galik_123 (galik_123) wrote in architectstyle,
galik_123
galik_123
architectstyle

Categories:

Москва в живописи. Церковь Власия на Козьем болоте


С.А. Виноградов. Московская улочка, 1920-е. Таганрогский художественный музей

На выставке в Музее русского импрессионизма "Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь" увидела картину "Московская улочка" из Таганрогского художественного музея, на которой изображен храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе. Церковь эта сохранилась до наших дней - она стоит на пересечении Большого Власьевского и Гагаринского переулков, и я о ней уже рассказывала. Если бы не нынешние ограничения в передвижении по Москве, можно было бы съездить и сделать осенние кадры. Но придётся пока ограничиться февральскими фотографиями и сравнить, как было и как стало. Вокруг всё, конечно, сильно изменилось, но церковь всё та же...

Древний храм известен с 1625 года как церковь Власия, что на Козьем болоте. Он был построен тут не случайно, и название местности появилось не просто так. Место, где находилась эта церковь, издавна служило для выпаса коз и других домашних животных. Сначала здесь селились пастухи, позже выросла целая Конюшенная слобода. С ростом Москвы Конюшенную слободу вытеснили за пределы земляного города, а местность так и продолжали называть Староконюшенной слободой.

a-1054.jpg


В 1644 году старую деревянную церквушку заменили каменным храмом. При этом главный престол был посвящен празднику Преображения Господня, а Власьевский престол был освящён в приделе, но церковь в народе по-прежнему называли - "Власия, что в Старой Конюшенной".

a-1055.jpg


В течение более чем трех столетий храм Власия много раз перестраивался, соединяя в себе черты многих направлений и стилей - от московского барокко до позднего ампира, но в целом он всё же сохранил архитектурные традиции XVII века и считается памятником допетровских времен. Одноглавый двусветный четверик в основании храма относится к первоначальной постройке, позднее уже в XVIII веке была возведена колокольня.

a-1059.jpg


Еще более поздними считаются стены трапезной. Дело в том, что храм Власия сильно пострадал во время войны 1812 года, был отремонтирован и освящён в 1815 году, но к середине XIX века простого ремонта было уже недостаточно. Поэтому в 1868-1872 годах на средства прихожанина купца Куманина трапезную перестроили полностью по проекту Н.П. Делекторского, расширив настолько, что она с трех сторон охватила нижний ярус колокольни.

a-1060.jpg


В 1939 году храм закрыли. Здание стало приходить в упадок. В 1976 году его решили отреставрировать, но работы шли вяло, а в 1983 году и вовсе прекратились. В начале 1980-х часть храмового комплекса отдали Росконцерту, разместившему в нем народный ансамбль "Баян". Участники коллектива заинтересовались реставрацией памятника архитектуры и не просто приняли в ней участие, но и привлекли к церкви внимание общественности. Отчасти благодаря их усилиям появилось множество добровольцев, помогавших в восстановлении храма, официально переданного РПЦ в 1992 году.

a-1056.jpg

В славянской народной традиции Власий - покровитель скота. Согласно житию, во время гонения христиан Власий скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всём подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. У славян поэтому святого Власия звали "коровьим богом", а день его памяти в православной церкви 24 февраля - "коровьим праздником". В Новгороде во Власьев день к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день святого Власия объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу, и в Сибири праздновали день святого Власия как покровителя домашнего скота.

Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Архитектура в живописи и поэзии, Живопись, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments