Людмила (stapelia2784) wrote in architectstyle,
Людмила
stapelia2784
architectstyle

Categories:

Новинский бульвар. Внешняя сторона Садового кольца. Часть 3.

   Новинский бульвар. Внешняя сторона Садового кольца. Часть 3.

   Часть 1. Часть 2.

    В данном посте речь пойдет о здании, которое хорошо известно многим москвичам и не только им, и о котором довольно много уже написано, но рассказывая историю Новинского бульвара пропустить этот дом я не могла.
   Дом князя Щербатова на Новинском бульваре. Фото 1914 г.

     Дом № 11 - доходный дом в стилистике неоклассицизма, построен в 1911-1913 гг. по проекту архитектора А.И.Таманова (Таманян). Авторы декоративного оформления дома - скульпторы А.А.Кудинов, В.В.Кузнецов, И.И.Нивинской.
  Этот дом историки архитектуры считают в некотором роде уникальным: он сочетает функцию доходного дома начала ХХ века (имитирующего старинную усадьбу) и дворянского особняка, существенно увеличенного в размерах. На красную линию улицы выходят фасады двух трёхэтажных флигелей, соединённых с центральным корпусом.

     Квартиры, сдававшиеся в наём, были баснословно дорогими, месячный наем которых обходился в 1000 рублей, располагались они на нижних этажах центрального корпуса и во флигелях. Квартиры в нем были крайне удобными,  - архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья. Интересно, что до сих пор существуют жилые квартиры в этом доме. Наткнулась на объявление, какой-то риэлторской компании, предлагавшей здесь квартиру.

    Верхние этажи главного дома выделяются изяществом ампирной отделки - пышной колоннадой коринфского ордера, лепниной, красивыми балконами.

Лепные рельефы с античными сюжетами украшают и дворовые фасады боковых флигелей.



      Всю отделку фасадов выполнял Е.Е. Лансере.




    У входа стояли непременные каменные львы, которые не сохранились, также как и нижние барельефы, но они видны на старом фото.

    Заборчик перед домом украшали подлинные, изысканного рисунка, железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные на слом. Их тоже можно увидеть только на старом фото.

   Этот роскошный дом был построен для князя Сергея Александровича Щербатова (1875—1962) - дволянина, мецената, коллекционера и художника. Он принадлежал к древнему знатному роду: его предками были по материнской линии сподвижник Петра I Ф. М. Апраксин, а по отцовской линии — историк М. М. Щербатов.
                                        Князь Сергей Александрович Щербатов.
                                     
   Природный князь, крупный землевладелец, единственный сын первого выборного московского головы, богач и баловень судьбы, Сергей Александрович умудрился появиться на свет со склонностью к изящным искусствам. Занимался живописью, учился у Л. О. Пастернака и И. Э. Грабаря, хотя проффесиональным художником так и не стал. Занимался издательской деятельностью.
    Сам Щербатов занимал 2 верхних этажа в центральной части особняка, с балкона которого был вид на Кремль. Особняк прославился необычайным планировочным разнообразием комнат, богатой лепниной, живописной отделкой.
   Гостиная.

    Анфилада покоев выходила окнами на парадный уличный двор. Среди помещений, которых в особняке насчитывалось 39, особенно выделялись мраморная лестница, гобеленная, большая гостиная, 1-я и 2-я библиотеки, портретная.

    В особняк со двора вели отдельная лестница и лифт.
    Щербатов превратил эту часть особняка в музей. Сергей Александрович владел крупным художественным собранием, которое состояло как из лично им собранных коллекций, так и доставшихся ему по наследству. Фамильное собрание включало мебель, предметы убранства (ковры, канделябры), фарфор, графику, картины. Особую историко-художественную ценность имела портретная галерея, представлявшая в произведениях западноевропейских и отечественных мастеров род Щербатовых, начиная с петровских времен, и царских особ.

   К числу уникальных предметов щербатовского собрания следует отнести альбом бабушки Софьи Степановны Щербатовой, урожденной Апраксиной, в котором были собраны автографы (стихи, ноты, рисунки) ее современников: А. С. Пушкина, В. А. Жуковского. Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, И. С. Тургенева, А. Мицкевича, Полины Виардо, Ф. Листа, Дж. Россини, рисунки К. П. Брюллова, О. А. Кипренского. Была богатая коллекция икон, работы художников "серебряного века". Одним из первых в России он открыл японских мастеров. Западноевропейские художники были представлены картинами 17-18 веков, за исключением "Кельнерши", шедевра О. Ренуара, а также статуй работы А. Майоля.
   Художественные сокровища размещались во всех помещениях особняка, начиная с прихожей. Их было так много, и они различались таким разнообразием, что гости каждый раз находили для себя, что-нибудь новое.                           
   Еще одной особенностью особняка Сергея Александровича были вольеры для птиц, он с детсва любил пернатых и во всех своих квартирах содержал клетки с птицами.
   Женился князь на писаной красавице-крестьянке, внучке своего крепостного - Пелагеи. Правда, став княгиней, Пелагея превратилась в Полину. Почти по Пушкину: "…звала Полиною Прасковью…". Сохранился портрет княгини, написанный В.А.Серовым на Новинском бульваре. Это была последняя работа художника.
                                 
   Узнав о смерти художника, князь преподнес это произведение в дар Третьяковской галерее.
   В дальнейшем Щербатов собирался завещать свой дом городу Москве, который должен был бы со временем называться "Городским музеем частных собраний".
   Однако планам князя не суждено было сбыться, после революции он в 1919 году эмигрировал из России. Жил на собственной вилле в Каннах. В 1927 году стал одним из основателей парижского общества "Икона". Из-за больших затрат на содержание виллы продал её и переехал в США, где поселился в Нью-Йорке. В 1953 году переехал в Рим, где и скончался в 1962 году.
   В годы жизни за рубежом он написал мемуары, в которых воссоздал многие интереснейшие страницы художественной жизни Москвы первых десятилетий XX века, а также до мельчайших подробностей описал интерьеры и обстановку своего дома. Страницы книги, посвященные дому, можно прочитать здесь.
   В 1920-е годы "дворец-музей" на Новинском бульваре был передан под жилье работникам Трехгорной мануфактуры; он утратил большую часть своей художественной отделки. Часть коллекции была передана различным музеям, часть продана за границу, а часть просто разграблена.
   В одной из квартир в этом доме жил А. Н. Толстой (с осени 1912 по 1914 г.).
   Напоследок еще фото дома в деталях.





   Вид на дом Щербатова с соседнего двора д. №13с1. Ниша тоже была укращена скульптурой.

    Современный вид здания.


Продолжение. Часть 4.

   Использованы материалы: Википедия; http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=1671; http://www.pravoslavie.ru/jurnal/129.htm; http://www.istorik.ru/library/persons/25/scherbatov.htm; http://magazines.russ.ru/znamia/2001/5/rec_mar.html;

Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление. http://stapelia2784.livejournal.com/2589.html
Tags: 9.1 - "неоклассицизм", Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments