельца головка может намокнуть ))
Буду теперь внимательно присматриваться к особнякам на этот предмет.)
Много всего интересного есть в русской архитектуре......
Я потому и задумал этот журнал в несколько необычном "стиле", что бы каждый смог найти в архитектуре свой любимый предмет, свою любимую тему.
Пятницкая, дом 19.
"Деревянный дом купца Ивана Иванова, стоявший на этом месте, сгорел во время пожара 1812 года. Участок, выставленный на продажу в 1817 году, приобрела купчиха Фёкла Великолепова. Она восстановила здание и оформила его в традициях московского классицизма. Впоследствии усадьбой владели Николай и Дарья Великолеповы, затем она перешла к купцам Маховым, которые приспособили первый этаж под торговую лавку. В 1914 году здание перестраивалось архитектором Михаилом Аладьиным. В советское время особняк был разделён на коммунальные квартиры, в 1970-х годах — передан Главному управлению охраны памятников. Теперь здесь располагается Департамент культурного наследия города Москвы".
Арка есть, но усадьба купеческая.))
Да, хороший пример арки под домом )
И к тому же здесь арка является важнейшим архитектурным элементом, центром всей композиции.
Вообще - фасад приятный во всех отношениях......
Типичный московский особнячок, наверное, таких в 19 веке в Москве было немало.
Правда, когда я прочитала его историю, вдохновение на написание о нем не пришло.)
Конечно, ничего особо выдающегося в нем нет. Самое главное его достоинство в том, что он уцелел в годы "беспредела"  90-х и 00000 (нулевых) годов.
А вот все дома на набережной -
1971 г..jpg

уничтожены и на их месте построены "пенопластовые новоделы". Настоящая архитектурв загублена.....
Вот такие обычные, ничем не выдающиеся, домики и делали город, создавали особую неповторимую ауру.
Кадашевская набережная была очень целостной по масштабу, все дома составляли единую гамму. По сегодняшним меркам многие здания назвали бы неухоженными, но общий колорит застройки был такого высокого уровня, что этот уровень перевешивал. В минувшие годы был проект настоящей реконструкции всех этих двухэтажных зданий для размещения в них подразделений Третьяковки. Позднее все это забылось и почти все дома заменили чудовищными "новоделами". Победила коммерческая сторона, все переделали под так называемые "офисы".......
Чудовищность этого мероприятия состоит еще в том, что "новоделы" очень похожи на настоящую архитектуру и наш неискушенный зритель теперь теряется...... и не знает, как понимать все увиденное ((
Я иногда тоже теряюсь, не знаю как понимать - то ли "реновация", то ли новодел, то ли еще как-то.
Я сожалею об уничтоженной атмосфере, с годами я стала чутко реагировать именно на нее.