Старообрядческая церковь на Остоженке

Оригинал взят у galik_123 в Старообрядческая церковь на Остоженке
17-2242.jpg

Сохранились ещё в историческом центре Москвы места, которые выглядят так же, как в начале прошлого века. Вот, например, такой городской пейзаж можно увидеть в Турчаниновом переулке. Здесь расположен храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины. Ранее переулок назывался 3-м Ушаковским (а в старину - Конюшенным), затем был переименован по фамилии владельца участка № 2-4 подпоручика С.Г. Турчанинова. После него этот участок принадлежал И.А. Прозуменщикову, затем братьям Зерновым, затем, с 1872 года, - потомственной почетной гражданке Евдокии Андреевне Истоминой. В начале века участок приобрёл известный московский предприниматель Павел Павлович Рябушинский - один из братьев Рябушинских, представитель большой династии старообрядцев.

За 100 с лишним лет вид на церковь почти не изменился. Построена она была после двухсотлетнего запрета на строительство старообрядческих храмов в Москве.


Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html

После регистрации на этом месте первой старообрядческой общины Павел Павлович Рябушинский пожертвовал этот участок земли под строительство храма. Деревянный дом был построен в 1905 году для домовой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После возведения в 1911 году соседней церкви (№ 4) здание стало домом причта. После революции в доме были устроены коммунальные квартиры. Ныне домом снова владеет старообрядческая община.

17-2244.jpg


Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года. Храм был построен по проекту и под руководством архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Морицевича (Матвеевича) Маята в стиле раннего новгородского зодчества. Вёл строительные работы архитектор Юрий Иванович Чаговец. Храм строился на средства и трудами Степана Павловича Рябушинского, Сергея Егоровича Трындина, Николая Иосифовича Сушкина и других прихожан общины.

17-2246.jpg


Новый храм имел главу в форме низкой луковицы, звонница располагалась со стороны входа. Вход на звонницу - по узкой каменной лесенке. Стены здания украшал кирпичный орнамент и тонкий кружевной медный убор по фасаду. С левой стороны храма находился небольшой боковой придел во имя святителя Николы Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой.


Общий вид храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины. Ежегодник "Церковь", 1910-1911

Иконостас храма представлял собой огромную художественную ценность - трёхярусный, золоченый, уставленный редкими древними иконами из собрания Степана Павловича Рябушинского, с низенькими царскими вратами новгородских писем первой половины XV века. Иконостас был резной, вызолочен под старое золото, а иконы обложены басмой под старое серебро. Храм расписывали отец и сын Тюлины.


Иконостас храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы Остоженской старообрядческой общины. Ежегодник "Церковь", 1910–1911

Колокола для храма были отлиты на колоколо-литейном заводе Павла Николаевича Финляндского. Завод находился в Москве в Коптельском переулке, рядом с Сухаревой башней. 17 августа 1908 года было совершено поднятие крестов на главы сооружаемого храма и колоколов на колокольню этого храма.

17-2243.jpg

Храм был закрыт в 1932 году и постепенно разрушался. В 1992 году здание было возвращено Остоженской старообрядческой общине Русской православной старообрядческой церкви.
С.П. Рябушинский
П.П. Рябушинский

Может быть, ещё неорусский стиль, можно было бы добавить...
Хорошо помню этот странный «храмик» на задворках бассейна «Чайка», всегда смотрел на него с некоторым изумлением, что это, как это, и откуда взялся….?
Да, моя дорогая dafna_mur, в самом главном Вы правы, и Ваши сомнения справедливы. Это здание не включено в восьмитомник Памятники архитектуры Москвы, и это говорит о том, что это не памятник Архитектуры, а просто постройка.
И говорить о принадлежности сооружения к одному конкретному стилю здесь не приходится. Ведь эклектика, модерн и ретроспективизм так переплелись в начале ХХ века, что систематизировать эти сооружения сложновато......)
Но по всем параметрам церковь ближе всего к модерну и к тем приемам, которые взяли на вооружения архитекторы, схватившиеся за возможность проектировать «новую архитектуру» для заказчиков – староверов. И я, грешник, тоже согласен с автором статьи, что здесь можно поставить метку «модерн», с некоторой натяжкой, конечно.
Но я с модерном, в данном случае, никак не могу согласиться. Союз старообрядчества и модерна - это нонсенс. Не так давно посетила службу в Покровском храме на Новокузнецкой улице. Внутри храма время остановилось веке в 15-м)). Внешний вид богослужителей, речь, обстановка - всё сохранило дух старины и неприятия новизны. И свои храмы они хотели видеть такими же древними... По сему, уважаемый arhistorik, псевдорусский стиль, на мой взгляд, является единственным и уместным определением.
......."Союз старообрядчества и модерна - это нонсенс" - как Вы выразились..... :)

Но в истории ПРОИЗОШЛО ИМЕННО ТАК, потому что история у нас очень сложная и необычная )))
Для ознакомления с вопросом советую Вам почитать про модерн вот здесь - http://archistorik.livejournal.com/21290.html - и саму СТАТЬЮ и комментарии......
Прочла Ваше исследование и даже законспектировала:
1. Модерн ничего не копирует.
2. Его лозунг - современность и новизна.
3. Ассиметричность, изогнутость и криволинейность форм.
4. Специфический растительный орнамент.
По-Вашему архитектура этой псевдодревненовгородской церкви отвечает
постулатам модерна?
Насколько помню, в ограде храма Шехтель строил какие-то вспомогательные постройки ?
Или это всего лишь легенда?
Не встречала такой информации, что Шехтель имел отношение к строительству этой церкви.
Вот тут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D0%A8%D0%B5%D1%85%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F

Дом причта церкви Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской старообрядческой общины Россия, Москва, Турчанинов переулок, 4, стр. 2
памятник архитектуры (региональный)

Ссылка идет на список памятников.
Спасибо за ссылку, посмотрела!
Может, на территории был ещё какой-нибудь дом причта, а не этот деревянный, который с 1911 стал домом причта...