galik_123 (galik_123) wrote in architectstyle,
galik_123
galik_123
architectstyle

Categories:

Архитектор Александр Витберг


Александр Витберг (1787-1855). Автопортрет, начало XIX века. Рисунок

Александр Витберг - человек удивительной судьбы, он мог бы стать блистательным художником, но остался в истории русского искусства как архитектор одного грандиозного проекта - храма в ознаменование победы над Наполеоном. И жизнь его распалась на два этапа - до создания храма и после.

Русский художник и архитектор XIX века Александр Витберг, по рождению Карл, родился 15 (26) января 1787 года в шведской семье. Его отец приехал в Россию в 1779 году и обосновался в Петербурге после недолгого пребывания в Ревеле (Таллине). Когда подошло время, Карл начал обучаться в Горном корпусе, но почувствовав влечение к живописи, перешёл в Академию Художеств. Ему было 15 лет, и он поражал всех своим талантом. За время обучения он получил все возможные медали и награды академии и, закончив обучение, остался преподавать. Позже он вступил в масонскую ложу, был дружен с поэтом Г.Р. Державиным, архитектором Н.А. Львовом. Наиболее известные из сохранившихся его работ этого периода:


Александр Витберг. Изведение Апостола Петра из темницы, 1806. Холст, масло. ГТГ, Москва



Александр Витберг. Благовещение, начало XIX века. Рисунок



Александр Витберг. Адромаха, оплакивающая Гектора, 1809. Холст, масло. Самарский областной художественный музей, Самара

Живописная композиция "Моление о чаше" была подготовлена для Казанского собора.


Александр Витберг. Моление о чаше, 1816. Холст, масло. Государственный музей истории религии

Одна из наиболее поздних его работ - портрет А.И. Герцена с маленьким сыном.


Александр Витберг. Портрет Александра Герцена с сыном, 1836

В 1813 году на время отпуска он уехал в Москву, где занимался исполнением виньеток и картин на события 1812 года. Несмотря на своё шведское происхождение, Витберг был горячим патриотом России. Когда в 1814 году император Александр I объявил конкурс на лучший проект собора, прославляющего победу русских войск, многие знаменитые архитекторы приняли в нём участие, но императору понравился проект никому неизвестного Карла Витберга.
Архитектурный комплекс включал пантеон с памятниками полководцам и колоннаду из 600 колонн, а также место для трофейного оружия. Проект основывался на идеях христианства и отличался от других замыслом увековечить память всех павших за Отечество, а не только офицеров. Это была революционная идея. Грандиозное сооружение было бы в три раза больше современного храма Христа Спасителя.


Александр Витберг. Проект храма Христа Спасителя в Москве, 1817

Торжественная церемония закладки фундамента состоялась 12 октября 1817 года на Воробьёвых горах. Кроме пожертвований поступили 16 млн. руб. из государственной казны. Вскоре после церемонии Витберг принял православие, крестившись Александром, в честь императора Александра I.


А. Г. Афанасьев. «Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах 12 октября 1817 года». Гравюра пунктиром, раскрашенная акварелью

Руководство строительством давалось Витбергу с большим трудом. Когда умер император, Витберг лишился своего главного покровителя, проект не был доведён до конца. В течение 7 лет был разворован млн. рублей. Новый самодержец Николай I потребовал приостановить все работы и дать отчёт. В результате всех руководителей работ арестовали, разбирательство шло 11 лет. За это время у Витберга умерла жена - Елизавета Васильевна Артемьева (ум. 1831), бывшая ему верной помощницей, умер отец. Строительство храма на Воробьёвых горах сочли невозможным из-за ненадёжности почвы. Кроме того, Витберга обвинили в растрате казённых денег и в 1835 году сослали в Вятку под надзор полиции. Он был лишён дворянского звания, имущества и права быть принятым на государственную службу.
Многие современники считали, что Витберг невиновен и его подставили сановные казнокрады. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы он не нашёл поддержку молодого Герцена, тоже отбывавшего ссылку в Вятке. Герцен и материально поддерживал большое семейство Витбергов. Этой дружбе в своём романе "Былое и думы" Герцен посвятил Витбергу целую главу и записал со слов архитектора всю историю постройки храма.


Александр Витберг. Портрет молодого Герцена, 1836

Приехавшая к мужу молодая жена Евдокия Викторовна привезла с собой грудного младенца и четверых старших детей от первого брака. Вторая супруга Витберга - Евдокия Викторовна Пузыревская (1814-1851) была дочерью дворянина Мстиславского повета Могилёвской губернии. В Вятке у Витбергов родилось ещё трое - дочь и два сына.


Александр Витберг. Портрет Евдокии Викторовны Витберг, 1830-е

Дом Витбергов стал настоящим центром притяжения для многих вятских жителей. Добрый нрав Витберга, его талантливость и образованность, а также слава знаменитого ссыльного притягивали к нему вятскую интеллигенцию.
В этот период он смог заняться любимым делом и реализовать некоторые свои проекты. В результате в 1839 году был торжественно заложен Александро-Невский собор города, который простоял до 1937 года.


Александро-Невский собор в центре большой Семеновской (Александровской) площади. Начало XX в.

В основу композиции была положена схема одного из вариантов храма Христа Спасителя - пятиугольная ротонда с четырьмя башнями-колокольнями. К сожалению, сам архитектор так и не увидел собор - он умер раньше, чем закончилось его строительство.


Александр Витберг. Александро-Невский собор в Вятке, 1900-1917. Фото

По эскизам Витберга были созданы портал входа в городской Александровский сад и кованная решётка.


Александр Витберг. Портал Александровского сада в Вятке, 1900-1917. Фото

После пятилетней ссылки Витберг вернулся в Петербург. Он всё ещё надеялся, что его вызовут в Москву для продолжения работы - сооружения храма Христа Спасителя. Но он был забыт в архитектурных и придворных кругах и его талант не был востребован. Так Вятка оказалась местом, где случился последний взлёт его таланта. Скончался он в Петербурге 12 (24) января 1855 года и был похоронен на Волковом кладбище, надгробие утрачено в советские годы.
Последнее время в Вятке ведётся общественная дискуссия о восстановлении Александро-Невского собора. Тем временем в Грозном (Чечня) в 2014 году по эскизу Витберга (1817 года) был построен Дом приёмов.


Дом приёмов в Грозном, 2014. Фото: ru.wikipedia.org, ГАКО

Так забытый Витберг вернулся в современную жизнь, а в Вятке был восстановлен дом, в котором жила семья Витберга в ссылке и установлен бюст архитектора.


Памятник Александру Витбергу. г. Киров. 2017 г. Фото

Источники информации: vyatkawalks.ru , veryimportantlot.com , википедия ...
Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, 5. "Национально-романтический" этап, Архитекторы, Вятка, Живопись
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments