Абрамцево.

О самой усадьбе, музее, о хозяевах усадьбы - Аксакове и Мамонтове, об их жизни, сложной, неоднозначной судьбе Саввы Мамонтова вы можете прочитать здесь.
А сейчас речь пойдёт дополнительных строениях на территории усадьбы, иллюстрирующих традиции русской архитектуры.

Оригинал взят у danatapochkina в Абрамцево. 2

Кроме главного дома на территории усадьбы есть ещё несколько строений. Одно из них – мастерская. В жилой пристройке располагались две комнаты и скульптурная мастерская. В этом же доме находилась керамическая мастерская, где творил Врубель, и столярно-резчицкая мастерская.
Мастерская в Абрамцево была построена по проекту архитектора В.А.Гартмана. Интересно, что обитатели Абрамцево не слишком тепло приняли её. Так, Савва Иванович Мамонтов в «Летописи сельца Абрамцева» отмечал: «Постройка вышла не совсем удачна, потому что Гартман, не сделав никаких чертежей, ни разу не смог приехать на стройку, а всё дело поручил своему десятнику Громову, который ездил из Москвы и строил домик по словесным указаниям Гартмана…»
.

30.DSC09400.JPG

31.DSC09402.JPG


32.DSC09406.JPG

Скамья Врубеля:


33.DSC09408.JPG

Керамическая мастерская после разорения Мамонтова была переведена в Москву. Здесь, под названием «Абрамцево», она стала широко известна как предприятие художественной промышленности. Продукция завода пользовалась успехом по всей стране.

«Здесь была создана знаменитая врубелевская «Принцесса Греза» — самое известное керамическое панно Москвы, украшающее фасад гостиницы Метрополь. Фасады Метрополя украшают ещё 23 панно, выполненные на заводе Мамонтова. Это «Поклонение Божеству», «Поклонение природе», «Жизнь» и другие.
На заводе было создано панно К. А. Коровина на темы русского Севера для Ярославского вокзала.
По эскизу В. М. Васнецова были созданы майоликовые фризы на фасаде Третьяковской галереи.
В Хлебном переулке архитектор С. У. Соловьёв построил для себя дом, на котором размещены четырнадцать майоликовых панно, украшающих фасад здания.
Панно «Сокол» на доме на Кузнецком мосту. И т.д.» (и др. здесь)
Мамонтов умер в марте 1918-ого.
«Судьба керамической мастерской после его смерти — тема вовсе не изученная.
В газете «Знамя трудовой коммуны» появилась небольшая статья «Народное искусство. Абрамцевская керамическая мастерская». В ней выражалось недоумение, почему прославленное предприятие, теснейшим образом связанное с развитием современного искусства (перечислялись имена Врубеля, Серова, Поленова, Головина), не национализировано, а стало достоянием группы капиталистов. Статья, очевидно, возымела свое действие. 15 ноября 1918 года мастерская «Абрамцево» опечатывается ввиду предстоящего перехода ее из владения Е.М. Метнер в ведение отдела ИЗО НКП. «Абрамцево», казалось, стоит на пороге чрезвычайных преобразований и активной художественной деятельности. В действительности началась долгая, растянувшаяся более чем на десятилетие, агония прославленной мастерской.» (отсюда)

Отсюда же начиналась и столярно-резчицкая мастерская.



Баня-Теремок.
При Мамонтовых баня первоначально использовалось по прямому назначению, а позднее – как жилой флигель для гостей.


48.DSC09460.JPG

67.DSC09534.JPG

65.DSC09528.JPG

68.DSC09542.JPG

 "Избушка на курьих ножках" по проекту Васнецова:


53.DSC09480.JPG

Церковь Спаса Нерукотворного построена как усадебный храм по рисункам В.М.Васнецова.
В оформлении активное участие принимал В.Д. Поленов. Иконы для церкви написали практически все члены кружка, а окна расписывал сын Саввы Ивановича Андрей. Кстати его В.М. Васнецов выбрал в качестве модели для Алёши Поповича в своей знаменитой картине «Три богатыря».
Церковь была освящена в 1882 году, и почти сразу после этого в ней состоялось венчание В.Д.Поленова - с женой своей он сдружился во время строительства церкви.
В 1891 году умер сын Мамонтова - Андрей, молодой художник, в свои 22 года он уже принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве, и по некоторым данным, именно там простудился и заболел. На месте его захоронения была пристроена часовня - несколько более изящная и разукрашенная, чем церковь в целом. Позднее у стен церкви были похоронены супруги Мамонтовы и их дочь.
.

54.DSC09483.JPG


55.DSC09489.JPG


63.DSC09521.JPG


58.DSC09497.JPG

Серый домик справа - домик Поленовых:


57.DSC09493.JPG

Кухня:

73.DSC09561.JPG

Справа людская:

69.DSC09548.JPG

В Абрамцево находится здание, которое сильно выделяется по стилю — бывший лечебный корпус санатория постройки 1938 года. На территории Абрамцево в 1932 году был организован дом отдыха для работников искусств, преобразованный в 1938 году в санаторий для работников начальной и средней школы, а во время Великой отечественной войны — госпиталь. Вновь Абрамцево стало музеем лишь после 1947 года. Сейчас в лечебном корпусе располагается выставка художников ХХ века, которые работали в Абрамцево.


74.DSC09537.JPG

72.DSC09552.JPG

         

Очень своевременная статья )
Она как бы иллюстрирует те чертежи фасадов, которые можно увидеть в "Мотивах русской архитектуры" - http://architectstyle.livejournal.com/71379.html.
Ведь самая первая "картинка" - это и есть Баня в Абрамцево.
Но то, что в чертежах не всегда можно понять - в Вашей статье и на Ваших фотографиях видно воочию!
Спасибо огромное и за фото, и за "горячую" информацию :))))
Для Вашей работы очень сложно подобрать наименование "стилей"......
Ведь Абрамцево, Талашкино и другие подобные им очаги КУЛЬТУРЫ были особыми местами, где в творческой обстановке и создавались НОВЫЕ СТИЛИ. Здесь они зарождались трудами наших архитекторов и художников.
И поэтому, все те словеса, которые я поставил в конце Вашей статьи
= эклектика - ропетовщина - модерн =
все они несколько примитивно трактуют жизнь и постройки в Абрамцево. Вся художественная обстановка, вся работа там шла по пути создания РУССКОГО стиля. И он появился, и с годами мы стали называть его "Неорусским стилем" ........ вот как все запутано в нашей отечественной истории......))
Вот у меня и была мысль поставить метку "Неорусский стиль", но решила, что это тоже неправильно.)
Пару дней назад эта Ваша запись попала в какие-то немыслимые ТОПы.
Сегодня смотрю - нет, как будто все успокоилось, топы протопали .....куда то дальше :)