vladimirtan (vladimirtan) wrote in architectstyle,
vladimirtan
vladimirtan
architectstyle

Categories:

Усадьба Гагарина, Армянский пер., 11

В основе существующего главного дома – старинные палаты, построенные в первой половине XVII века, а возможно даже и раньше – некоторые исследователи относят время их создания к рубежу XVI – XVII веков. От палат сохранился белокаменный подвал со сводчатыми помещениями - по всей видимости, изначально это был подклет (нижний этаж) дома, в то время как второй этаж был деревянным. Позже второй этаж был сделан каменным.



Армянский переулок


Палаты в Армянском переулке связывают с именем боярина Ивана Михайловича Милославского, который, как считается, владел этой усадьбой во второй половине XVII века. Он принадлежал к древнему и знатному дворянскому роду Милославских, который особенно возвысился после того, как царь Алексей Михайлович взял себе в жены Марию Ильиничну Милославскую. Иван Михайлович Милославский сделал большую карьеру в правление царя Федора Алексеевича, когда стал одним из самых влиятельных людей при дворе. Он руководил многими приказами, в том числе Приказом Большого дворца, Иноземным приказом, Стрелецким приказом и Приказом Большой казны. Был известен как хитрый и опасный человек, выступил теневым вдохновителем стрелецкого бунта 1682 года, когда противостояние между родами Милославских и Нарышкиных (семья второй жены царя Алексея Михайловича) вылилось в серьезное кровопролитие. Правда о его роли в стрелецком бунте стала известна уже после его смерти (он умер в 1685 году), во время следствия по второму стрелецкому бунту 1698 года.



Памятник архитектуры - Армянский пер., 1


Армянский переулок, дом 11, 1990


Так выглядел старинный особняк в 1940-е гг. (из книги Чагин Г. В. "Армянский переулок,11")

Архивные планы домовладения



источник




План усадьбы


В XVIII веке усадьба в Армянском переулке несколько раз меняла владельцев, в разные годы она принадлежала князьям Волконским, графам Дмитриевым-Мамоновым, дворянам Глебовым. В 1790 году усадьба перешла в руки князя Ивана Сергеевича Гагарина, который принадлежал к древнему и прославленному княжескому роду Гагариных.


Князь Иван Сергеевич Гагарин (1752-1810)
Тайный Советник. Флота капитан. Владелец городской усадьбы XVIII века в Армянском переулке с 1790 по 1810 г.г.
Князь Иван Сергеевич Гагарин в молодости служил на флоте. Однако быстро вышел в отставку: его больше привлекало общение с учёными, художниками. Среди гостей у него часто можно было встретить поэта И.И. Дмитриева, директора Московского университета И.П. Тургенева. Увлёкшись мистицизмом, Иван Сергеевич близко сошёлся со многими масонами, в том числе, с известным книгоиздателем-просветителем Н.И. Новиковым (1744-1818). В 1783 г. князь Гагарин, вместе Новиковым, князем Трубецким и Татищевым возглавлял городскую масонскую ложу.






Именно при Гагарине усадебный дом в Армянском переулке был перестроен и приобрел свой нынешний классический облик; автором проекта выступил знаменитый архитектор Матвей Федорович Казаков.


Архитектор Матвей Казаков — один из основоположников русского классицизма. Благодаря ему Москва превратилась из «большой деревни», как называли ее жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Зодчий возвел здесь около 100 зданий, при том что у него не было высшего архитектурного образования.

Матвей Федорович Казаков (1728-1812) Великий русский архитектор - творец главного здания в Армянском переулке (начало последнего десятилетия XVIII века).




Матвей Казаков жил совсем близко - в  Большом Златоустьинском пер., его дом стоял на месте домов 7 и 9. В этом доме находилась его архитектурная школа. Считается, что здесь размещалась архитектурная школа Казакова, в которой обучались такие выдающиеся русские архитекторы, как Родион Казаков, Иван Еготов, Иван Соколов, Осип Бове, Евграф Тюрин, Владимир Бакарев. Эти зодчие работали над возрождением Москвы после пожара 1812 года и заложили основу архитектурного наследия современной столицы. Сюда Казаков ходил по-соседски по Малому Златоустьинскому и Армянскому переулкам.. В ношеных тапочках, в халате. Близко же.




Он расширил дом за счет пристроек и надстроил его третьим этажом, практически не затронув основное ядро здания – старинные палаты, создававшиеся на протяжении XVII – XVIII веков. Казаковым была сохранена основная композиция дома с двумя ризалитами на главном фасаде. Между ризалитами он устроил не портик, как можно было бы предполагать, а балкон на колоннах, придав усадебному дому скромный, но вместе с тем изысканный облик. Столь же просто и изящно были оформлены и интерьеры дома.



Фасад дома И.С. Гагарина. Чертеж из альбомов Казакова. Около 1801 г.
Чертеж представляет дом- сложнейший конгломерат перестроек XVII-XVIII в.в.- в том виде,
какой придал в 1790-х г.г.  сам М.Ф. Казаков, создав строго симметричную классическую композицию.



Для классических построек считается общепринятым наличие центрального выступа с главным входом и двух выступов по краям переднего фасада. Эти выступы называются ризалитами. Так вот, у здания нет центральной выступающей части,  вместо положенного портика Казаков  устроил балкон на невысоких  колоннах.


.

В 1810 году наследники князя Гагарина продали усадьбу семье Тютчевых – родителям Федора Ивановича Тютчева, в будущем – знаменитого поэта, который провел здесь свои детские и юношеские годы (он прожил в родительском доме до 1822 года).
.

Тютчев Иван Николаевич (1768) – 1846)  Надворный советник, с 1813 года занимал пост смотрителя «экспедиции Кремлевского строения»
отец известного поэта — Фёдора Ивановича Тютчева

.
С конца 1812 до ноября 1814 года Практическая академия коммерческих наук арендовала дом Тютчевых (Армянский переулок, 11)

Московская Практическая академия коммерческих наук — среднее учебное заведение для подготовки коммерсантов в Российской империи. Начиная с 1844 года занимало дом Дурасовых на Покровском бульваре. Прекратило существование вскоре после революции 1917 года.
Академия была образована в 1810 году в результате преобразования коммерческого пансиона, созданного в 1804 году Карлом Ивановичем Арнольдом. Название «Практическая Коммерческая Академия» было дано в 1806 году (до официального «учреждения») для отличия от «классических» школ, по аналогии с «реальными училищами» более позднего времени.


В этом доме неоднократно бывали будущие декабристы Д.И. Завалишин и И.Д. Якушкин, которые состояли в родстве с Тютчевыми. В 1831 году Тютчевы продали усадьбу Московскому попечительству о бедных, которое устроило здесь богадельню, названную Горихвостовской – по имени одного из благотворителей; она просуществовала до 1917 года.


Главный дом усадьбы возведён на основе белокаменных палат, время строительства которых относят к первой половине XVII века, а часть исследователей даёт ещё более раннюю оценку — конец XVI — начало XVII века.
.
Подвал дома со сводчатыми помещениями предположительно был первым этажом палат, второй этаж их был деревянный. Сейчас подклет (первый этаж палат)  полностью находится ниже уровня земли. Обнаружили его сравнительно недавно при проведении реставрационных работ. Сейчас его можно видеть внутри дома. Сохранилось восемь сводчатых залов. Кому изначально принадлежали эти палаты неизвестно.
.
До конца XVII в., возможно, в процессе нескольких перестроек подклет был расширен и надстроен кирпичным жилым этажом. Наконец, в начале XVIII в. на этой основе были созданы характерные для петровского барокко двухэтажные палаты с двумя ризалитами  (выступающими частями) на главном фасаде. Этот кирпичный этаж сейчас 1-й этаж дома.

Наружная сторона боярского особняка начала XVIIIв.











Старинные подвальные помещения из белого камня — след минувших веков
(из книги Чагин Г. В. "Армянский переулок,11")



Ризалиты в стиле петровского барокко  остались от старых палат XVII-XVIII в.. В каждом есть подъезд. Левый подъезд вел в парадную часть дома, правый – в жилую.
.
Вид правого ризалита.


Элемент левого ризалита






Памятная доска - Ф.И. Тютчев

Трехэтажный главный дом стоит в глубине парадного двора, симметрично ограниченного протяженными одноэтажными флигелями, торцевые объемы которых вынесены на красную линию улицы. Флигели усадьбы Гагарина не отвечают требованиям классицизма. Их расположение во многом диктовалось уже существующими постройками. Например, северный флигель включает в себя каменное здание XVII в. и отделён от главного дома проездом, ведущим на хозяйственный двор. Южный флигель соединён с домом, но имел свой изолированный дворик с воротами, выходившими в Армянский переулок  (выход этот сохранился до наших дней).













Южный флигель со стороны Армянского переулка. Виден выход  в Армянский переулок.






Памятник Тютчеву
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, Москва
Subscribe

Recent Posts from This Community

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments