lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Category:

Санкт-Петербург. Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, 1729-1736 гг. (Часть I.)

Оригинал взят у lidushka_39 в СПб, церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
                                                  (Начало)
 …Два с половиной столетия назад, под переливы давным-давно разобранных курантов, с высоты ныне утраченных балюстрад этого старинного храма, на людскую суету бесстрастно взирала дюжина строгих апостолов в компании с молчаливыми ангелами – один из которых, оторвавшись от коллектива, как и положено правильным Петербургским Ангелам, дерзновенно вознёсся в небеса, над Фонтанкой и Северным Петровским Парадизом, буквально на мгновение застыв на шпиле колокольни – дабы собраться с мыслями, не позабыл ли чего на бренной земле…

DSCN7408-1.jpg
Изрядно подпорченный ремонтами, уже к концу XVIII в лишившийся изысканной литой и резной скульптуры в наружной отделке, раритетнейший памятник аннинского барокко на перекрёстке нынешней Моховой (бывшая Хамовая) и улицы Белинского (бывший Симеоновский переулок) – в XVIII в сия территория относилась к Литейной части Петербурга.
DSCN7433-1.jpg
Величественной наружности здание с безумно красивым интерьером (восстановлен по дореволюционным фото), огромным куполом и четырёхъярусной колокольней (47 м со шпилем) - одно из немногих сохранившихся творений Михаила Григорьевича Земцова, основоположника отечественного барокко первой половины XVIII в. Михал Григорьич, как известно, практические азы зодчества постигал, будучи подмастерьем (и, по совместительству, переводчиком) у Д.Трезини и Н.Микетти – о лучших учителях в то время нельзя было и мечтать. Список осуществлённых проектов М.Г.Земцова огромен – но, к бесконечному сожалению, до нашего времени дошёл с катастрофическими утратами. А посему, Симеоновская церковь – памятник уникальный во всех отношениях, пусть даже в столь далёком от оригинала виде.
DSCN7438-1.jpg
Первая версия храма была деревянной, за 15 лет службы пришедшей в полную непригодность к использованию. В 1729 г начались работы по возведению каменного здания. История как его строительства, так и многочисленных ”возобновлений” запечатлена в документах, по счастью, уцелевших. Ими мы и воспользуемся для подробного знакомства с сей архитектурной жемчужиной.
DSCN7472-1.jpg
Одним из старейших, сохранившихся в архивах, упоминаний Симеоновской церкви является посвящённая ей статья в рукописной книге библиотекаря Академии наук А. И. Богданова ”Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга, от начала заведения его, с 1703, по 1751 год”. Приведём цитату из сего обширного талмуда:
DSCN7471-1.jpg
Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Построил Пётр Великий в 1712 году [уточнение: 1712 – год заложения храма], деревянным зданием, для Тезоименитого Ангела любезнейшей своей Императорской дочери, Государыни Цесаревны Анны Петровны. Построена на речке Фонтанке, близ Литейной улицы.
Но при державе Государыни Императрицы Анны Иоанновны, поскольку  Её величество была того ж Тезоименитого Ангела, изволила оную церковь построить каменную; которая хотя невелика, но превосходною архитектурою построена, чрез Архитектора Михаила Земцова в 1733 г, с двумя приделами. Которая и освящена 1734-го году января 27 дня.”
DSCN7428-1.jpg
В ноябре 1727 года от священников тогда ещё скромной деревянной Симеоновской церкви в Синод поступило ходатайство следующего содержания: ”В 1714 году тщанием и попечением Цесаревича Алексея Петровича построена [уточнение: 3 февраля 1714 - дата освящения храма] при сем С.-Петербурге на Московской стороне [деревянная] церковь во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, которая церковь вельми обветшала, по воздушной мокроты беспрестанная теча бывает, отчего опасное повреждение. А ныне мы, нижеподписавшиеся, желаем, чтоб оную церковь разобрав, построить вместо той, на том же месте новую, а понеже доходов церковных на ту постройку не имеем, того ради, намерены о вспоможении просить Его Императорское Величество, и потом христолюбивых подателей.”
DSCN7474-1.jpg
Ходатайство было удовлетворено, и 5 июля 1728 года Петербургская Канцелярия от строений получила указание, ”чтобы сделать каменный фундамент новой церкви”, а месяц спустя, 7 августа, М. Г. Земцову была поручена разработка проекта Симеоновского храма.
DSCN7466-1.jpg
Каменную церковь было решено строить ближе к берегу Фонтанки – на 23 метра западнее деревянной предшественницы. Весной 1729 года приступили к строительным работам, для скорейшего осуществления которых не жалели ни сил, ни средств, ни рабочих рук, ибо торопились успеть к запланированному на 1731 год возвращению Императрицы Анны Иоанновны из Москвы в Петербург (не успели – храм освятили лишь в начале 1734 г).
DSCN7421-1.jpg
Ещё в сентябре 1730 года Императрица велела “в строении новой церкви иметь прилежное смотрение, дабы без продолжения времени была построена”. Но можно ли повсюду успеть, коли, например, уехали работать в Москву лучшие художники  (процесс написания двадцати образов для иконостаса растянулся на 1731-1733 гг), задним числом пришлось вносить изменения в проект верхнего яруса колокольни со шпилем (к ноябрю 1733 г “шпиц по новому проекту” был даже ещё окончательно не изготовлен, и к освящению храма 27 января 1734 г над колокольней его установить не успели), а к ноябрю 1732 г было решено обустроить в церкви два дополнительных придела (арх. Михаила и св. Ефрема Сирина) – что потребовало существенной корректировки работ в интерьерах.
DSCN7420-1.jpg
Всех нюансов заранее предусмотреть невозможно – к тому же, ход работ контролировала лично Анна Иоанновна, что накладывало на строителей огромную ответственность. Себе в помощники Михаил Григорьевич взял уже знакомого нам Ивана Яковлевича Бланка (мы его запомнили как создателя Троицкой церкви в Красном Селе), которого приметил ещё в годы совместной работы с Николо Микетти – Бланк был одним из учеников итальянского зодчего, а после отъезда Микетти на родину в 1723 г Земцов взял всех его учеников под свою опеку.
DSCN7452-1.jpg
Как выглядел в натуре земцовский храм, можно понять, взглянув на сохранившийся чертёж его южного фасада, сделанный в 1740-х годах. К тому времени был завершён полный цикл работ по возведению храма – перед нами предстаёт великолепный архитектурный шедевр, к сожалению, ныне утративший значительную часть наружной скульптурной отделки и искажённый поновлениями:
1746.jpg
Представленный здесь фиксационный чертёж входил в коллекцию изображений различных петербургских зданий (включая 11 церквей), вывезенную из России в 1746 г голштинским придворным Ф.-В. Берхгольцем, и нынче находящуюся в составе Тессин-Хорлеманского собрания Национального музея Швеции. При помощи упомянутых драгоценных чертежей, впервые опубликованных в 1963 г, представилась возможность реконструировать облик давно утраченных архитектурных памятников Петербурга первой половины XVIII века  - земцовских храмов там два: наша Симеоновская и Рождественская (1733-1737 гг) церкви (последняя была снесена в 1811 г, после того, как к юго-западу от неё было завершено строительство грандиозного Казанского собора).
  (Мини-спойлер: чертежей несохранившейся Рождественской церкви М.Г.Земцова & И.Я.Бланка в личной коллекции автора этих строк уже накопилось достаточно для создания отдельной статьи, посвящённой сей бесподобной барочной жемчужине.)

DSCN7433-1.jpg
Итак, Симеоновская церковь на Фонтанке представляет собой одноглавый храм на подклете, с приземистой трапезной и двусветным четвериком, увенчанным массивным куполом на восьмерике.
План1.jpeg
Грандиозных размеров купол, завершённый легкомысленным деревянным “фонариком”, поддерживается посредством хитроумной системы опорных арок, перекинутых с восточных на западные стены четверика - рассматривать сию поистине завораживающую конструкцию увлекательно и познавательно (из разряда ”где бы я ещё такое увидел”).
DSCN7435-1.jpg
В многоярусной колокольне над западным притвором (от земцовского оригинала сейчас уцелели только два нижних яруса, остальные перестроены в несколько приёмов в XIX-XX вв) в 1737 г, по указу Императрицы Анны Иоанновны, были установлены часы-куранты, для которых мастером Петром Леклером были отлиты 25 колоколов по заданным моделям-образцам от колокольного мастера Ферстера.
DSCN7432-1.jpg
Старинные куранты  были демонтированы в 1834 г, в ходе реконструкции двух верхних деревянных ярусов колокольни. В 1905 г часы вернулись на место – но, понятное дело, уже с другим механизмом.
DSCN7458-1.jpg
Третий ярус колокольни предназначался для одного, самого крупного колокола. Во втором ярусе размещались остальные колокола (по описи 1873 г их было шесть).
DSCN7424-1.jpg
Деревянных конструкций, помимо декоративной скульптуры, в здании имелось предостаточно: уже упомянутые два верхних яруса колокольни, её шпиль, купол восьмерика с фонариком, портик южного входа, парапеты крыши, балюстрады – в силу естественных причин, по прошествии нескольких десятилетий, все они основательно обветшали.
DSCN7418-1.jpg
В 1834 г деревянные ярусы колокольни (те, что на этом фото) были разобраны и заменены новыми. Купол восьмерика отремонтирован в ходе масштабных работ 1869-1872 годов.
DSCN7456-1.jpg
Деревянный южный портик также продержался до 1869 г – в итоге был разобран и перестроен в камне ”с сохранением характера его архитектуры”.
DSCN7429-1.jpg
Исправления и переделки в церкви поначалу были дозволены и проводились лишь при условии неукоснительного “соблюдения прежнего стиля”. Впоследствии этой установки придерживались далеко не всегда.
DSCN7461-1.jpg
Остаётся только догадываться, когда именно с фасадов были сняты полноразмерные статуи архангелов и апостолов, в конце 1734 г (уже после освящения храма 27 января 1734 г) установленные вокруг барабана, на колокольне, апсиде и над портиком, а также 38 декоративных вазонов ”с пламенем” на парапетах крыши.
Восьмерик.jpg
12 апостольских и ангельских фигур, вырезанных из дерева Кондратом Ганном, разместили на восьмерике, для шестнадцати пилястр которого были выточены капители коринфского ордера.
DSCN7464-1.jpg
Для верхнего фонарика Ганн вырезал восемь кронштейнов-волют.
DSCN7423-1.jpg
Деревянные ярусы колокольни были украшены “фестонами” (резными цветочными гирляндами).
Колокольня1.jpg
Отлитые из меди на заводах Демидова полые фигуры девяти ангелов украшали третий ярус колокольни, алтарную часть храма и балкон над южным входом.
Портик.jpg
"Фонарик" над куполом венчался (и венчается до сих пор) медной чеканной короной на позолоченной подушке с кистями (сдаётся мне, что оригинал до нашего времени не сохранился).
DSCN7441-1.jpg
Хочется верить, что вся эта скульптурная красота в невыносимом петербургском климате продержалась хотя бы до начала XIX века.
DSCN7460-1.jpg
Хотя, кто знает, возможно, какая-то её часть сгорела в одном из многочисленных пожаров, а остатки демонтировали в процессе ремонтов. Например, достоверно известно, что к 1834 г вместо ангела на шпиле колокольни уже был установлен позлащённый крест.
Шпиль.jpg
Злополучный деревянный шпиль колокольни, потребовавший корректировки первоначального проекта (что-то там с ним не заладилось), установили также после освящения храма. Сохранились документы с упоминанием суммы в 610 рублей, уплаченной подрядчику,  “Олонецкого уезда Кижского погоста деревни Сунны дворцовому крестьянину Моисею Мурину”, изготовившему “шпиц по новому проекту”.
DSCN7475-1.jpg
Работы по установке шпиля выполнялись летом 1734 г под руководством  легендарного Хармана ван Болеса. С его же помощью вплоть до весны 1736 г производилась сборка фрагментов высоченного четырёхъярусного иконостаса храма.
Иконостас проект3.jpg
Вопросом о том, ”каким манером надлежит быть иконостасу”, Земцов озадачился ещё в 1730 г. Им же был составлен проект иконостаса и реестр икон.
                                                (Окончание следует...)
Tags: 3. Стиль БАРОККО, Архитекторы, Архитектурные чертежи, Исторические исследования, Петербург
Subscribe

  • Казанский женский монастырь

    Казанский женский монастырь - православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке в Тверской области на восточной окраине…

  • Смольный собор. Часть 1, снаружи.

    Собор Воскресения Христова, он же Смольный собор - самый длительный долгострой Петрбурга, строился в общей сложности 87 лет. До 1703 г. на этом…

  • Новоторжский кремль

    Новоторжский кремль находится в городе Торжке Тверской области в России. (GPS:57.036661, 34.955730) 01 В наше время кремль представляет собой…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Казанский женский монастырь

    Казанский женский монастырь - православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке в Тверской области на восточной окраине…

  • Смольный собор. Часть 1, снаружи.

    Собор Воскресения Христова, он же Смольный собор - самый длительный долгострой Петрбурга, строился в общей сложности 87 лет. До 1703 г. на этом…

  • Новоторжский кремль

    Новоторжский кремль находится в городе Торжке Тверской области в России. (GPS:57.036661, 34.955730) 01 В наше время кремль представляет собой…