babs71 (babs71) wrote in architectstyle,
babs71
babs71
architectstyle

Category:

Остров. "Исторический центр"

На первые майские праздники я с друзьями совершил пятидневную автомобильную поездку по маршруту Остров-Великие Луки-Торопец-Вязьма-Тверь. Рассказ об этом путешествии я начну, разумеется, именно с Острова, а точнее, с двух его главных достопримечательностей - цепных мостов и храма Николая Чудотворца, благо расположены они рядышком и на этом кадре видны все сразу:
IMG_5364.JPG
Остров возник как пограничная псковская крепость на островке посреди реки Великой (вероятно, в связи с этим город и получил свое название Остров).
IMG_5367.JPG
IMG_5240.JPG
Первое письменное упоминание о нем датировано 1341-м годом (собственно говоря, упоминается даже не сам город, а его обитатели, которые приспели "с посадником своим Василием Онисимовичем" на помощь псковичам). Увы, но крепость до наших дней не сохранилась, разве что вот этот небольшой кусочек стены является ее остатком:
IMG_5302.JPG
Представить форму крепости мы можем вот по этому макету-клумбе:
IMG_5324.JPG
Наследием старинной крепости является и церковь Николая Чудотворца, построенная в 1542-м году.
IMG_5297.JPG
IMG_5282.JPG
Вплоть до 1790-го года, когда был построен новый городской собор на правом берегу Высокой, это был главный городской храм.
IMG_5283.JPG
IMG_5287.JPG
Внешний вид храма довольно характерен для псковской архитектурной традиции - куб, увенчанный главой с куполом. Справа в XVI-м столетии к нему был пристроен придел Преображения Господня, выглядящий как уменьшенная копия основного храма. К ним примыкает трапезная и колокольня, построенная в 1802-м году.
IMG_5270.JPG
IMG_5273.JPG
IMG_5293.JPG
IMG_5290.JPG
IMG_5289.JPG
IMG_5291.JPG
IMG_5294.JPG
IMG_5241.JPG
IMG_5285.JPG
IMG_5284.JPG
Храм выглядит живописно, однако стоит признать, что во Пскове и в его окрестностях таких храмов довольно много, и ради одного этого храма ехать в Остров вряд ли стоило бы. Однако главная достопримечательность этого города - цепные мосты. Это единственные сохранившиеся в России цепные мосты, предназначенные для проезда транспорта.
IMG_5327.JPG

Возникновение этих мостов связано с начавшимся в 1830-м году строителством Динабургского шоссе - дороги с твердым покрытием между Петербургом и Динабургом (ныне Даугавпилс).
IMG_5278.JPG
IMG_5277.JPG
Шоссе проходило через Остров, в котором в то время переправа через Великую осуществлялась зимой по льду, летом по временному мосту на козлах, а осенью и весной - на лодках и паромах (место переправы находилось выше крепости по течению). Требовалось построить полноценный мост.
IMG_5281.JPG
В 1837-м году был предложен проект постоянной переправы. Он предусматривал строительство двух мостов на каменных быках с тремя деревянными арочными пролетами каждый (общая стоимость оценивалась в 792 444 рублей серебром). 28 июля 1840 года документ был представлен на рассмотрение императора, однако Николай забраковал проект, распорядившись «в г.Острове через реку Великую постоянного моста не строить, но учредить мост на плотах по образцу строящегося в г. Ковно». Располагаться понтонный мост должен был на месте уже существуюшей переправы\
IMG_5307.JPG
IMG_5306.JPG
Однако по результатам обследования местности выяснилось, что понтонный мост проложить невозможно. Управляющий построением Динабургского шоссе полковник Фролов рапортовал: «1.Дно реки состоит из плиты, следовательно, укрепить плоты посредством якорей невозможно;
2. Глубина реки Великой в летнее время до того понижается, что плоты будут лежать на дне реки, а следовательно, по неровности дна мост будет в переломах;
3. По причине большого разлива реки и значительной разнице между горизонтами низких и высоких вод пришлось бы устраивать длинные и высокие взъезды, которые будут постоянно повреждаемы;
4. Из-за плитного дна нет возможности забивки свай для укрепления взъездов».
В качестве решения проблемы Фролов предлагал построить через крепость мосты американской системы (системы Гау).
IMG_5298.JPG
После проверки рапорта Фролова полковником Волковым была собрана комиссия, на рассмотрение которой было предложено три варианта устройства мостов. Фролов предлагал два моста с одним пролётом по 30 сажень каждый, майор Борейша  -  с пролетом в 23 сажени, а Волков сделать южный мост в один пролет длиной 30 саженей, северный - в два пролета по 21 сажень. По результатам обсуждения был выбран вариант с двумя однопролетными тридцатисаженными мостами американской системы (ориентировочная стоимость - 250 тыс. рублей серебром) который и подали на утверждение Николая I 30 декабря 1841 года.
IMG_5301.JPG
IMG_5288.JPG
В первый день нового, 1842-го года Николай утвердил проект, однако его зарубили в департаменте смет и проектов. В декабре 1843-го года было решено строить мосты по аналогии с жележнодорожным мостом через Волгу у Твери. Переработка проекта заняла время, так что новый проект разработали только к 1846-му, а утвердили 29 апреля 1848 года. Общая стоимость мостов планировалась в 210  824 рубля 28 коп., а с учетом одновременной прокладки шоссе через Остров (участки до и после Острова к тому времени уже построили) - 275 960 рублей 77 коп.

И вновь проект завис по финансовым соображениям, так что только в январе 1850-го года Николай, узнав о том, что никакие работы не проводились за отстутствием средств, распорядился внести мосты в план работ на 1851-й год.
IMG_5304.JPG
IMG_5303.JPG
Был заключен контракт с подрядчиком, и осенью 1850-го года на место выехал руководитель работ - штабс-капитан Михаил Яковлевич Краснопольский. Однако, 26-27 марта 1851-го года на реке Великой случился рекордный паводок (вода поднялась на 18 футов - почти 5,5 метров). От наводнения сильно пострадали многие дома, были смыты складированные стройматериалы для постройки моста, а кроме того, последовала жалоба помещика Симанского в адрес Главноуправляющего путями сообщений графа Клейнмихеля, где столь рекордный паводок связывался с рыболовными заборами и прочими работами на реке Великой. Разбираться с этим и другими рапортами послали в Остров полковника барона Дельвига. Приехав, он забраковал принятый проект мостов, поскольку запроектированные пролеты не обеспечат достаточного водосброса в паводок, и предлагал вместо него построить цепные мосты по проекту Краснопольского, который был разработан им в инициативном порядке (он был направлен по инстанциям 19 марта 1851 года).
IMG_5271.JPG
Клейнмихелем немедленно была собрана комиссия из руководителей департаментов, уже 3 мая начал обсуждаться проект цепного моста, в ускоренном режиме велись расчеты смет и проверка готовности подрядчика вести работы по новому проекту в условиях уже подписанного контракта. Одновременно, в 1851-м году начались те работы, которые не зависели от проекта моста:
IMG_5267.JPG
Проект Краснопольского подвергся корректировке в департаменте смет и проектов. В целях экономии сузили ширину моста (соответственно, цепи было решено разместить не рядом, а одна над другой), а арки, открывающие въезд на мосты, к которым и крепились бы цепи, заменили пилонами.

IMG_5261.JPG
IMG_5299.JPG
5 апреля 1852-го года был послан доклад царю с прошением разрешить замену проекта. Надо сказать, Николаю такое решение сперва не понравилось. Он заявил Клейнмихелю, что "все дело начато легко, и не в должном порядке, ибо совершено без моего ведома, или я совершенно забыл, было ли испрошено на то мое согласие". Но после доклада Клейнмихеля с изложением всех подробностей истории начиная с 1845-го года царь сменил гнев на милость и 10 апреля 1852-го года наложил резолюцию: "Жаль, что все эти подробности мне прежде не были представлены, теперь вопрос чисто искуственный, или технический, котораго я сам разрешить не могу; он подлежит разрешению экспертов-строителей, пусть будут опрошены и что решат, то пусть останется на их ответственности".  Строительство моста началось.
IMG_5276.JPG
IMG_5275.JPG
Уже в процессе строительства возникла новая проблема: К декабрю 1852-го года выяснилось, что звенья цепей из опытной  партии, изготовленных на заводе генерала Огарёва (булущий Путиловский завод), не выдерживает проектную нагрузку в 20 тонн на один квадратный дюйм, а рвутся уже при нагрузке в 19 и 18 тонн на квадратный дюйм. Присутствовавшие на испытаниях специалисты завода-изготовителя заявили, что их завод не может технологически произвести звенья для цепей необходимой прочности. Однако генерал Огарев, узнав об этом выехал в Англию, где договорился с заводчиком Фоксом, о том, что тот изготовит звенья необходимого качества и поставит их в Санкт-Петербург. Царь разрешил поставить цепи из Англии, но с обязательной уплатой законных таможенных пошлин. В результате звенья были изготовлены в Англии и в Петербург они прибывали тремя партиями – 15 мая, 15 июня и 15 июля 1853 года. При этом стоимость контракта не изменилась.
IMG_5260.JPG
IMG_5300.JPG
Теперь, когда все проблемы были решены, работы шли в авральном режиме. Уже 29 сентября 1853 года были произведены испытания моста под нагрузкой, а на следующий день осмотрел мосты и прошел по ним лично Николай I. К этому моменту работы еще не были завершены, мосты не успели окрасить, не проведена уборка территории и т.п., что ужасно конфузило начальника I округа путей сообщений полковника Гергарда, и он при докладе царю постоянно извинялся. Тем не менее, царь остался доволен, и Гергард отмечал  в заключении своего рапорта на имя Клейнмихеля,"что Его Величество работами остался вполне довольным и несколько раз изволил повторить, что мосты красивы и очень хороши".
IMG_5262.JPG
IMG_5263.JPG
Надо заметить, что тут нельзя не согласиться с императором. Мосты действительно очень красивы (подвесные мосты, вообще, одна из самых красивых конструкций мостов, а уж по сравнению с фермами Гау - это просто день и ночь). Особый эффект создает и тот факт, что мостов не один, а два. В результате формируется очень эффектная перспектива.
IMG_5259.JPG
IMG_5268.JPG
Строительные работы окончательно завершились в октябре 1853-го года, а 3 ноября того же года официально было открыто регулярное движение.  Всего стоимость мостов составила 294 200 рублей, а с учетом строительства всего участка шоссе и здания мостовой команды - 354 340 рублей.
IMG_5265.JPG
IMG_5264.JPG
Изначально мостовые фермы были из дерева, но в 1926-м году их заменили на металлические.
IMG_5272.JPG
IMG_5266.JPG
Во время войны отступающие немцы подорвали цепи южного моста, а разрушить северный мост так и не успели. В 1946-м году разрушенный мост был восстановлен в течении трех месяцев.
IMG_5305.JPG
Вплоть до недавнего времени мосты использовались для проезда транспорта, но после строительства объездной дороги был построен новый мост, а сквозной проезд по цемным мостам закрыт. Теперь северный мост является исключительно пешеходным, а южный используется для проезда транспорта на остров (но учитывая, что на острове находится всего два здания - церковь и музей, необходимость эта возникает довольно редко).
IMG_5236.JPG
IMG_5239.JPG
В комплекс мостов входило и здание, предназначенное для размещения мостовой команды. В наши дни здесь находится музей.
IMG_5279.JPG
IMG_5296.JPG
IMG_5326.JPG
Экспозиция особо не впечатляет, но кое-какие любопытные артефакты тут есть
IMG_5310.JPG
IMG_5311.JPG
IMG_5312.JPG
IMG_5314.JPG
IMG_5315.JPG
IMG_5317.JPG
IMG_5322.JPG
Забавный чайник с Александром II:
IMG_5323.JPG
Маслобойка:
IMG_5320.JPG
IMG_5319.JPG
Шинковка для капусты:
IMG_5321.JPG
Коляска:
IMG_5318.JPG
Несколько фотографий, сделанных с мостов и с острова. Городской собор (о нем я раскажу позднее):
IMG_5286.JPG
И Спасо-Казанский Симанский монастырь (его мы не посещали, поскольку он, судя по всему, целиком новодельный):
IMG_5325.JPG
IMG_5274.JPG
Как я уже упоминал в своем блоге, у меня появился квадрокоптер, а потому я имею возможность порадовать читателей моего блога видами с птичьего полета:
DJI_0055.JPG
DJI_0054.JPG
DJI_0053.JPG
DJI_0050.JPG
И напоследок, пара видеороликов, снятых с дрона:




P.S. 30 мая, в воскресенье, состоится экскурсия по окрестностям метро "Нарвская"
Среди прочего мы увидим:
- Нарвские ворота - ДК Горького – Дом технической учебы - жилмассив на Тракторной - Кировский райсовет - решетка сада 9-го января - баня «Гигант» - профилакторий - жилмассив на Турбинной улице - Школа 10-летия Октября - Московско-нарвская фабрика-кухня - жилые дома на площади Стачек.
Сбор - на выходе со станции метро "Нарвская"

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1334355.html
Tags: 1.2 - Зодчество Псковских земель, 6. Стиль АМПИР, Мосты и акведуки, Псковская область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments