На заглавном фото – несуществующая ныне (изрядно подкорректированная в советские годы) дореволюционная панорама Лальска, маленького старинного городка, основанного на реке Лале в далёком 1570 году новгородскими переселенцами:

Самые приметные объекты этого рисунка – Лальские храмы - перечислим поимённо, в порядке их расположения слева направо, для сравнения предложив их современные фото по состоянию на август 2020 г.
Крайний слева восьмерик-на-четверике - Спасская церковь с колокольней – колокольня разобрана, в обезглавленной церкви со времён советской власти – Сельский Дом культуры, нынче выглядит так:

Справа от неё, если вернуться к рисунку, пятиглавая Богоявленская церковь с часовней и колокольней – в советские годы колокольню пустили на кирпичи, в часовне устроили кочегарку, а храм (изумительнейшей красоты северное барокко 1715 г) варварски раскурочен, приспособлен под пожарную часть и тир, позже под цех по производству клюквы в сахаре, а затем под котельную.

В настоящее время редкостный памятник представляет собой безрадостные руины:

Прямо по центру рисунка, одноглавая, с острым шпилем - скромная невысокая церковка Иоанна Предтечи, при советской власти её помещения были пере-, при- и обстроены и отданы под клуб Лальского профтехучилища, сейчас храм пустует и ветшает:

И наконец в правой половине заглавного рисунка – легендарный архитектурный комплекс Соборной площади Лальска, нынче ставший его узнаваемой ”визитной карточкой”:

Одноглавая Благовещенская церковь (неплохо сохранилась, службы в ней не прекращались в течение всего советского периода), заброшенный нынче пятиглавый Воскресенский собор, с грандиозными как фасадами, так и интерьерами (в его нижнем храме после войны разместились мастерские профтехучилища, в верхнем – студенческий спортзал) и отдельно стоящая соборная колокольня, единственная почти уцелевшая в Лальске, если не считать сбитого в советский период верхнего восьмеричка с высоченным шпилем (восстановлены в конце 1990-х гг) (след. фото - 1960-е гг).

Вот об этой чудо-колокольне и пойдет сегодня речь.

Предшественницей нынешней каменной красавицы была, как водится, деревянная шатровая колокольня, сгоревшая в одном из многочисленных пожаров 16 сентября 1726 г.:

Как видим, на момент пожара на ещё деревянной колокольне уже имелись часы – по тем временам весьма дорогое удовольствие, которое мог себе позволить далеко не каждый населённый пункт.

Утраченную колокольню нужно было возобновлять в срочном порядке – в 1729 г средства на строительство новой каменной выделили из личных сбережений представители зажиточной купеческой династии Норицыных, чьи торговые караваны судов по многочисленным рекам добирались в Сибирь и Китай, а также в Архангельск, Вологду и Москву.

Судя по историческим документам, местные лальские купцы (первоначально выходцы из Великого Новгорода) – публика предприимчивая, упорная и склонная к авантюрам - благодаря грамотно налаженным торговым связям и удачному расположению Лальска на пересечении важнейших транспортных магистралей, практически с момента основания Лальска наладили бизнес-партнёрство с Сибирским регионом, богатым пушниной.

Сибирские меха – красноречиво и ласково называемый ”мягким золотом” драгоценный товар - сбывался по баснословным ценам как на территории России, так и за её пределами, а ”пушные олигархи” наращивали капитал, инвестируя средства в развитие как торговли, так и перспективных промышленных отраслей – в частности, разработку рудных месторождений и металлургическое производство Сибирского региона.

Фамилия Норицыных встречается в перечне богатейших жителей Лальска, а Окладная книга (налоговая финансовая отчётность) за 1724 год указывает их фамилию в качестве крупнейших налогоплательщиков округи:

Вырученных при продаже сибирских соболей средств с лихвой хватало и на налоги, и на строительство колокольни, и на множество других городских инфраструктурных проектов.

Выстроенная в 1729 г колокольня изначально выглядела несколько иначе, нежели теперь (дизайном была попроще), но в основе своей представляла всё тот же классический восьмигранник на кубическом основании, с северной и южной сторон которого примыкали ”палатки” – хозяйственные помещения, используемые, допустим, под склады (на Соборной площади на протяжении несколько веков располагались деревянные Торговые ряды, периодически сгоравшие в пожарах, но неизменно отстраиваемые вновь).

Следы от разобранных в советское время (скорее всего в 1930-х гг, в период приспособления колокольни под парашютную вышку) пристроенных помещений видны до сих пор.

А в описи 1743 г встречается прямое упоминание о тех ”палатках”:

Почему ”палатки”? Ну, что такое ”палаты” – думаю, никому объяснять не нужно, про ”купецкие палаты” все слышали. А ”палатка” – уменьшительная форма от существительного с тем же корнем.

Соборная колокольня в архивных документах упоминается неоднократно. То в связи с очередным пожаром:

После которого было решено – в ходе ремонтных работ по устранению последствий пожара – установить на колокольне часовой механизм, для чего, возможно, пришлось перестроить завершение колокольни:

С 1765 г и вплоть до 1930-х гг часы старательно и круглосуточно отбивали каждую четверть.

За их исправностью тщательно следили, ежегодно выделяя средства на необходимые профилактические работы. Например, в расходной ведомости за 1777 год на эти цели значится сумма в 18 рублей 14 копеек:

Старинный часовой механизм был уничтожен в 1930-х годах, когда барочную колокольню превратили в парашютную вышку – над окошком восьмерика над часами осоавиахимовцы приладили трубу, на конце которой укреплялся парашют. Заодно был сломан верхний восьмеричок со шпилем – в таком виде колокольня простояла до второй половины 1990-х гг. На фотографиях 1950-х гг эту трубу хорошо видно (искренняя благодарность за следующее фото жителю Лальска Андрею Власову) – сняли её при Хрущёве.

Нынче на восстановленной колокольне часов нет, а проржавевший металлический диск с нарисованным циферблатом – прикрывающий зияющее отверстие муляж, появившийся в конце 1990-х гг при реставрации памятника.

Разумеется, прямым назначением колокольни было размещение на ней соборных колоколов – о чём неоднократно упоминается в Лальских архивных документах, например, 1769 г:

Или 1798 г:

Кроме того, будучи самой высокой постройкой Лальска, колокольня использовалась в качестве пожарной каланчи, о чём встречаются соответствующие записи, например, 1782 г:

Заодно присматривали за порядком в городе, обозревая окрестности с высоты птичьего полёта, о чём свидетельствует запись 1792 г.

К сожалению, в наш приезд доступ на колокольню был закрыт – а может, мы просто не догадались подойти к настоятелю расположенной рядом Благовещенской церкви, ибо наверняка у него есть заветный ключ от лестницы.

В 1777 г в Лальском Воскресенском соборе затеяли масштабный ремонт – фасады и интерьеры были щедро украшены лепниной и расписаны.


Возможно, именно тогда и на фасадах нашей колокольни появился роскошный барочный декор – документально, увы, это событие не подтверждено.

Кирпичные и лепные детальки:

Филёночки, бордюрчики:


Драпировки, розетки:

Венки, монаршие короны:



Витые колонки на стыках граней:

Разнокалиберные кронштейны (хотя, возможно, эти массивные элементы сохранились с 1729 г).


Лепота, одним словом.

К нижнему ярусу колокольни с северной и южной сторон примыкала ограда, окружавшая оба храма на Соборной площади. В 1772 г ограда ещё деревянная:

На дореволюционных снимках – ограда капитальная кирпичная (след. фото начала XX в).

На постреволюционных - ограды след простыл, только на основании колокольни остатки кирпичной кладки виднеются:

Как уже сказано выше, до 1995 г колокольня стояла со сбитым верхним ярусом (след фото 1995 г с Pastvu.com ):

После передачи зданий Соборного комплекса РПЦ на колокольне были проведены реставрационные работы – возвращён исторический облик.

Случилось это счастливое событие в конце 1990-х гг и о бывшей парашютной вышке теперь напоминает разве что сбитый кирпичный декор, да и тот не особо заметен на верхотуре.

Колокольне повезло – до неё успели дойти руки – чего нельзя сказать о расположенном рядом бесподобном Воскресенском соборе (1698-1777 гг), отчаянно нуждающемся в срочных восстановительных работах, но, увы, не внушающем никаких надежд на сей счёт.

Но это уже совсем другая история…
Community Info