Солотча. Храм Сошествия Святого Духа на апостолов с трапезной палатой

Продолжаем прогулку по Солотчинскому монастырю. http://vittasim.livejournal.com/47033.html
  Во время активного каменного строительства в монастыре, развернувшегося в 1688—1689 годах, при настоятеле архимандрите Игнатии (Шангине), была построена величественная Свято-Духовская церковь с трапезной. Незадолго до финиша своей политической карьеры, царевна Софья откликнулась на мольбу Солотчинского архимандрита: «Бьют челом богомольцы твои... Строения монастыря обветшали и развалились, потому и разное облачение за древностью многих лет поистлело... Иконы позолотить за монастырскою скудностью нечем. Государыня, смилуйся, пожалуй».






Храм возводил легендарный  зодчий Яков Григорьевич Бухвостов, известный строитель Успенского собора в Рязанском кремле, а также церкви Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове в Москве. Единственным аналогом храма в те времена была Трапезная Патриаршего подворья Московского Кремля. Закладные камни Якова Григорьевича имели его личную, особую метку, а вот имени своего Бухвостов потомкам не оставил - такая честь оказывалась только самым достославным мастерам, к коим себя Яков причислить не посмел до конца дней своих. Но закладные камни все-таки метил. Очевидно, на всякий случай. И строил, как тогда было принято, не столько по мудрёным чертежам, а «.. .как мера и красота скажут».




Внешний облик церкви Святого Духа в сравнении с Рождественским храмом наглядно показывает разницу между храмовой архитектурой XVI и XVII веков. Свято-Духовская церковь вместе с большой трапезной палатой больше похожа на великолепный дворец или корабль, чудесным образом очутившийся среди монастырских стен.




Раньше в трапезную палату снаружи вела великолепная лестница (она не сохранилась), делавшая облик храма еще более впечатляющим. Храм создан по столичным образцам, по принципу «восьмерик на четверике». Венчает церковь изящная главка на небольшом барабане.





В первую очередь в 1688-89 гг. были возведены стены трапезной палаты с церковью святого Духа отделочные же работы велись в ней позднее, через 2-3 года. Трапезная с церковью святого Духа стоит на подклете, в котором размещались в восточной части – церковь преподобного Онуфрия, в западной – хозяйственные помещения: погреба, квасоварня и пивоварня. Вверху под крышей, над сенями, гостиной и пекарней, располагавшимися в западной стороне, находились кельи.





Трапезная палата Солотчинского монастыря представляет собой громадный бесстолпный прямоугольный зал, перекрытый коробовым сводом с распалубками, имеющим пролет в 18 м и освещенный с двух сторон большими по тому времени окнами. До нее подобные залы были построены на патриаршем дворе Московского Кремля в 1656 г. и в Симоновом монастыре в 1683-85 гг. архитектором Осипом Старцевым. В 1686-92 гг. такая же трапезная была возведена в Троице-Сергиевой лавре, в 1689 г. – в Ново-Девичьем монастыре, а в 1693-96 гг.-в Богоявленском монастыре в Москве.





Эти здания свидетельствуют о высоком уровне строительного искусства в русском зодчестве конца XVII в. Здесь нашли отражение новые требования церкви в отправлении религиозных обрядов, которые обставлялись теперь с большой пышностью. Они должны были показывать могущество церковной власти.
Одноглавая церковь святого Духа, примыкающая к трапезной с восточной стороны, представляет собой двухъярусный четверик на подклете, который посредством тромпов (системы сводиков в углах четверика) переходит в восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом; его трехчастная апсида чуть ниже первого яруса четверика. Церковь объединена с трапезной общими карнизами, полуколоннами, одинаковыми наличниками окон.





Сводчатый потолок подклета Святодуховской церкви





Второй ярус четверика, очень низкий, является переходным к восьмерику. Восьмиугольные окна здесь расположены горизонтально и почти лишены декора, углы отмечены скромными лопатками. Зато восьмерик имеет буквально скульптурную обработку. На его гранях помещены окна с богатыми обрамлениями, состоящими из белокаменных колонок с коринфскими капителями и резными сандриками. Углы восьмерика оформлены тремя вытянутыми тонкими полуколоннами.







Значительный интерес представляют парапеты четверика и восьмерика церкви святого Духа, выявленные при последних реставрационных работах в 1964 г. Эти оригинальные „волнообразные завершения основных ярусов выполнены смелой рукой большого мастера (на парапетах еще должны стоять бобышки или каменные шары на постаментах, как это имеет место, например, в церкви Троицы в селе Троицком-Лыкове и в других памятниках нарышкинского стиля).





Главным фасадом трапезной церкви является северный, который обращен в сторону основных построек монастыря и перед которым организована просторная площадь. Здесь расположены основные входы с порталами с виртуозной резьбой на их белокаменных деталях.




Сандрики наличников окон этого фасада тоже богаче других украшены резьбой. Каждый из них, несмотря на свою однотипность, имеет различный рисунок с мотивами стилизованных цветов и орнаментов.








Керамические рельефные полихромные вставки с изображением серафимов в тимпанах сандриков наличников и между ними в белокаменных резных рамках украшают фасады этого памятника.







Изразцы с изображениями херувимов украшают и барабан главки.




Утрата открытого гульбища, располагавшегося раньше с северного и частично с западного фасадов, очень обедняет объемное решение трапезной и церкви святого Духа. Его две широкие лестницы и нарядное белокаменное ограждение подчеркивали торжественность сооружения. Внизу, под северным гульбищем, было трое сеней и две тюремные камеры для провинившихся монахов, под западным – галерея, которая вела в квасоварню. Через северо-восточные сени был проход в церковь Онуфрия.




Из-за отсутствия средств колокольня церкви святого Духа, расположенная над сенями с западной стороны трапезной была достроена много позже, в 1735 г. Вероятно, этим можно объяснить, что шатер колокольни сделан слишком низким и плохо увязан с общими пропорциями столпа. Каменный шатер восстановлен недавно, в 1966 г.





С наружной стороны северо-восточного угла паперти в кладке одна над другой сохранились две памятные белокаменные доски захоронений с надписями и орнаментом на одной из них. Нижняя относится к 1705 г.




Внутренняя отделка трапезной и церкви, к сожалению, не сохранилась.





После революции в храме Святого Духа располагался клуб с кинозалом.
Церковь Сошествия Святого Духа. Вид с юга. 1973 год.
















Сейчас храм восстановлен и является действующим. Внутренние стены покрывает выразительная роспись. Мы, к сожалению, не смогли попасть внутрь – храм был закрыт.







http://rccam.livejournal.com/39405.html
http://i-random.ru/2011/04/sudba-solotchinskix-xramov/
http://lib.rus.ec/b/334099/read
http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=13
http://www.proselki.ru/topics/solotcha/solotcha11.pic.htm http://mrd.ucoz.ru/index/cerkov_soshestvija_svjatogo_dukha_v_solotchinskom_monastyre/0-308



Теперь все здания стали беленькими)
Я-то их помню красно кирпичными, и совсем не ухоженными.....
Да, за эти годы многое отреставрировали, и много хороших реставраций ))
Нет, не печальное.
Просто все было другое и жизнь наша тоже шла по другому.....)
Кажется - был музей, и много экскурсий приезжало сюда. Как и везде - шла неспешная реставрация зданий. Очень медленно реставрировали, как и везде в Советские годы. Но зато была научная и грамотная реставрация ..... да и все, что вы сфотографировали - все это сделано тогда, в Советском Союзе.
В наши новые времена, когда чуть не все памятники архитектуры переданы "в лоно церкви" - создались новые проблемы. Ведь новые хозяева далеки от вопросов архитектуры, у них другие цели и задачи. И сочная и красивая отделка фасадов, которая видна на старых фотографиях, сегодня закрашена побелкой. Все цвета - красная кирпичная кладка, белокаменные колонки и детали отделки окон и т.д - все забелено до безобразия, полная безграмотность во всем ((((
Так что сегодня для меня, как для архитектора - виды стали более печальные ......
Насколько ярче смотрится Успенский собор Рязанского кремля того же Якова Бухвостова. Почему реставраторы не учитывают первоначальный замысел архитектора?
Боюсь, что сегодня принимают решения не реставраторы ..... ((
Корабль, плывущий в океане Времени.))) Или - Истории)))