Наталия Чиляева (chilyaeva) wrote in architectstyle,
Наталия Чиляева
chilyaeva
architectstyle

Categories:

Софийский собор в Новгороде



«сердце Новгорода»

Как и любой древний город, Новгород начинался с крепости – кремля, или как здесь говорят Детинца (из-за того, что в крепости жили дружинники князя, звавшиеся «отроками», «детьми»). Детинец и был тем самым «Новым городом», куда перенесли поселение с Рюрикова городища. Вообще новгородский кремль заслуживает, конечно, отдельного обстоятельного рассказа (и поста). Но есть в нём всё-таки главная достопримечательность, и главный символ всего города Новгорода – это Софийский собор, или Софии Премудрости Божьей. Интересно, что собор являлся в своё время первой каменной постройкой Новгорода. А сегодня это ещё и древнейшая сохранившаяся каменная церковь России. Поэтому предлагаю подробно и с глубоким уважением посмотреть Софийский собор (кроме внутренних интерьеров, где я постеснялась снимать).



Дошедший до нас Софийский собор — это второе его воплощение. Впервые собор Святой Софии в Новгороде создали в год крещения Руси (988г.) искусные новгородские плотники, из дерева – имел он 13 глав и считался чудом архитектуры. Но простояла та деревянная София около 50 лет и в очередном пожаре сгорела дотла. После этого князь Владимир (сын Ярослава Мудрого) и решил возвести вот эту каменную церковь, похожую на так любимый его отцом одноимённый Софийский собор в Киеве.
Построенный «по образу и подобию» киевского собора - «наш», новгородский, все же имеет свои особенности и впоследствии стал примером для целого стиля новгородских церквей. Именно в Новгородской Софии было впервые использовано традиционное русское пятиглавие, определившее церковную архитектуру на всю последующую историю России. Правда, позднее (в конце 11 века) к храму была пристроена Мартирьевская паперть, поэтому у современного Софийского собора 6 глав. Все купола шлемовидной формы – как шлемы древнерусских воинов, это символ борьбы со злом и тьмой. При этом четыре центральных купола – серебряного (свинцового) цвета, а пятый сверкает на солнце золотом!



Софийский собор был построен в короткие даже по нынешним меркам сроки - всего за 5 лет, с 1045 по 1050 годы. В то время как в тогдашней средневековой Европе многие знаменитые готические соборы возводились в течение 100-200 лет. Ещё более поразительно то, что Софийский собор в основном дошёл до нас в первозданном виде! Даже во время Великой Отечественной войны внешне он серьёзно не пострадал - линия фронта проходила по реке Волхов: левый берег занимали немцы, а правый - советские войска, которые получили приказ не обстреливать древние памятники города, прежде всего - кремль и собор.



Розовое здание, которое вплотную примыкает слева к собору – это Митрополичьи покои 18в.



Помимо собственно здания собора, Новгородская София имеет и множество других, уникальных достопримечательностей. На кресте центрального купола находится маленькая фигурка голубя — символа Святого Духа. Снизу, с земли, без фото-зума не очень видно – но голубь там точно есть)) По легенде – это живой голубь, который окаменел от ужаса и горя, увидев жестокую расправу Ивана Грозного над жителями Новгорода в 1570г. Голубь был послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, Новгород будет им храним.



Во время войны в 1942 г., когда Новгород был оккупирован немцами, в главный купол собора всё-таки попал советский снаряд, и упавший крест с голубем 19в. был вывезен в Испанию в качестве военного трофея. Потом в 2000-х годах была целая история по его возвращению обратно в Россию, хлопотал об этом сам президент Путин – в итоге сегодня тот старый крест с голубем стоит внутри собора около иконостаса.

А снаружи это уже «новый» крест и голубь, образца 2007г. – символ мирного неба.

А вот что уже никогда не вернуть в сбитом снарядом в войну 1942г. центральном куполе – это интереснейшую древнюю фреску изображения Бога-Отца, написанное со сжатой в кулак ладонью. По преданию, иконописцам трудно давалось написание образа Спаса Вседержителя. Два раза они его писали, начав писать в третий раз, услышали глас, просящий их: "Не пишите Мя с рукой благословляющей, а оставьте с рукой сжатой. Держу Я в руке сей Новгород, и когда разожму руку, будет сему граду скончание". Сегодня под центральным куполом на месте этой утраченной фрески пустота. Там только висит огромное (высота — 4,5 метра, размах — 3,5 метра, вес — 2 тонны) бронзовое четырехъярусное паникадило (люстра для свечей), изготовленное в Нюрнберге и подаренное собору Борисом Годуновым.



За столетия своего существования собор «врос» в землю на 1,5 метра глубины (это можно оценить, зайдя внутрь, особенно у Мартирьевской паперти).



Около соборных стен можно посмотреть и на средневековое оружие - каменные ядра 15-16 вв. Их метали с помощью специальных орудий – мортир - со стен крепости. Ядра эти появились тут у собора для обозрения ещё в 19 веке.



В Софийским соборе молился, идя на битву, сам Александр Невский. Отсюда, получив благословение, уходили на ратные подвиги его княжеские дружины. Это мемориальная табличка на фасаде собора была установлена в 1970 г. в честь празднования 750-летия со дня рождения князя.



На восточной стене собора специально обнажён и оставлен неоштукатуренным кусок древней кладки. Кладка стен делалась по византийскому принципу строительства (в т.ч. из плинфы) и произведена из местного известняка с прокладкой рядов тонкого кирпича. Тут я вспомнила, сколь короток в нашей стране список уцелевших домонгольских храмов Руси – и новгородская София среди них.



Стены собора скрывали (а может быть и по сей день скрывают!) в себе немало кладов и тайников, где хранились богатства зажиточных новгородцев и самого князя Владимира, а также казна города. По легенде, именно «схоронку» князя нашел Иван Грозный, неизвестно откуда прознавший о тайнике. Однако царь точно указал место, где в стену церкви были вмурованы сокровища, и перевез их в Москву.



Сегодня в собор входят с северной стороны, а в старинные времена главным был, конечно, западный вход. Сегодня над ним видны плохо сохранившиеся росписи с изображением Троицы, Спаса Нерукотворного и Софии - Премудрости Божией.







Здесь находится одна из главных достопримечательностей новгородского Кремля - бронзовые ворота в романском стиле, украшенные множеством горельефов. Ворота имеют два названия. Более известное - Магдебургские, т.к. они были изготовлены в немецком городе Магдебурге (в 1153 году). Второе их название - Сигтунские: по легенде новгородцы привезли ворота из шведского города Сигтуна в качестве военного трофея. Да-да, оказывается, новгородцы были не только талантливыми торгашами купцами и входили в Ганзейский торговый союз, но и умели воевать «если надо». Из одного из таких военных походов в Швецию и были привезены эти ворота, которые шведы, в свою очередь, привезли из Магдебурга (Германия), отбив их также во время нападения. А в Магдебурге их сделали для собора в Плоцке, но доставить туда не успели.



Эта вобщем-то небольшая, двустворчатая дверь, которая отличается потрясающими кованными рельефами на ветхозаветную тематику, покрывающими всю поверхность, и расположенных как бы во множестве ячеек. Редкий образчик художественного литья Западной Европы, который датируется 12 веком.



Ворота были привезены в Новгород в разобранном виде и вновь смонтированы, но уже не совсем в своём первоначальном виде: некоторые части ворот «по пути» оказались потерянными и заменены рельефами, немного отличавшимися по стилю (что косвенно говорит в пользу версии военной добычи – уносили, как могли, типа "потом разберёмся"))

Вот внизу слева (вместо явно где-то утерянной вертикальной планки с растительным орнаментом) можно увидеть фигурку новгородского мастера Авраама, который собирал ворота. Он поместил себя между изображениями изготовивших ворота немецких литейщиков Риквина (слева от Авраама, с весами и клещами в руках) и Вайсмута (справа, только с клещами). Авраам отличается от «немцев» фирменной славянской стрижкой "под горшок" – он самый первый реставратор этих ворот😊







В целом же ворота украшены разными библейскими сценами из Ветхого и Нового Заветов





Ручки ворот выполнены в виде змей, прикреплённых к львиным мордам с раскрытыми пастями. Считается, что эти жуткие морды)) символизируют ад, поглощающий грешников. Головы грешников, торчащие из львиных пастей, прилагаются – ведь не зря ворота расположены именно на западной стороне собора, где традиционно на стене внутри, над входом изображается Страшный суд.

Сверху над левой ручкой можно прочесть на старославянском языке: "Ад пожирает грешных". Почему по-русски? Потому что часть "родных" поясняющих надписей на латинице были переведены и заменены новгородцами на русские.



Ну что сказать. С фантазией у средневековых людей, искренне верующих, было всё хорошо. Не то что в наше прагматичное и материалистичное время))



В 17в, когда Новгород был на несколько лет оккупирован шведами, шведский король захотел вернуть обратно в Швецию эти ворота. Но военачальники уговорили его не делать этого, опасаясь, что «это причинило бы много крика, жалоб и беспокойства»))

Вот такой архитектурный элемент из католического мира на портале православного храма –они очень необычно «смотрятся вместе»



В нескольких десятках метров от собора расположена его звонница. Она была возведена в 1437-39гг на месте прежней, за два года до этого обрушившейся во время весеннего половодья. Однако в дальнейшем её много раз перестраивали, и то, что мы видим сегодня, относится в основном уже к 17 столетию. Особенно заметно это по характерному для того времени крыльцу)







У подножия звонницы установлены несколько бронзовых колоколов 17в. разных размеров - как новгородских, так и привезённых сюда









О значении колокола на древней Руси, о непростой работе мастеров-литейщиков очень хорошо рассказал в своей новелле "Колокол" Андрей Тарковский (в кино "Андрей Рублёв"). Всегда вспоминаю его во всех наших звонницах)



Сегодня в верхней части звонницы устроена смотровая площадка, билет на которую также позволяет пройти по крепостной стене - кремлёвскому боевой ходу. Но из-за ковид-ограничений этот туристический аттракцион был для меня, увы, закрыт.



Зато посчастливилось послушать рядом со звонницей колокольный звон собора. В 17 часов буднего дня зрителями у звонаря (мужчина в пальто, работавший кстати не руками, а только ногой, нажимая на особую педаль) оказались только я и.. малыш (справа за деревом))





В заключении покажу здание, которое прямо не связано с Софийским собором. Но которое я долгие годы детства и юношества зрительно, в уме путала с ним. Путала упорно и упрямо, иногда даже в спорах. Это смешная и поучительная история))

Между Софийским собором и его звонницей находится вот эта особо неприметная церковь Входа Господня в Иерусалим 1759г. Про неё мало кто знает даже в самом Новгороде, а уж за пределами и подавно.



Когда я училась в 3 классе школы, нас с сестрой привезла в Новгород на музыкальный конкурс им.С.Рахманинова наша учительница музыки (конкурс этот, кстати, до сих пор ежегодно проводится в Новгороде). Мы выступали с фортепианным концертом здесь, на территории кремля - конкурс проходил прямо в здании этой церкви. Она, как видно, не маленькая в длину, зал внутри вмещает много посетителей – и с 60-х гг 20 века здесь располагается лекторий новгородского музея.







Долгие годы после той детской поездки в Новгород и участия музыкальном конкурсе, когда я рассказывала об этом кому-либо, то говорила: «Мы выступали в кремле - в соборе/церкви». Напомню, что в 90-х (и даже в начале 2000-х) интернет и быстрый поиск информации был не дешёвой по деньгам привилегией, не всем и всегда доступный, все современные поисковики, форумы и платформы информации были тогда ещё в самом зачатке, а фотографий малоизвестных достопримечательностей в сети почти не было. Друзья ровесники и знакомые в те времена переспрашивали, мол, как это – "Неужто в самом /Софийском/ соборе выступали? А разве там можно играть? И хватило всем места? итд". Но я-то «точно помнила», что «мы выступали именно в церкви, рояль стоял в самом алтаре итд.»)))) В общем, да здравствует нынешняя эпоха гугл-карт/викимапии и прочих удобных мест в интернете, где можно быстро, точно и с фотографиями посмотреть все-все места на планете)

Напоследок Софийский собор на весеннем закате😊


Tags: 1.1 - Архитектура Новгорода Великого, Новгород
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments