lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

ГМЗ Павловск. Дворец Павла I. Росписи Галереи Пьетро ди Готтардо Гонзага.

Оригинал взят у lidushka_39 в ГМЗ Павловск. Дворец Павла I. Росписи Галереи Пьетро ди Готтардо Гонзага.
Росписи, о которых сегодня пойдёт речь, расположены в северном полуциркульном корпусе Павловского дворца и помещены на стене галереи, выходящей к речке Славянке.
DSCN7457.jpg
Две симметричные “циркумференции’ (открытые галереи-колоннады) были возведены Чарльзом Кэмероном в 1782-1785 гг и соединили боковые флигели с центральным трехэтажным корпусом дворца.
DSCN7439.jpg
В 1797-1799 г Винченцо Бренна осуществил перестройку дворца, в ходе которой галереи по всей длине были расширены и надстроены вторым этажом, а с северной стороны, выходящей к берегу реки Славянки, дополнены ещё одной галереей, предназначавшейся для размещения в ней летней столовой.
DSCN7496.jpg
В 1805-1807 гг стены, полы и плафон северной “Светлой галереи” были расписаны фресками с реалистичными изображениями уходящих вдаль иллюзорных коридоров, лестниц, балюстрад, колоннад, украшенных лепниной, скульптурой, наполненных воздухом и светом.
DSCN7459.jpg
Автор росписей – итальянский художник-декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзага, с 1791 по 1810-е годы работавший в России.
DSCN7460.jpg
Гонзага использовал весьма оригинальный для своего времени метод, с помощью которого создаваемые им изображения производили на зрителей впечатление реально существующих объектов.
DSCN7461.jpg
До наших дней сохранились его рисунки и эскизы, выполненные для театральных постановок и торжественных церемоний.
Эскиз2.jpg
Эскиз1.jpg
Ювелирно построенные, с соблюдением законов художественной перспективы, архитектурные чертежи Пьетро Гонзага содержали множество причудливых подробных деталей и создавали видимость трёхмерного изображения.
Эскиз3.jpg
Творческие работы П. Гонзага вполне заслуженно привлекли внимание представителей российской императорской фамилии – художник получил приглашение поучаствовать в обустройстве Павловского дворца и окружавшего его пейзажного парка.
DSCN7435.jpg
Гонзага расписал плафон Тронного зала дворца (роспись уничтожена в годы Великой Отечественной войны, восстановлена по сохранившимся эскизам самого П. Гонзага в 1971 г) – и нашу северную ”Светлую галерею” (фрески получили значительные повреждения в пожаре 25 января 1944 г, об их реставрации расскажем ниже).
DSCN7470.jpg
Созданный Гонзага живописный шедевр превзошёл все ожидания.
DSCN7469.jpg
Взору изумлённой публики предстали семь живописных панно, с выполненными в реалистичной манере, уходящими вдаль прекрасными галереями с высокими полуциркульными окнами,...
DSCN7464.jpg
...стройными колоннами, изысканной скульптурой на постаментах,...
DSCN7482.jpg
...манящими лестницами, призрачными балконами, люстрами и даже сидящим на кольце попугаем в пространстве центральной парадной двухэтажной залы (увы, попугай не сохранился - в отличие от кольца).
DSCN7458.jpg
По воспоминаниям современников, обман зрения был настолько правдоподобным, что в несуществующую галерею то и дело пытались залететь птицы и забежать животные.

DSCN7451.jpg
Настенные росписи занимали порядка 350 кв. м, потолочные – около 200 кв. м. Полы также были расписаны ”под камень”.
DSCN7493.jpg
Галерея была украшена многочисленными вполне натуральными мраморными статуями, часть из которых была утрачена в годы Великой отечественной войны. Весталка, жрица храма Весты, древнеримской богини домашнего очага:
DSCN7483.jpg
Резной пьедестал, пострадавший в годы войны, восстановлен в 2014 г.:
DSCN7502.jpg
Статуя Весны:
DSCN7485.jpg
Статуя Флора (установлена взамен утраченной статуи Лето):
DSCN7487.jpg
Статуя Осени:
DSCN7489.jpg
Статуя Зимы:
DSCN7491.jpg
К величайшему сожалению, до наших дней от оригинальных авторских фресок практически ничего не сохранилось – в петербургском недружелюбном климате росписи приходилось периодически поновлять, а в адском пожаре в январе 1944 года живописный слой ещё и изменил структуру и цвет.
DSCN7503.jpg
Споры о колорите фресок Гонзага не утихают до сих пор – к единому мнению эксперты так и не пришли. Есть версия, что в ходе перестройки Бренна выкрасил дворец в розовый цвет (по аналогии с Михайловским замком, автором проекта которого он также являлся).
DSCN7463.jpg
Логично предположить, что и фрески Светлой галереи также были выполнены в красно-серых тонах – именно этот цвет присутствует на удержавшихся на стенах после войны фрагментах.
DSCN7466.jpg
Нынешняя охристо-коричневая расцветка – плод воображения подрядчиков, восполнявших утраты живописи в 2005-2011 гг, и скорее всего, выбиралась в качестве оттенка, максимально близкого к окрашенным в светло-жёлтый цвет стенам дворца.
DSCN7465.jpg
Как ни грустно признать, но вся изумительная красота, представленная на фото – ни что иное как современная калька с довоенных акварелей и эскизов, за исключением нескольких хорошо заметных ярко-алых фрагментов, представляющих собой куски чудом не отвалившейся со стен штукатурки с расчищенными от копоти остатками росписей.
DSCN7468.jpg
Утраты авторских росписей на Светлой галерее начались уже спустя полтора десятилетия после окончания живописных работ. В 1822-1824 гг, в ходе надстройки библиотеки К. Росси, были разобраны перекрытия галереи – читай, уничтожены все потолочные фрески.
DSCN7457.jpg
В 1824 г помощником П. Гонзага – Б. Медичи – плафон был снова расписан, и вероятнее всего, им же подправлены остальные испорченные при строительстве библиотеки участки живописи.
DSCN7454.jpg
На протяжении XIX в фрески поновлялись ещё как минимум четырежды – в нашем агрессивном климате с частыми перепадами температур и зашкаливающей влажностью штукатурка осыпалась нещадно, а с нею безвозвратно исчезало наследие Великого Гонзага.
DSCN7470.jpg
В конце XIX в в галерее устроили летний сад – при поливке растений вода постоянно попадала на стены, что в итоге обернулось работами по тотальной замене отсыревшей известковой штукатурки в нижней части стен галереи на цементную, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
DSCN7477.jpg
В 1917 г в Павловском дворце был организован Музей-заповедник.
DSCN7481.jpg
Доподлинно известно, что в 1930-е гг Северную галерею использовали в качестве столовой Детского оздоровительного лагеря. След. фото - 1929 г.
1929.jpg
В 1935-1938 гг была создана экспертная реставрационная комиссия, приступившая к неотложным работам по сохранению росписей.
DSCN7452.jpg
С натуры были выполнены акварельные копии всех уцелевших изображений,...
1940 акварель.jpg
...удалена осыпавшаяся штукатурка нижних частей стен и восполнены утраты росписей с целью воссоздания живописного ансамбля галереи.
DSCN7453.jpg
А через три года началась Великая Отечественная война.
1941.jpg
17 сентября 1941 г. Павловск был занят нацистскими войсками.
1944.jpg
С августа 1942 г по октябрь 1943 г в городе была расквартирована испанская ”Голубая дивизия”.
DSCN8003.jpg
1944-2.jpg
Освобожден Павловск был 24 января 1944 г.
1944-6.jpg
В тот же день дворец был осмотрен начальником Управления по делам искусств В. А. Колобашкиным и главным архитектором Ленинграда Н. В. Барановым – были обнаружены тотальные, но не катастрофические утраты, и само здание дворца выстояло, но оказалось заминированным.
25.01.1944.jpg
К разминированию привлекли сапёров, но, судя по всему, обнаружено и обезврежено было далеко не всё.
1944-4.jpg
Миноискатель не реагирует на зажигательные шашки, и именно они и стали причиной адского пожара, бушевавшего на протяжении несколько дней, начиная с 25 января, ибо тушить его в пустынном безлюдном городе было попросту некому.
1944-5.jpg
В здании выгорели все деревянные перекрытия, а над нашей Светлой галереей обрушилась библиотека.
1945 восстановление.jpg
Росписи Гонзага оказались под открытым небом, снегом, морозом, солнцем и дождём и простояли так до 1955 г, пока библиотеку не восстановили. След. фото - 1955 г:
1955.jpg
К реставрации уцелевших фресок приступили лишь в 1969 г – к тому времени от них осталась треть первоначальной площади. След. фото - 1968 г:
1968.jpg
20 фрагментов штукатурки с росписями отделили от стен и уложили в подготовленные кессоны, предварительно пропитав специальным синтетическим составом, что в итоге отрицательно сказывалось на сохранности и без того настрадавшейся живописи, ибо клей образовал на поверхности толстую ”недышащую” плёнку.
DSCN7495.jpg
Кессоны в течение нескольких лет простояли там же на галерее, штукатурный слой фрагментов продолжал впитывать влагу из окружающего воздуха, а плёнка ограничивала возможность влаго- и воздухообмена, в итоге живопись в кессонах пострадала даже больше, нежели во фрагментах, оставшихся на стенах, и сейчас находится в аварийном состоянии, ибо теперь штукатурный слой рискует рассыпаться в пыль.
DSCN7494.jpg
Сохранившиеся на стенах участки расчистили от копоти и поздних записей – тут-то и было высказано предположение о красновато-сером колорите авторских фресок Пьетро Гонзага.
DSCN7476.jpg
Ряд экспертов опровергал это утверждение, полагая, что данный колорит фрески приобрели в результате пожара, до которого их цвет был охристо-серым.
DSCN7461.jpg
К единому мнению знатоки-реставраторы так и не пришли, а архивы не сохранили точной информации по этому вопросу.
DSCN7444.jpg
В пользу версии о красновато-серой гамме говорят несколько фактов.
DSCN7446.jpg
Во-первых, доступные ныне фрагменты стен, оставленные нетронутыми при последней реставрации 2011 г. (они на двух предыдущих и двух последующих фото):
DSCN7447.jpg
На торцевой стене – изображения явственно-красных оттенков, принято считать, что тёмные участки изображений принадлежат кисти самого Гонзага.
DSCN7448.jpg
Во-вторых, под тотальной побелкой сохранился защищённый от пожара участок авторской росписи Гонзага, расположенный у балкона туалетной комнаты Марии Фёдоровны – его обнаружили в ходе послевоенной реставрации, и цвета на нём явно не жёлто-рыжие:
Оригинал1.jpg
В-троетьих, лабораторные исследования живописного слоя фрагментов снятой штукатурки позволяют с высокой степенью вероятности предположить, что при подготовке стен под роспись сырая штукатурка покрывалась общим красным фоном.
Фрагмент.jpg
Рисунок процарапывался графьёй, а после высыхания детально прорабатывался сильно разбеленными красками на известковом связующем – в изображениях широко используются полутона, и практически отсутствуют зачернённые участки, что придаёт изображениям прозрачную эфемерность и зыбкость.
DSCN7450.jpg
После пожара и многолетнего пребывания под открытым небом красочный слой по большей части осыпался, и остался лишь красный фон-”подмалёвок” со следами прежних изображений.
DSCN7475.jpg
В 2005-2011 г живопись была возобновлена – язык не повернётся назвать этот процесс реставрацией. Говорят, на всё-про-всё ушло чуть менее 91 млн. руб.
DSCN7493.jpg
В первую же зиму 2011-2012 гг, после торжественного открытия фресок для обозрения, в нижней части росписей произошло частичное разрушение штукатурного слоя – в галерею намело снежные сугробы, а после оттепели пошёл процесс намокания.
DSCN7479.jpg
Как сказал тогда главный хранитель ГМЗ ”Павловск” Алексей Гузанов, “Опыта работы с наружной фреской у петербургских реставрационных организаций практически нет. Это был масштабный эксперимент и, в принципе, реставрация удалась. Наружные фрески должны были пройти полный климатический цикл, чтобы выявились дефекты”
DSCN7478.jpg
Вот только непонятно, почему дефекты не смогли выявиться на протяжении всех шести лет реставрационных работ – это же как минимум пять полных климатических циклов.
DSCN7499.jpg
Эксперты-реставраторы утверждают, что, судя по характеру разрушений, была нарушена авторская техника и применены ненадлежащие материалы, в частности, живопись осуществлялась красящими пигментами не на известковом связующем.
Август2013.jpg
Реставрацию проводило ООО ”Лапин Энтернпрайз” – с солидным послужным списком, при желании можно найти информацию в интернете.
DSCN8004.jpg
Как бы то ни было, выбирать нам не из чего – придётся любоваться нынешней “галереей имени лапина". След. фото - 1912 г:
1912.jpg
На человека непосвящённого она производит сильное впечатление, тем более что к ней теперь можно подойти практически вплотную (этой зимой и по меньшей мере в 2013-2014 гг проход к фрескам был перекрыт забором, а рассмотреть их издали было крайне сложно). Но вот что-то мне, человеку весьма от живописи далёкому, подсказывает, что сам Пьетро ди Готтардо Гонзага сих художеств бы не одобрил…
Май2014.jpg
P.S. Выражаю глубокую признательность авторам следующей статьи:
http://articult.rsuh.ru/articult-22-2-2016/articult-22-2-2016-vaskina-prohin-sheshina.php
А также форумчанам сайта art-con.ru. Персональная благодарность создателям интернет-журнала
zodchiy.ru. И конечно же, громадное спасибо всем соавторам сайта pastvu.com за архивные ч/б фото.
Все цветные фото – август 2020 г.
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Живопись, Исторические исследования, Ленинградская область, Петербург
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments