Вологда. Дом Александра Николаевича Левашова

Герцена,37

Ул. Герцена,37. Дом Левашова

Фотографии фасадов -  2010 года.
Герцена,37
В книге Г. К. Лукомского «Вологда в её старине» репринтное воспроизведение издания 1914 года в разделе «ПАМЯТНИКИ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. (Частновладельческие сооружения).» Стр. 294-296:
«Дом Левашева цельный, прелестный и полный своеобразия форм, особняк, тем более оригинальный, что все его детали исполнены из дерева.
Вот краткая история его. 1828 года мая 24 Статск. Сов. Над. Мих. Волоцкая продала дворовую и огородную землю Статск. Сов. Александру Николаевичу Левашову за 400 р. ассигн., и 1829 года 8 сент. в новоотстроенный дом переехала уже семья Левашевых.
В 1861 году началась и в 1863 году кончилась перестройка этого дома Конст. Алексан. Левашевым. При этом в фасаде сделали только одно изменение - на месте существующего подъезда было окно. Подъезд же был по въезде в ворота между 3 и 4-ым окном от угла. Прочие части фасада со дня постройки, т. е. с 1829 года никаким изменениям не одвергались.
Из этого описания и из любезно сообщенных нам предвод. дворянства А. Н. Нееловым сведений - видно, что дом почти столетней давности - дошел до нас в своем первоначальном виде. Но даже парадный подъезд, сделанный позже, вышел таким уютным, удачным, милым, что не только не нарушает прелести вида здания, но даже усиливает ее.
В самом деле, прекрасный портик конических колонн, выполненных из дерева, поддерживает мощный, величественный фронтон. Колоннада как будто покоится на выступе стены первого этажа. Но это ложное впечатление, на самом деле колонны проходят насквозь до земли и лишь обшиты внизу досками, образующими арочки. В окнах первого этажа милые, простые решетки.
Над окнами belle-etage'a - наличники простого рисунка и орнаментальные украшения из дисков и пальметт. В тимпане герб Левашевых, окруженный наметом и ветвями дуба.
Общая композиция дома полна огромной силы, однако, получающееся столь значительным впечатление исходит в сущности от домика вовсе небольших размеров. Но таков ордер, таковы умело взятые пропорции, что дом кажется много большим, нежели он в натуре.
В качестве образца деревянного Еmрiге'а он заслуживает большого внимания. К сожалению, время налагает свою печать на его состояние: некоторые детали уже обломались (в гербе), колонны, потрескавшиеся значительно, покосились... и жутко подумать, что будет с этим домом лет через 50-100, когда мало-выносливый материал даст себя знать... "


Дом № 37 по праву считается одним из лучших деревянных памятников России. О владельце дома — Левашове мы можем прочитать на первых страницах книги Гиляровского «Мои скитания», где наш земляк описывает современную ему Вологду.
Дом выдержан в формах позднего классицизма. Неизвестный мастер многое взял из арсенала каменной архитектуры и удачно использовал в новом материале. По всему фасаду поставлены ионические колонны с прекрасными резными капителями, что придает небольшому в общем-то зданию солидность, представительность.
Таково уж свойство архитектурного ордера. Он скрадывает размеры действительно значительных построек: попробуйте, стоя перед главным фасадом Большого театра, мысленно убрать восьмиколонный портик — огромное здание еще более вырастет в ваших глазах. В двухэтажном же особняке Левашова применение колоннады дает обратный эффект, зрительно возвеличивая его.
Колонны не заканчиваются над аркадой окон первого этажа, а продолжаются под дюймовой обшивкой и упираются в фундаменты на уровне тротуара. Над некоторыми из окон второго этажа мастер разместил резные накладки ампирного характера, а во фронтоне выполненный в том же стиле герб Левашовых (сейчас отсутствует). Цельность облика дома дополнялась, как водится, воротами и резным палисадом.
Дом Левашова будет, конечно, сбережен для потомков. Но в этом квартале улицы Герцена главенствует уже не он, а куб телефонной станции, громоздящийся по соседству. И все же взгляните еще раз на снимок. Совсем немного фантазии — и вот уже за ярко освещенными окнами кружатся в вальсе нарядные пары, а на улице их ожидают кареты...
(А.И.Сазонов «Моя Вологда. Прогулки по старому городу». Вологда. Изд. «Древности Севера». 2006 г. )

Герцена,37

Герцена,37

Герцена,37

Герцена,37

И заходим в дом:
Герцена, 37
Прямо от входа перед нами замечательная парадная лестница, уникальная для деревянной Вологодской архитектуры.

Фотосъемка интерьера от января 2013 года, когда в здании размещался Вологодский областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. Документы предъявила, профессиональный интерес, объяснения - и одна из сотрудниц Центра любезно проводила меня по помещениям.
Сейчас здесь Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области. На мероприятиях АУК ВО "Вологдареставрация" (презентации, выставки, концерты) можно побывать в этом здании.
А я бываю здесь часто, в том числе и как член Общественного Совета.

Поднимаемся:
Герцена, 37

Герцена, 37

Герцена, 37

Герцена, 37

Герцена, 37

Герцена, 37

Герцена, 37

В коридоре 2 этажа, стена украшена зеркалами, повторяющими форму окон:
Герцена, 37

И вторая лестница на 1 этаж:
Герцена, 37

Герцена, 37

Симметричные печи в дальней комнате:
Герцена, 37

Герцена, 37

Дверь в одно из помещений:
Герцена, 37

Герцена, 37

И парадный зал с порталом.
Герцена, 37

Герцена, 37

Герцена, 37

И немного 1 этажа:
Герцена, 37

Герцена, 37

Герцена, 37

Герцена, 37

Герцена, 37

С сайта Департамента культуры: Границы территорий объектов культурного наследия федерального значения ... "Дом Левашова (деревянный),1828 г.", расположенного по адресу: г.Вологда, ул.Герцена, д.37...

Дом Левашова здесь под №48,
№46 - Дом Пузан-Пузыревского;
№47, здесь - Дом Ольги Венедиктовны и Фаины Венедиктовны Ситниковых, 1868 - музей «Литература. Искусство. Век XX» ;
№49 - Здесь уникальная настенная масляная живопись жилого дома Пановой №38 по улице Герцена.

Дома №30 и №32 восстановлены, хотя и соединены в один комплекс стеклянной вставкой.
А так сносили угловой дом №26: http://vk.com/videos-17191997?z=video-17191997_160146210%2Fclub17191997

Хотелось бы помечтать, что бы здесь появился уголок старого города, привлекательный для горожан и туристов. Половина дела есть (три отреставрированных дома), Дом Пузан-Пузыревского привести в порядок и вернуть в него Музей дипломатического корпуса, и дом с росписями - открыть для публики...
Мечты- мечты...
Хотелось бы посоветоваться в отношении терминологии. Ведь поздний, или высокий классицизм - и есть ампир.
И для этого дома можно написать -
1 вариант - Стиль классицизм + стиль ампир (я так частенько делаю, но это будет как "масло масленое"),
или 2 вариант = оставить только классицизм,
или 3 вариант = только ампир
Как Вам кажется, что предпочтительнее?
Инерция великое дело - в Вологде "деревянный классицизм" от зубов отскакивает, но если вспомнить герб на Левашовых фасаде, мысли об ампире начнут приходить в голову.
Дом Волковых и Левашова - ампир, вы правы.


Edited at 2017-07-13 09:09 am (UTC)
Так что оставляем - Классицизм + Ампир, или один Ампир??