Людмила (stapelia2784) wrote in architectstyle,
Людмила
stapelia2784
architectstyle

Categories:

Новинский бульвар. Внешняя сторона. Садовое кольцо. Часть 6.

       Новинский бульвар. Внешняя сторона Садового кольца. Часть 6.

    Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.


    Трудно поверить, что этот сохранившийся уголок старой Москвы находится на Садовом кольце. Все эти дома принадлежали знаменитому певцу Ф.И. Шаляпину. О доме, в котором он жил, я рассказывала в предыдущей части, остальные дома сдавал в наем.

   Дом №25-27с7 - флигель усадьбы XIX века, сейчас здесь располагается Художественная галерея дома-музея Ф.И.Шаляпина.

    Вид с торца.

Дом №25-27с8.

    Дом №25-27с10 - в состав этого музея вошел и особняк под № 27. Одноэтажный на каменном фундаменте деревянный дом с антресолями и мезонином, крытый железом, в 1829 г. принадлежал поручику Губареву, а в 1835 г. – отставному поручику К.А. Терскому. Здесь жил приятель Пушкина Степан Петрович Жихарев, чиновник Коллегии иностранных дел, в 1823 - 1827 гг - Московский губернский прокурор. С Пушкиным Степан Петрович был знаком еще по «Арзамасу»: Жихарев принадлежал к числу основателей этого литературного общества. В начале ноября 1826 г. И.П. Бибиков доносил Бенкендорфу, что дом прокурора Жихарева «наиболее часто посещает» Пушкин и что разговоры там «вращаются, по большей части, на литературе».

   Если посмотреть в интернете, то можно встретить такую фразу "В начале XX века дом принадлежал богатому купцу Александру Нестеровичу Иванову". Это верно, но не совсем до 1911 - 1912 гг. особняк принадлежал Рогожину Николаю Павловичу, а в 1913 г. перешел к его наследникам, которые, вероятно, и продали дом Иванову. Почему это важно, дело в том, что именно у купца Рогожина арендовал дом под редакцию своего журнала "Золотое руно" купец Николай Рябушинский (подробнее об этом см. вставку 2).


     Рядом в сквере в 2003 г. установлен памятник Ф.И. Шаляпину. Скульптов В.М.Церковников.

   Скульптура монумента изображает певца, запечатленного в известной картине Ильи Репина. В данной скульптурной композиции Шаляпин сидит, облокотившись на бревно. Символично, что оно вырвано под корень, а сверху обрублено. Монументы в виде деревьев с обрубленными ветвями характерны для надгробий польских кладбищ – это символ вечного покоя и вечной памяти. Вырванное под корень древо указывает на то,  что, несмотря, на эмиграцию, корни певца остались в родной земле. В скульптурной композиции Шаляпин выглядит вдохновенно-задумчивым. Певец сидит, как будто вслушиваясь в  соловьиные трели  в весеннем саду.  Живая музыка природы  – величайший источник творческого вдохновения!
    В целом скульптурная композиция неоднозначна. В народе эта скульптура получила незавидное название: "алканафт в поисках пятой точки".
    Лично мне скульптура нравится, считаю ее на месте, если еще при  этом учесть, что во времена Федора Ивановича перед ним было не Садовое кольцо, а Новинский бульвар, а за его спиной был т. н. "шаляпинский сад".
   Вот как про этот сад вспоминает Борис Маркус в своей книге: "В самом шаляпинском саду росли раньше яблони. Но теперь от них и следа нет - вырубили что ли. А росли они в самом конце сада, ближе к Конюшковской улице. Тут теперь пустырь и только отдельные деревья. Вообще сад запущен страшно. Никто, видно, за ним не ухаживает. Но для нас, для наших игр, все это не помеха. Главное, чтобы не выгоняли.  Позднее, примерно в 1927-28 годах в саду началась большая стройка. И вырос огромный дом. Длинный на ножках, с пристройкой, выходящей вперед и соединенной с самим домом остекленным переходом на уровне второго этажа. Окна у нового дома были по новой моде, как сплошные длинные ленты. А вот пристройка была почти без окон. Об этом доме много писали как о "доме нового быта".
   Примечание. Далее речь пойдет о доме-коммуне Гинзбурга, сейчас его отреставрировали, но этот пост писался в 2011 г., поэтому на фотографиях о такой, каким был в этот год.
   Дом №25к1 - дом-коммуна Наркомфина. Это один из самых знаменитых домов русского авангарда, построенный архитекторами М. Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис в 1929 - 1930 гг.

   За годы существования дома, о нем написано огромное количество статей, а также о нем есть упоминание во всех учебниках по истории советской архитектуры, поэтому напишу только о самом важном, интересном и печальном.
   Дом был задуман как "коммунальный" на 50 семей — 200 человек. Под его строительство  была отведена территория двух садов городских усадеб (сами усадьбы сохранялись по красной линии Новинского бульвара). Комплекс должен был включать в себя 4 корпуса: жилой корпус, коммунальный центр, состоявший из столовой, физкультурного зала и читальни, детский корпус — ясли и детский сад, служебный корпус — прачечную и сушильню. В итого из-за недостатка финансирования детский корпус построен не был, а сам дом возвели из дешевых материалов, благодаря чему дом сейчас разрушается.
    Почти все квартиры в доме двух ярусные. Кухни были только в 3-х комнатных квартирах, и то очень маленькие, т.к. предполагалось питаться в общественной столовой. Ванны были тоже не во всех квартирах, в малогабаритках их заменили на душевые кабинки.
   Пишут, что жильцами дома одно время были академик, физиолог Л.А. Орбели (уточняю: жил в д. 25, корпус не указан) и народный хуложник СССР А.А. Дейнека (уточняю: жил в д. 25б, сейчас такой нумерации нет, поэтому непонятно, какой это корпус).
   Зато для заказчика дома Моисей Гинзбург спроектировал жильё повышенно комфортности.
   В энциклопедии "Лица Москвы" пишут, что на крыше этого дома расположились 2 пентхауса, в которых поселились два наркома: финансов — Николай Александрович Милютин, и здравоохранения — Николай Александрович Семашко, но житель этого дома, приславший мне комментарий (см. комм. ниже) пишет, что в этом доме не жил Семашко (однако, в этой энциклопедии указано, что  Семашко все же жил в  этом доме, но с 1930 г. у него уже другой адрес, т.о. получается, учитывая год постройки здания, что здесь он прожил  только несколько месяцев).
   Вот так эти пентхаусы выглядят сейчас.



   На окнах самодельные сооружения, от которых дом еще больше разваливается.

   Изначально Гинзбург поставил дом на ножки на высоте 2,5 метра для сохранения сада, но в конце 1980-х годов их застроили.
   Вид дома с торца с переходом в общественный корпус: в столовую и спортзал.

    Общественный корпус.

    В 1987 году жилой дом и общественный корпуса были поставлены под государственную охрану как памятники архитектуры регионального значения. Несмотря на это, дом продолжает разрушаться, он несколько раз горел.

     Вид общественного корпуса с обратной стороны.

   Долго шли споры, что делать с домом, наконец, в 2008 г. был принят проект реставрации дома с сохранением первоначальных строительных материалов и деталей интерьера. В дальнейшем здесь должен был быть отель. В основном 8-этажном здании, где Гинзбургом были спроектированы квартиры разных типов для разных семей, должны быть гостиничные номера, холл, гардероб, магазин, лобби-бар. Площадь 4-этажного коммунального корпуса вместит переговорную, бизнес-центр, конференц-зал, фойе, ресторан, и все это естественно камерных масштабов, поскольку эксклюзивный "авангардный аттракцион" рассчитан на совсем не большое количество постояльцев. Макет будущего отеля.

      К 2011 году реставрацию обещали закончить, так чтобы через несколько лет иностранные поклонники авангарда, раньше приходившие сюда смотреть на аварийное здание с пластами отвалившейся штукатурки, смоли здесь пожить и, как говорится, прочувствовать на себе все прелести социалистического быта.
    Однако 2011 г. закончился, мои фото сделаны в самом конце 2011 г., а воз и ныне там. Проект остался только на бумаге. Из всемирно известного памятника московский дом Наркомфина стремительно превращается в национальный позор.
   Дом №25к10 - стоит перпендикулярно к Новинскому бульвару. В журнале "Строительство Москвы" за 1935 г. в №1 о нем написано - "Жилой дом сотрудников Совнаркома РСФСР. Арх. С. Леонтович. Строился со значительными изменениями в процессе строительства. Строительство дома началось с четырёхэтажного односекционного здания, а закончилось в виде семиэтажного трёхсекционного. По мнению автора обзора Д. Арановича - одно из лучших по архитектуре жилых зданий 1934 года".

   В этом доме жил с 1934 по 1961 г. патолог, академик АН СССР А.Д. Сперанский. Советский психолог, профессор Платонов К.К. вспоминает, как бывал здесь в гостях у Алексея Дмитриевича - "Мне хорошо запомнился один из вечеров у Сперанских в их квартире на улице Чайковского (рядом с теперешним американским посольством). Комфортабельность этой квартиры, гармонировавшей с элегантностью ее хозяина, меня не поразила. Его нельзя было представить иначе! А вот наличие в ней двух роялей - концертного и кабинетного - в соседних комнатах меня, жившего тогда в полуподвале с болотом под полом, потрясло!".

    Продолжение. Часть 7.

    Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление. http://stapelia2784.livejournal.com/2589.html

   Использованы материалы: http://www.intomoscow.ru/modules.php?name=Contentp&pa=showpage&pid=691&cid=a; http://www.openmoscow.ru/dostdomnarkomfina.php; http://www.zdanija.ru/forum/topic-26.html; http://oldmos.ru/old/photo/view/102673
Tags: 7. ЭКЛЕКТИКА, А - Стиль КОНСТРУКТИВИЗМ, Москва, Рядовая Историческая застройка
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments