lidushka_39 (lidushka_39) wrote in architectstyle,
lidushka_39
lidushka_39
architectstyle

Categories:

Санкт-Петербург. Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, 1729-1736 гг. (Часть II.)

Оригинал взят у lidushka_39 в Церковь Св. и Пр. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
                                                              (Окончание)
 Вопросом о том, ”каким манером надлежит быть иконостасу”, Земцов озадачился ещё в 1730 г. Им же был составлен проект иконостаса и реестр икон, которые следовало писать загодя, дабы успеть завершить сей процесс как можно скорее, ибо их установку и работы по сборке иконостаса (который ещё нужно было изготовить и доставить в Петербург) планировалось завершить к 1731 году. Но увы, по ряду причин все сроки оказались сорваны, и в конечном итоге к 27 января 1734 г (день освящения храма) иконостас так и не был полностью завершён – работы по монтажу, размещению икон, лепной и резной скульптуры продолжались вплоть до 1736 г.

Иконостас проект3.jpg
Основная часть работ по изготовлению, сборке, золочению иконостаса осуществлялась в 1731-1733 гг. По чертежам Земцова были  заказаны “восемь капителей коринфского ордера, четыре капители композитного ордера, которые имеют быть на круглых точеных столбах, кронштейнов в третей апартамент как те самые штуки заготовлены и с фестонами, двух херувимов с фестонами ж двух, сто медальонов для карниза коринфского ордера, во второй апартамент двух висячих фруктов показанными мерами,над северные и южные двери по два херувима, и вверх глории с сиянием и херувимов во облаках, в которой средине имеет быть написано в треугольник имя Божие на заготовленной доске”. (След. изображение – 2009 г, Юрий Кирс, эскизный проект воссоздания иконостаса Симеоновской церкви по состоянию на начало XX в:)
Иконостас проект.jpg
К работе над иконами были привлечены художники экстра-класса: А. Меркурьев (Поспелов), В. Василевский, А. Матвеев, А. Захаров, В. Ерошевский, Л. Фёдоров. В феврале 1731 г с иконописцами был заключён договор, согласно которому они “писали св. образа на дубовых досках из их материала иконным самым добрым мастерством, за сумму тысячу сорок рублей”.  По словам современников, иконостас Симеоновской церкви “обнаружил самый утонченный вкус итальянской живописи с такой прелестью колорита, как и силой выражения”. (След. изображение - 2009 г, Юрий Кирс, фрагмент проекта иконостаса Симеоновской церкви:)
Иконостас проект2.jpg
Лирическое отступление. Драгоценного Земцовского иконостаса нынче не существует. Он не дожил даже до октябрьского переворота 1917 г. Достоверно известно, что в 1838 г он ещё был цел, но изрядно потускнел, покрыт слоем пыли и копоти и обветшал – по причине чего был “почищен, вызолочен и обшит досками с алтарной стороны”. Но уже 30 лет спустя, в ходе масштабных ремонтных работ 1869-1872 гг, по чертежу Г. И. Винтергальтера  был изготовлен и установлен абсолютный новодел, “с удержанием стиля прежнего. Живопись в иконостасе и стенных образах возобновлена художником Емельяновым”. В советское время в разграбленном и закрытом в 1938 г храме поочерёдно были склад, инженерное бюро, Метеорологический музей - из дореволюционного убранства практически ничего не сохранилось. В 1991 г храм вернули РПЦ. В 2003 г был дан старт реставрационным работам на памятнике архитектуры. В 2008-2009 годах петербургская архитектурная мастерская ”Эйдос” (руководитель – архитектор, профессиональный резчик по дереву Ю. В. Кирс) по нескольким архивным фотографиям спроектировала интерьер и иконостас, в 2013 г работы по воссозданию внутреннего убранства были завершены. Правда, в отличие от оригинала, на воссозданном иконостасе “висячих фруктов и херувимов с фестонами” обнаружить не удалось.
DSCN7442-1.jpg
В 1839 г с севера к четверику пристроили помещение для ризницы, библиотеки, архива и казнохранилища, расширенное в 1869-1872 гг. Возможно, в том же 1839 г к нижнему ярусу колокольни с юга и севера прилепились две симметричные пристройки с наклонными крышами (в правой размещалась сторожка, в левой – кладовая и лестница на колокольню) – северная из них заметна на след. фото 1860-х гг, а демонтированы они были уже в советское время, при реставрации в 1950-х гг.
1860-е.jpg
Внимательно присмотримся к колокольне: неуклюжие верхние ярусы (здесь они ещё деревянные) выглядят громоздкими коробками - последствия ремонта 1834 г. Сейчас, в камне, они также бесконечно далеки от оригинала:
DSCN7446-1.jpg
Чуть другой ракурс, кадр сделан примерно в тех же 1860-х гг, здесь ещё заметны уцелевшие к тому времени исторические "родные" фронтоны над окнами трапезной, уничтоженные при последующих переделках (восстановлены в ходе реставрации 1950-х гг):
1860-е 2.jpg
В 1868 г петербургский купец 1-й гильдии, статский советник В. Ф. Громов заказал и оплатил архитектору Г. И. Винтергальтеру проект реконструкции старинного храма и пожертвовал на его ремонт 30 тыс. рублей.
DSCN7427-1.jpg
Проект, составленный со значительными отступлениями от старого плана, содержал личные пожелания жертвователя и соответствовал самым модным архитектурным тенденциям того времени, что в итоге вылилось бы в “новодел”, обезличивший памятник.
DSCN7462-1.jpg
К счастью, проект отклонили после обсуждения на заседании Санкт-Петербургского строительного отделения, в постановлении которого сказано: ”Симеоновская церковь есть самая старейшая из церковных построек прошлого столетия и единственная, остающаяся доныне без видоизменения. Допустимо реставрировать этот храм лишь в первоначальном же стиле” Говоря современным языком, тогдашние петербургские градозащитники не позволили окончательно угробить памятник J
DSCN7447-1.jpg
Винтергальтер нарисовал новый проект, прошедший все необходимые согласования, и, возможно, в общем и целом всё соответствовало земцовскому проекту, но, как говорится, дьявол кроется в деталях. След. фото - начало XX в:
1910-е 2.jpg
Над западным входом поставили козырёк на столбах. Два верхних яруса колокольни перестроили в камне – и это, увы, уже совсем ни разу не Земцов: на месте Ангела я бы такую колокольню облетала за километр. Напомним, как выглядел храм в 1740-х гг:
1746.jpg
Барочный земцовский иконостас, вместе с резными статуями и лепниной, сломали, заменив новым - по проекту всё того же Винтергальтера. Внутри здания обустроили систему обогрева и вентиляции – вследствие чего на кровле появились дымоходы. Цоколь выложили свежим камнем – в диссонанс с остальной фасадной отделкой. След. фото - начало XX в:
1910-е.jpg
В начале XX в в здании изменили форму перемычек оконных проёмов трапезной и алтаря – с горизонтальной на полуциркульную, уничтожив родные фронтончики: видать, о сохранности исторического облика в то время уже не слишком беспокоились (в 1950-х гг окнам трапезной вернули первоначальную форму прямоугольника; в алтарной части так и оставили полукруглыми).
DSCN7468-1.jpg
Канули в Лету земцовские фронтончики с кронштейнами, о форме которых сейчас можно судить лишь по чертежам и архивным фото.
DSCN7448-1.jpg
В 1905 г на колокольню установили новые часы – об их дальнейшей судьбе в годы советской власти мне информации раздобыть не удалось.
DSCN7445-1.jpg
Отверстие циферблата нынче заложено. Современный шпиль установлен в 1995 г. И вообще, как уже упоминалось, от земцовской колокольни уцелели лишь два первых яруса.
DSCN7457-1.jpg
Исторический облик – не авторства Михал нашего Григорьича Земцова, конечно, а, скажем, на конец XIX века – возвращён памятнику в ходе послевоенной реставрации 1950-х гг. Плюс полвека спустя, уже в качестве действующего храма, здание реставрировалось на протяжении 2003-2013 гг.
DSCN7465-1.jpg
Колокольню, скажем честно, к нашему времени изуродовали самым жутким образом – про шпиль даже говорить не хочется.
DSCN7418-1.jpg
Рустовку по какой-то причине не выделили белым тоном - а ведь она ставит визуальный акцент на углах четверика, подчёркивая вертикаль, вторя пилястрам барабана.
DSCN7473-1.jpg
Но повторюсь, интерьеры в храме сейчас шикарнейшие, особенно в четверике с восьмериком: архитектурная вся эта геометрия, перекрытия, огромные арки, ордерные элементы, декор, резной новый иконостас – глаза разбегаются, да только снимать внутри храма постеснялась.
Декоративная конструкция в полуглавии на предыдущем фото - щит с вензелем Императрицы Анны Иоанновны, расположенный над южным окном четверика (насчёт подлинности - не берусь утверждать, информации не обнаружила, вполне допускаю, что копия):
DSCN7479-1.jpg
Ну и возьмём чуть выше, к карнизам:
DSCN7481-1.jpg
Две неразрешимые лично для меня загадки содержит это прекрасное здание.
DSCN7476-1.jpg
Во-первых, балкон, которым увенчан четырёхколонный южный портик.
DSCN7429-1.jpg
По сути своей это и не балкон вовсе, а в некотором роде декоративный навес над южным входом, ибо выйти на него (во всяком случае, с 1834 г точно) физически невозможно: в стене вместо дверного - оконный проём.
DSCN7477-1.jpg
И даже если сие окно когда-то в незапамятные времена и было дверью – расположена она чересчур высоко и неудобно (изнутри здания этот факт очевиден), и никакого логического намёка на лестницу, ведущую к этому проёму, нет.
DSCN7428-1.jpg
Оно понятно, что подобное оформление входа – прямой отсыл к архитектуре Петропавловского собора Д. Трезини (где таких портиков с псевдо-балконами целых два). Но возможно, разгадка кроется всё в том же оригинальном земцовском проекте – согласно которому балкон был предназначен не для выхода на него простых смертных, но для размещения пары восседающих на нём скульптурных Апостолов, Ангелов или Святителей.
Портик.jpg
Во-вторых, триглифы. Которые отсутствуют на натурном чертеже, сделанном в 1740-х гг, но присутствуют на всех фото, начиная с 1860-х гг.
DSCN7451-1.jpg
Были ли они изначально? Поскольку Земцов широко использует ордерные мотивы, логично допустить их наличие во фризе – а на чертёж они не попали, допустим, по причине не слишком детальной прорисовки объекта (например, мутулы на нём тоже не читаются, а такую заметную крупную деталь, как рустовку угловых пилястр четверика, художник вовсе не удосужился запечатлеть).
Карниз-парапет.jpg
Но здесь есть два нюанса. Во-первых, на чертеже фриз трапезной членится своего рода ”продолжениями” междуоконных пилястр с явными выступами из плоскости стены – выше им вторят столбики парапета на крыше.
DSCN7433-1.jpg
Нынче на этих местах особых выступов нет, зато присутствуют всё те же триглифы.
DSCN7452-1.jpg
Во-вторых, давайте внимательно присмотримся к этим самым триглифам – сосчитаем капельки, которых, как известно, должно быть шесть (по две на каждую вертикальную ось триглифа, разрази меня Парфенон).
DSCN7455-1.jpg
Здесь их семь. Мог ли так вольно обойтись с ордерными канонами зодчий, учителями которого были маститые итальянцы – вот в чём вопрос. Допускаю, что вся верхняя часть здания (антаблемент и конструкции кровли) первоначально была деревянной, лет через 30 сгнила/сгорела и перестраивалась в камне, тогда-то для пущей красы и прилепили сомнительные триглифы – вот в эту версию я охотно верю, тем более что в некоторых источниках упоминаются ремонтные работы 1770-х и 1803-1808-х гг.
DSCN7459-1.jpg
Опять же, вспоминая Петропавловский собор (предтечу большинства культовых петербургских строений первой половины XVIII в) – никаких триглифов на нём нет. И на нашем – пусть тоже не будет J.
DSCN7467-1.jpg
При подготовке текста использовались материалы сайтов…:
ranar.spb.ru; azbyka.ru; pravenc.ru; kriga-spb.ru; actual-art.org; pastvu.com; gk-news.ru
…и следующих достойнейших изданий:
П. Сент-Илер, А. Горихвостов ”Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 гг”
В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С.Ушаков ”История русской архитектуры”
И.Б. Михаловский “Архитектурные формы античности”
А.Н. Петров, Е.А. Борисова, А.П. Науменко ”Памятники архитектуры Ленинграда”
Все цветные фото - 07.01.2021.
Tags: 3. Стиль БАРОККО, Исторические исследования, Петербург
Subscribe

  • Церковь Спаса Преображения

    Церковь Спаса Преображения находится в селе Спас-Загорье в Калужской области (GPS Координаты: 55.051290, 36.594736). 01 В 1614 году в селе…

  • Малоярославец

    Малоярославец - город на правом берегу реки Лужи, в 61 км к северо-востоку от Калуги в Калужской области. (GPS Координаты: 55.011814, 36.462157)…

  • Николаевский Черноостровский монастырь

    01 Николаевский Черноостровский монастырь находится в городе Малоярославце Калужской области. (GPS Координаты: 55.015811, 36.461941) 02…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Церковь Спаса Преображения

    Церковь Спаса Преображения находится в селе Спас-Загорье в Калужской области (GPS Координаты: 55.051290, 36.594736). 01 В 1614 году в селе…

  • Малоярославец

    Малоярославец - город на правом берегу реки Лужи, в 61 км к северо-востоку от Калуги в Калужской области. (GPS Координаты: 55.011814, 36.462157)…

  • Николаевский Черноостровский монастырь

    01 Николаевский Черноостровский монастырь находится в городе Малоярославце Калужской области. (GPS Координаты: 55.015811, 36.461941) 02…