Два храма в подмосковном Гребнево. Часть 2: «Теплый» храм Николая Чудотворца

     Оригинал взят у sergeyurich в Два храма в подмосковном Гребнево. Часть 2: «Теплый» храм Николая Чудотворца

  «Теплый» храм Николая Чудотворца в селе Гребнево

    Часть первую см.: http://sergeyurich.livejournal.com/927468.html

    В конце 1816 года для работ в усадьбе Гребнево был приглашен архитектор Игнатий Иванович Ольделли (ок. 1795 – после 1840). По контракту, заключенному с ним, молодой архитектор принимал на себя обязательства по постройке новой церкви с колокольней.
    Масштабные строительные работы в усадьбе начались в 1817 году с возведения нового, теплого храма («зимней церкви») Николая Чудотворца, которому было суждено стать вертикальной осью всего усадебного архитектурного ансамбля.




    По словам М. А. Ильина, архитектура храма «представляет редкий тип, повторяющий древнюю форму храма «иже под колоколы», то есть когда собственно церковь увенчивалась колокольней (См.: Ильин М. А. Подмосковье. Книга-спутник по древним подмосковным городам, селам и старым усадьбам (XIV XIX вв.). – М., 1973. С. 51-52).




    На восьмигранном строгом по архитектуре объеме, украшенном с четырех сторон портиками с парными дорическими колоннами, поставлен мощный барабан, прорезанный высокими арками звона.

    Фото 1953 года:





    Над ним несколько неожиданно располагается еще ярус с обычными окнами, увенчанный куполом с люкарнами. В последних помещены часы. Луковичная главка церкви завершается железным позолоченным крестом.
    В отделке фасадов храма широко использована лепнина.















    Храм был построен необычайно быстро. Сразу после получения разрешения Консистории на строительство, 3 июня 1817 года с каменщиками был заключен контракт о строении церкви. Уже через три месяца кладка здания была завершена.
    Необычный для своего времени храм «под звоном» в стиле ампир относится к храмам центрического типа.

    Оригинальна и планировка Никольской церкви:






    Ее центральная часть восьмигранной формы широкими проходами соединена с алтарем, притвором и боковыми компартиментами, а узкими – с промежуточными помещениями.
    Центральное пространство храма перекрыто купольным сводом, большие отсеки – цилиндрическими, а малые – плоскими потолками.
    Вокруг центральной части с западной стороны образована обходная галерея. В широких проемах стоят отделанные искусственным мрамором коринфские колонны с золочеными гипсовыми капителями.















    В 1818 году каменные работы были завершены. В 1819 – 1821 гг. были оштукатурены фасады и проведена внутренняя отделка храма, в которой принимали участие известный скульптор Г. Т. Замараев (1758 – 1823), барельефы которого на темы Ветхого и Нового Заветов украшали храмовый фасад до 1841 года, «цеховой живописных дел мастер» В. А. Лебедев, создавший росписи интерьера, художник Б. П. Баринов, написавший в 1821 году иконы для иконостаса, цеховой мастер-лепщик Т. Т. Рыбаков, одновременно работавший у Д. Жилярди в связи с восстановлением старого здания Московского университета на Моховой.















    Для консультаций и советов во время строительства церкви в 1818 году в Гребнево приезжал известный московский архитектор Ф. К. Соколов (1753 – 1824) и мастер каменных дел Комиссии строений Москвы Л. П. Карлони (1776 - ?).
    Также в 1818 году усадьбу посетил и сам Доменико Жилярди, который вместе со своим юным учеником, знаменитым впоследствии архитектором М. Д. Быковским (1801 – 1885) после 1821 года участвовал в отделке интерьеров зимнего Никольского храма (См.: Кириченко Е. И. Михаил Быковский. – М., 1988. С. 11).

    В 1822 году была разобрана ветхая деревянная Никольская церковь, а новая была освящена 23 декабря 1823 года. Позднее, в 1830-е годы на церковной земле был разбит регулярный парк.






    Прямых указаний на то, что храм строился именно по проекту И. И. Ольделли нет. По предположению М. В. Дьяконова, автором проекта мог быть архитектор А. Н. Воронихин (1759 – 1814). Историк московского зодчества В. Л. Снегирев считал, что автором проекта мог быть ученик Д. Жилярди – А. С. Кутепов (1781 – 1855). (См.: Иванов В. И. Подмосковные места. – М., 1967. С.150).









    Использованные источники:
    1. Ильин М. А. Подмосковье. Книга-спутник по древним подмосковным городам, селам и старым усадьбам (XIV XIX вв.). – М., 1973.
    2. Кириченко Е. И. Михаил Быковский. – М., 1988.
    3. Иванов В. И. Подмосковные места. – М., 1967.
    4. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV XIX веков. – М., 1955.
    5. Интеренет-ресурс «Подмосковный краевед».
    6. Википедия.


    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.




Замечательно! Я - в полном восторге :))
Вы молодец, Сергей!
И хорошо, что планировку нашли, она уникальна по своей цельности......

Надо бы нам посетить все эти места и посмотреть оба здания в Гребнево......)
Спасибо, Григорий Васильевич, за столь лестный отзыв о моей статье!
Вот только усадьба в Гребнево находится далеко не в самом лучшем состоянии (в отличие от отреставрированных храмов).
Впрочем, если соберетесь в Гребнево, то я с большим удовольствием составлю Вам компанию.

Сейчас готовлю серию статей о Марфино (в деталях), которое посетил на днях. Думаю, что они будут интересны читателям Нашего Сообщества.