ЗАМЕТКИ О МАРФИНО. О реконструкции и деконструкции

    Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О МАРФИНО. Часть вторая: : о реконструкции и деконструкции

  О реконструкции и деконструкции (не в философском смысле этого понятия). Судьба марфинского моста и не только.




   Первую часть «Заметок о Марфино», в которой речь шла о пристани с грифонами и о фонтане работы Джованни Витали можно прочитать здесь: http://sergeyurich.livejournal.com/930550.html.


    Военный санаторий на территории национализированной в 1918 году усадьбы впервые был открыт в 1944 году. В 1980-е годы здесь был построен большой санаторно-оздоровительный комплекс (открыт в феврале 1990 г.):







    Как ни странно, в далеко не самые благополучные 1990-е годы начались масштабные реставрационные работы усадьбы, точнее, той ее части, которая оказалась на территории подведомственной командованию Московского военного округа. Реставрация продолжалась до 2009 года.


    В результате были приведены в более менее приличное состояние главный усадебный дом, два примыкающих к нему флигеля, псевдоготические ворота со сторожкой и пристань большого марфинского пруда.
























    Также был благоустроен парк, отреставрированы две беседки второй половины XVIII века.

    Двухъярусная беседка-полуротонда со статуей Аполлона Бельведерского:















    Небольшая беседка-полуротонда, служившая, по-видимому, музыкальным павильоном:









    Это то, что, несомненно, нужно отнести к плюсам реставрационных работ, проведенных руководством военного санатория.
    В 2012 году марфинский санаторий стал частью холдинга «Санаторно-курортный комплекс «Подмосковье» Министерства обороны РФ.

    Еще один плюс: с 2016 года на территорию усадьбы обеспечен бесплатный доступ посетителей, для чего достаточно на КПП лишь предъявить паспорт и получить пропуск (его нужно сдать при выходе).


    А теперь о минусах, которых, увы, гораздо больше, чем плюсов.

    Алексей Николаевич Греч (1899 – 1938) в своей знаменитой книге «Венок усадьбам», написанной по памяти в Соловецком лагере (СЛОНе) в 1932 году и впервые опубликованной только в 1994 году, писал о Марфино так: «Самое неожиданное в усадьбе – не столько псевдоготический стиль, сколько расцветка – нежно-розовый тон стен. Точно кому-то захотелось поиграть в рыцарскую эпоху, создать здесь, около Москвы, обстановку, созвучную романам Вальтера Скотта».
    Я и сам помню, что в 1985 году, то есть до реставрации, главный дом усадьбы был именно того цвета, о котором писал А. Н. Греч. Но что мы видим теперь?








    Зачем вместо того самого «нежно-розового тона» стены как главного дома, так и флигелей покрасили в терракотовый цвет, совершенно не соответствующий задумке М. Д. Быковского, перестроившего усадьбу в 1837 – 1839 годах в стиле «николаевской псевдоготики»?

    Но это еще не самая большая проблема. В конце концов, это пока что исправимо.
    Гораздо большей проблемой является катастрофическое состояние тех объектов усадьбы, которые оказались вне пределов охраняемой сотрудниками военного санатория территории.

   Речь идет прежде всего об одном из символов усадьбы Марфино – построенном в 1770-х годах и перестроенным М. Д. Быковским в 1837 – 1839 годах в псевдоготическом стиле мосте, ведущим через пруды к главному дому усадьбы.
 











    Этот мост находится в зоне совместной ответственности Министерства обороны РФ и муниципальных властей Мытищинского района. И получается так, что он оказался не нужным никому из них. В 2016 году мост был закрыт для посещения из-за его аварийного состояния и отсутствия средств на реконструкцию.






















    Из охраняемой территории усадьбы к нему подойти почти невозможно (если вы, конечно, не хотите лезть через высокую железную ограду с риском порвать одежду и сверзиться с немалой высоты под откос в пруд). Но если не полениться, обойти территорию санатория с другой стороны, то можно оказаться прямо на мосту (там, правда, тоже забор, но есть проход, похожий на калитку, к тому же нет ни одной предупредительной вывески типа «Проход запрещен!»).

    К сожалению, этим, и как видно, уже давно, пользуются не только любознательные любители истории и архитектуры, но и местные (а может быть, и не только местные) быдло-товарищи, склонные к вандализму, которым совершенно наплевать на то, что этот замечательный памятник архитектуры находится в совершенно катастрофическом состоянии и продолжает разрушаться (в том числе и с их помощью).

   Смотрите сами на современное состояние марфинского моста (фотографии были сделаны 7 июля 2017 года):

























































    Очень опасаюсь, что мост в Марфино ожидает такая же судьба, что и трех других объектов усадьбы, оказавшихся за пределами ограды санатория – конного двора, каретного сарая и дома управляющего, заброшенных и продолжающих разрушаться. Передача этих ценных с историко-культурной точки зрения объектов в ведение Министерства обороны блокируется администрацией Мытищинского района, действующей, как видно, по принципу «собаки на сене».

    Кстати, о собачках.
    О любимой собаке графини Паниной позаботиться не забыли.
    Памятник ей весьма ухожен:











Как справедливо вспомнила по этому поводу моя любимая супруга: "... А что крестьянин голодал, монарха это не е..о (не слишком сильно волновало)".


   Грустно все это!

    Предлагаю эту статью считать обращением ко всем неравнодушным к сохранению исторического наследия людям.  Прошу вас распространить эту информацию в как можно большем количестве социальных сетей.

    Сергей Воробьев.






    P.S.: Небольшой лайфкак.

    Усадьба Марфино расположена не слишком удобно для самостоятельных путешественников, но все-таки, добраться до нее можно следующими способами:
    1. От ст. метро «Алтуфьево» очень редко ходит маршрутка №519;
    2. От ст. «Мытищи» - автобус №31 (примерно раз в два часа, при этом расписанию доверять можно очень условно, поскольку на Дмитровском шоссе зачастую пробки). Время в пути от полутора часов. Стоимость билета в одну сторону – 114 рублей. Автобус вполне комфортный, проверено на себе;
    3. От ж/д ст. «Катуар» (от Савеловского вокзала);
    4. Такси (все равно по Дмитровскому шоссе, поскольку другой дороги нет): из Мытищ или из Алтуфево – около 1000 рублей в одну сторону.
    Поскольку эта поездка не на пару-тройку часов, то советую прихватить с собой что-нибудь попить-покушать (нам, например, это очень пригодилось), так как на территории усадьбы никаких действующих кафе нет. Туалеты (бесплатные) есть.




Вы абсолютно правильно сделал акцент именно на таком сооружении как мост. Из всех построек усадьбы это наиболее запоминающееся сооружение. И дело даже не в том, что это очень необычное и очень яркое творение Быковского, и даже не в том, что это важнейшее сооружение всего комплекса, которое встречает в самом начале. Сегодня МОСТ В МАРФИНО - это один из символов Подмосковья.
И то, что сегодня творится с мостом - это безобразие самого постыдного свойства. Подмосковные власти должны провалиться сквозь землю от стыда.....(
И не только подмосковные власти.
Марфино - объект культурного наследия РФ, то есть федерального уровня. Поэтому претензии нужно предьявлять в том числе и к минкульту.
Когда-то весьма давно, когда только начинал осваивать интернет, сделал небольшую презентацию своих рисунков. Сегодня посмотрел - там есть мост в Марфино - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/vystavka_risunkov/0-140. В какие годы рисовал, уже не помню ....)