Готика просвещения. Фонд IN ARTIBUS

Оригинал взят у galik_123 в Готика просвещения. Фонд IN ARTIBUS


Начало в Музее архитектуры
В фонде IN ARTIBUS вторая часть выставки "Готика просвещения"  организована в виде четырёх разделов: "Русское готическое", "Императрица", "Архитектор" и "Турнир". Выставка интересна тем, что представлены оригиналы Баженова и других зодчих.В центре первого раздела - соборы Кремля и колокольня "Иван Великий" из модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова. Экспонаты вокруг на стенах образуют подобие панорамы.

От входа в перспективе видим два портрета: Василия Баженова в кругу семьи (1780-е) и Екатерины II во время коронации в соборе Кремля 22 сентября 1762 года (1777). Экспозиция выстраивается как диалог двух героев. Указующий на планы своих творений зодчий Баженов обращен к императрице Екатерине.


Иван Некрасов (?). Портрет Василия Баженова в кругу семьи, 1770-е.ГНИМА

На большой картине Екатерина принимает монарший венец в Успенском соборе Кремля. И та и другая композиция вписывается в театральную традицию. Так вводятся два раздела - Императрица и Архитектор.





Конрад Тирофф. Герб российского императора с мальтийским крестом, 1800

В разделе Русское готическое.


Джакомо Кваренги. Панорама московского Кремля, 1797. Бумага , тушь, акварель. ГНИМА



Фрагмент панорамы с висячими садами



Ф.Я. Алексеев. Ивановская площадь в Кремле. Вид на Ивана Великого, Чудов монастырь и Архиерейский дом,1810-е

На следующей картине видим слева направо: Иван Великий, Пётрокова звонница и Филаретова пристройка. Успенский собор, церковь Двенадцати апостолов, крыльцо Трапезной Алексеевской церкви Чудова монастыря.


Ф.Я. Алексеев, ученики. Колокольня Ивана Великого в Кремле,1800-е



Алексей Никитич Бакарев. Проект церкви Святой Екатерины Вознесенского монастыря в Московском Кремле, фасад, 1813







Справа - Франческо Кампорези. Вид церкви Успения на Покровке в Москве, 1791. Офорт



Алексей Никитич Бакарев. Вид села Коломенского с восточной стороны, 1800-е. Бумага, акварель



Джованни Рикорди. Театральные декорации





На этой стенке - очень много оригиналов Баженова.






Крайняя слева - Василии Баженов. Проект сени над мощами Филиппа Митрополита в Успенском соборе Московского кремля, 1773.  ГНИМА



Средняя - Василий Баженов. Проект сени над мощами Петра Митрополита в Успенском соборе Московского кремля, 1773













В витрине - перевод "Сравнение архитектуры древней с новою" Ролана Фреара Де Шамбре.


Фёдор Васильевич Каржавин. Рукопись 1771 года


17-2393.jpg




Леонтий Семёнович Миропольский (?) . Портрет Екатерины II, 1790-е. ГМЗЦ

Интересная коллекция портретов Екатерины из собрания А.П. Кусакина. В центре - скульптура "Минерва", 1760-е из собрания Музея архитектуры.


























Мишель Франсуа Дамам-Демартре. Прогулка Екатерины II в саду в Царском селе, 1813. Бумага, офорт, цветная акватинта, акварель. Собрание А.Кусакина



Слева - Филетер Стефанов. Ратифакация Екатерины II Ясского мира 1791 года. Гравюра. Справа - Пьер-Филипп Шоффар. Екатерина даёт народу наказ. Гравюрва, 1778



А. И. Бельский. Архитектурный пейзаж, 1789



Екатерина II в русском костюме (неизвестный автор, XVIII век, собрание ГМЗЦ)

Театральная символика определяет и завершающий экспозицию раздел "Турнир". Гравюры и скульптуры XVIII - первой половины XIX века демонстрируют образ императорских праздников, ставших популярными в эпоху Екатерины II, конных каруселей. Их прототипом были рыцарские турниры "готических времен".














Неизвестный гравёр. Конный балет, вторая половина XVII века. Офорт. Собрание А.П. Кусакина















Иван Алексеевич Иванов. Фрагмент сцены "Луг на берегу Днепра с частью города Киева и с княжескими шатрами" . Копия эскиза театральной декорации Пьетро Гонзаго



Бернар Робер. Пиротехника, 2-я половина XVIII века. Гравюра, оттиск





Замыкая круг, экспозиция выводит к началу.



Страницы, посвященные взаимоотношениям Екатерины и Баженова читал с особенным интересам. Получается, что сама царица провоцировала развитие "Готики" в русской архитектуре....

Ох, уж, эти наши цари и царицы, и каких только причуд они ни придумают)
Наверное, тут, действительно, было взаимовлияние, да ещё увлечение масонством)