Два храма в подмосковном Гребнево. Часть 1: Храм Гребневской иконы Божией Матери

    Оригинал взят у sergeyurich в Два храма в подмосковном Гребнево. Часть 1: Храм Гребневской иконы Божией Матери

    Храм Гребневской иконы Божией Матери

    С 1786 по 1791 год в подмосковном селе Гребнево (нынешнего Щелковского района, неподалеку от города Фрязино) на средства Г. И. Бибикова по проекту подпоручика архитектуры Ивана Ивановича Ветрова  был возведен сохранившийся до наших дней каменный храм Гребневской иноны Божией Матери.






    Кирпичный, с белокаменными деталями, крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма.




  На кресчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой, увенчанной бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом.




    Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырехколонными портиками дорического ордера.








   План храма:




    Внутреннее убранство храма, авторства архитектуры капитана Степана Васильевича Грознова (Грязного?), отличается исключительным изяществом и красотой форм.




    Две пары ионических колонн, отделанных под мрамор, поддерживают хоры в западной части здания. Интересны белые с тонкой золоченой резьбой иконостасы.




    Церковь имеет строго симметрический план: алтарная часть адекватна притвору, северная часть – южной. План осложнен дополнительными круглыми помещениями в угловых пилонах, которые в восточной части служат для прохода в алтарь, а в западной – для кладовой и лестницы.

    Особенно интересен центральный иконостас XVIII века, имеющий вогнутую форму и состоящий из трех убывающих ярусов, завершенных распятием.











    Золоченые резные рамы, обрамляющие немногочисленные иконы, эффективно выделяются на белом фоне иконостаса.
















    Антаблемент первого яруса поддерживают четыре колонны коринфского ордера с золочеными каннелюрами и капителями. Колонны иконостаса отвечают двум парам ионических колонн, поддерживающих хоры.








    Кроме первоначального убранства, в храме сохранились элементы более поздних периодов: резная сень в алтаре относится к эпохе ампира, полихромный метлахский пол – к рубежу XIX – ХХ веков.

    Ниши фасадов и киоты заполнены поздней масляной живописью конца XIX века.























   





    Источники:
    1. Памятники архитектуры Московской области. Т. 2. – М., 1975.
    2. Интернетресурс «Подмосковный краевед».


    Продолжение следует....
    Сергей Воробьев.






Красивое объемно-планировочное решение - крстообразное в плане здание с четырьмя портиками.
Округлая центральная часть увенчана куполом. Все логично, все пропорционально ))
Ордер не могу разглядеть, но кажется, что дорический, или очень близкий к нему.
Спасибо!
Теперь немного критики, а позволяю я себе критиковать только давних и проверенных пользователей журнала. Знаю,что они все поймут правильно.........
Сергей - если бы я компоновал такую статью, то три четверти ее я бы посвятил архитектуре. Здесь есть о чем рассказать, и есть что показать в деталях. А вот поздняя роспись стен и иконы как раз весьма неинтересные, а Вы им посвятили больше всего времени. Как говорил Владимир Этуш (выписался из больницы, слава богу) словами своего героя в известном фильме - "обидно получается" ...... ))
Очень хороша архитектура , изящный иконостас, интересен овальный купол!
Мне очень понравился, классика!
Спасибо!
Рад, что Вам интересен не только внешний облик храма, но и его интерьеры, в которых также много замечательных архитектурных элементов.