archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Categories:

Церковь в Березовке – несбывшаяся уникальность

Церковь в Березовке – несбывшаяся уникальность
Остатки построенных во второй половине XIX века церковных сооружений разбросаны по нашим просторам в огромном количестве. Они построены основательно, фундаменты, стены, своды и большинство конструктивных элементов значительно более надежные, чем в прошлые времена. И как их не сносили, как не пинали за эклектичные фасады, как ни использовали под склады и зернохранилища, они все равно выстояли. Дожили до постсоветских времен. Дожили до признания их если не архитектурными произведениями, то хотя бы вновь храмами.
Недавно мне попалась информация вот про такое здание.
Оно построено в небольшом селе Березовка в Липецкой областей. Проект выполнил Александр Никанорович Померанцев, который является и автором здания ГУМа (1889—1893) в Москве. Церковь построена довольно быстро, с 1893 по 1897 год, она как бы завершает архитектурные искания эпохи эклектики, когда несколько поколений русских архитекторов пытались создать новый «русский стиль».

14c3cd12d8aeecb5aa16c498582b569542638ecc.jpg
В наши дни здание выглядит вот так


Генплан.jpg
На генеральном плане церковь поставлена почти строго по оси восток-запад, что на Руси случается не частое

фото2.jpg Сходство рисунка окна церкви с окнами Верхних торговых рядов на Красной площади конечно присутствует. Но в этом здании количество окон небольшое, и поэтому они воспринимаются по-другому. Во-первых, общие пропорции совсем другие, арка объединяет только два окна, с колонночкой между ними. На каждом фасаде всего по три таких окна (не ГУМ), и каждое окно можно рассмотреть и полюбоваться архитектурными деталями.

1444338_original.jpg
Южный фасад, три окна храма (которые наши блогеры так любят сравнивать с окнами ГУМа) и крыльцо в процессе восстановления

1432194_original.jpg1431111_original.jpg
Отделка фасадов известняком выполнена с высочайшим качеством.

фото1.jpg
Отделка апсиды

Все фасады облицованы резными деталями из Венёвского известняка. И эти затейливые рисунки настолько плотно покрывают стены, что здание воспринимается как резная шкатулка. Здание построено во времена расцвета эклектики и является знаковым сооружением конца XIX века. Объект хорошо известен в узких кругах любителей путешествовать и фотографировать церкви. Интернет наполнен фотографиями, на которых церковь можно рассмотреть со всех сторон и даже с высоты птичьего полета.

Но моя статья совсем о другом ...
Я обратил внимание на ряд очень интересных нововведений, которые автор проекта, архитектор А.Н.Померпнцев применил на свой страх и риск. Ведь у этого здания есть несколько особенностей, которые не видны при беглом осмотре. И понять их возможно только при детальном исследовании.

Для начала надо сказать, что сегодняшнее состояние здания очень сильно отличается от проектного решения. И отличается в худшую сторону.
- Во-первых, многое из того, что было задумано архитектором, изначально не было выполнено. И это пожалуй главная беда.
- А во-вторых, здание сильно пострадало в советское время, а в постсоветские годы было вообще заброшено, что довершило начатое.

Темой моего исследование является сам проект, то есть объемно-панировочное решение сооружения. Оно дошло до нас на чертежах, которые мы сегодня можем найти в одном из альбомов фундаментального труда архитектора и издателя. В.Г. Барановского «Архитектурная энциклопедия XIX в.» 1904 года выпуска. Энциклопедия Барановского вобрала в себя опыт многих зодчих второй половины XIX - начала XX века, как бы подводя итог поискам в области формы, стиля и конструкции.
Культовые здания времени эклектики в альбоме представлены в неимоверном количестве. Есть и материалы о церкви в Березовке.

145.jpg146.jpg

Проект церкви в Березовке показан на двух чертежах, лист 145 и 146. На них три фотографии и два чертежа, фасад и план.
   
По сегодняшнему времени это немного, но если посмотреть внимательно, то информации в них достаточно, что бы разобраться. И сравнить проект с постройкой. Для начала придется немного поработать с чертежами в программе «фотошеп». И придать «картинкам» статус чертежей.

Фасад.jpg
На фасаде мне хочется в первую очередь обратить внимание на галерею, опоясывающую апсиду по окружности. Что это такое?

План.jpgПлан с входами.jpg
На чертеже плана все яснее. Вокруг апсиды была предусмотрена галерея для дополнительных входов в церковь с восточной стороны.
Неожиданное решение предложил господин Померанцев в данном проекте. Входы с востока?
Да это же крамола, невиданное нарушения всех правил «храмостроительства»... :))
Притом два входа, они уже составляют конкуренцию общепринятому  западному входу!

фото3.png
При строительстве что-то произошло, и от этой обходной галереи отказались, она не была построена. А жаль! Церковь недосчиталась очень интересной детали. Могу предположить, что местное церковное руководство сочло такую планировку за нарушение принципов создания православного храма. От галереи отказались, но все-таки два входа по бокам от алтарной части оставили. Каково было их функциональное использование в былые годы, это – право – мне неведомо. Кому позволено было входить в церковь через дверь рядом со святая-святых, то есть рядом с иконостасом? - на такой вопрос я не смогу ответить…

фото-7.jpg
На данной фотографии видно, в каком состоянии дожила до наших дней алтарная часть церкви. А справа виден тот самый вход, который так поразил мое воображение.

10700_20130705_015250.jpg
Интерьер церкви поражает своими гигантскими размерами. Тонкие круглые колонны не затесняют внутренне пространство, через огромные окна интерьер ярко освещен, и центральный неф уже ассоциируется с собором Александро-Невской лавры. Мне думается, что здесь не было обычного многоярусного иконостаса. Наверное – только низкая алтарная преграда отгораживала восточную часть церкви. И эта восточная часть, алтарь, освещалась сверху через единственную в церкви световую главку.

И тут тоже выходит на сцену двойственность эклектики. Ведь если подняться на чердак, то можно увидеть пространство еще большего масштаба.

10700_20171213_224849.jpg Все здание перекрыто огромной металлической фермой. И все своды и арки в интерьере – это всего лишь декоративное оформление. Автор вполне мог спроектировать огромный зал на всю ширину, от стены до стены. И не ставить четыре кругленькие колонночки. Но не стал этого делать.

Хочу акцентировать и еще одну подробность – церковь Димитрия Солунского имеет всего одну очень скромную по размерам главу, и размещается она не над пространством «собственно храма», а над алтарем. Святые угодники, ну что тут натворили эти зодчие конца XIX века, куда не посмотришь – всюду крамола ))

108_0302747b.jpg
И вновь возвращаюсь ко входам с восточной стороны. Ведь для чего-то, или для кого-то эти входы .... все-таки сделали???

..................................................................................................................
Поводя итоги можно выделить два неимоверных новшества в этой церкви. Два неканонических приема, нарушения традиций, принятых при сооружении церковных зданий:
1 – Дополнительные входы в церковь с восточной стороны
2 – Световая глава не над «собственно храмом», а над алтарем

Этот рассказ можно продолжать долго. Например - посмотреть, какой была звонница в три шатра, давно утраченная. Звонница не являлась отдельным сооружением, а была надстройка на крыше общего здания церкви.

2331500694.jpg
Но это было своего рода воспоминание об «узорчатой архитектуре XVII века».

Вот такая она была, эта самая эклектика.
Вообще-то я не любитель эклектики, но в данном случае все сложнее. Перед нами очень цельное здание, в нем все взаимосвязано. Классическая схема: храм-трапезная-колокольня здесь объединились вместе. Конечно, прием не новый и в русской деревянной архитектуре очень часто встречается. Но вот такую цельность в кирпичном здании, да еще в конце XIX века встретить можно не часто.
И - очень высокое качество отделки стен.
……………………………………………….
Все фото из интернета. Всем фотографам, которые в свое время добрались сюда – спасибо.
Друзья, я не покушаюсь на ваши работы, а только привлек фото для иллюстрации своего рассказа.


Москва, 5 сентября 2020 г.


Tags: 7. ЭКЛЕКТИКА, Архитекторы, Архитектурные чертежи, Исторические исследования, Липецкая область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments