Впервые село Комягино, расположенное в Пушкинском районе Московской области, упоминается в Списке с писцовой книги 1584 – 1586 годов как пустошь Коняево Бохова стана Московского уезда. Пустошь вместе с селом Пушкино на Уче исстари принадлежала митрополичьим землям.
В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов здесь было бортничество. В декабре 1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит Зосима Брадатый (ум. в 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежских станах некоторых своих митрополичьих бортников землями и деревнями. Среди этих бортников – предводителей крупных артелей сборщиков мёда и воска, были имена неких Андрейки и Ивашки Коняевых: «Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь… своих митрополичьих бортников Андрейка Коняева, да брата его Ивашка… церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями» (См.: Материалы по истории крестьян в России XI – XVII вв.: Сборник документов. Л., - 1958. С. 48).
Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, подобно «земельному окладу» служилых людей великого князя. Поместье давалось «до живота» и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.
Каменная церковь, освященная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год.
Современный вид храма:

Точно известно, что храм был построен в 1678 году и в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: «В нынешнем 187 году января 9 дня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж того пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова» (См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах. Вып.5. Радонежская десятина. – М., 1886).
По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была «новопостроена» в сельце Сергееве, что намекает на существование до каменного – деревянного храма.
Сергиевский храм в Комягино отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.
По мнению многих исследователей, храм в Сергеевском-Комягине является одним из лучших образцов древнерусского каменного зодчества во всем Подмосковье.



Я бы, пожалуй, поставил в один ряд с этой церковью только Благовещенский храм в селе Тайнинском (об этом храме см.:http://sergeyurich.livejournal.com/901377.html).
Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.
Основной четверик вытянут по оси север-юг, что существенно увеличивает ширину храма для лучшего обозрения прихожанами деталей священнодейства.
Интерьеры храма:


Вот две фотографии Сергиевского храма, сделанных в начале ХХ века и его описание 1887 года.


«Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать. Церковь имеет в длину 11 саженей, в ширину – 8 саженей, в вышину – около 20 саженей и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе, ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входя имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою, по местам вызолочен; стены холодной церкви расписаны иконописным письмом, но записей в времени росписи не имеется, теплая же церковь не расписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: «писан сей образ лета 7222 (1714 г.), совершена месяца июня в 7-й день» (См.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. 1. – М., 1907. С. 97).
В 1929 году храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было утрачено. Иконы XVII века были выброшены в овраг. По распоряжению правления ближайшего колхоза «Красный Октябрь» с храма были сняты железная кровля, обрешетка с крыш, вынуты прутья из ограды.
Фотографии 1953 года (автор: М. Г. Каверзнев):



Лишь в 1955 году государство обратило внимание на тяжелое положение памятника культуры. С 1955 по 1961 г. под руководством известного архитектора-реставратора Л. А. Давида памятник был восстановлен.
Но затем последовало новое осквернение храма. В 1976 году отреставрированная церковь вновь была разорена. К 1980 году под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера была проведена повторная реставрация бесценного памятника.

Была восстановлена лепнина, богатая резьба наличников окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом.


В 1991 году храм был возвращен Церкви.
Напоследок лайфхак для желающих посетить Сергиевский храм.
Общественным транспортом: от станции Пушкино Ярославской ж/д на автобусе №47; от платформы Ивантеевка – автобус №6.
На машине: по Ярославскому шоссе до поворота на Красноармейск, далее – до поворота на Ивантеевку через село Левково.
Храм открыт ежедневно с 9.00 до 16.00.

При подготовке статьи были использованы материалы интернетресурса «Подмосковный краевед».
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов здесь было бортничество. В декабре 1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит Зосима Брадатый (ум. в 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежских станах некоторых своих митрополичьих бортников землями и деревнями. Среди этих бортников – предводителей крупных артелей сборщиков мёда и воска, были имена неких Андрейки и Ивашки Коняевых: «Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь… своих митрополичьих бортников Андрейка Коняева, да брата его Ивашка… церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями» (См.: Материалы по истории крестьян в России XI – XVII вв.: Сборник документов. Л., - 1958. С. 48).
Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, подобно «земельному окладу» служилых людей великого князя. Поместье давалось «до живота» и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.
Каменная церковь, освященная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год.
Современный вид храма:
По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была «новопостроена» в сельце Сергееве, что намекает на существование до каменного – деревянного храма.
Сергиевский храм в Комягино отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.
По мнению многих исследователей, храм в Сергеевском-Комягине является одним из лучших образцов древнерусского каменного зодчества во всем Подмосковье.
Я бы, пожалуй, поставил в один ряд с этой церковью только Благовещенский храм в селе Тайнинском (об этом храме см.:http://sergeyurich.livejournal.com/901377.html).
Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.
Основной четверик вытянут по оси север-юг, что существенно увеличивает ширину храма для лучшего обозрения прихожанами деталей священнодейства.
Интерьеры храма:
Вот две фотографии Сергиевского храма, сделанных в начале ХХ века и его описание 1887 года.


«Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать. Церковь имеет в длину 11 саженей, в ширину – 8 саженей, в вышину – около 20 саженей и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе, ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входя имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою, по местам вызолочен; стены холодной церкви расписаны иконописным письмом, но записей в времени росписи не имеется, теплая же церковь не расписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: «писан сей образ лета 7222 (1714 г.), совершена месяца июня в 7-й день» (См.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. 1. – М., 1907. С. 97).
В 1929 году храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было утрачено. Иконы XVII века были выброшены в овраг. По распоряжению правления ближайшего колхоза «Красный Октябрь» с храма были сняты железная кровля, обрешетка с крыш, вынуты прутья из ограды.
Фотографии 1953 года (автор: М. Г. Каверзнев):
Лишь в 1955 году государство обратило внимание на тяжелое положение памятника культуры. С 1955 по 1961 г. под руководством известного архитектора-реставратора Л. А. Давида памятник был восстановлен.
Но затем последовало новое осквернение храма. В 1976 году отреставрированная церковь вновь была разорена. К 1980 году под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера была проведена повторная реставрация бесценного памятника.
Была восстановлена лепнина, богатая резьба наличников окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом.
В 1991 году храм был возвращен Церкви.
Напоследок лайфхак для желающих посетить Сергиевский храм.
Общественным транспортом: от станции Пушкино Ярославской ж/д на автобусе №47; от платформы Ивантеевка – автобус №6.
На машине: по Ярославскому шоссе до поворота на Красноармейск, далее – до поворота на Ивантеевку через село Левково.
Храм открыт ежедневно с 9.00 до 16.00.
При подготовке статьи были использованы материалы интернетресурса «Подмосковный краевед».
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Community Info