Vladimirtan (vladimirtan) wrote in architectstyle,
Vladimirtan
vladimirtan
architectstyle

Category:

Доходный дом Г.Е.Бройдо, Плотников пер., 4


Бывший доходный дом Г. Бройдо.
.
В столице немало зданий, способных удивить москвичей и гостей своим архитектурным или скульптурным решением. Доходный дом в Плотниковом переулке, 4/5, вызывающий неподдельный интерес у прохожих фривольными сценами на барельефах - одна из таких построек.

Основным элементом фасадов является проходящий в уровне второго этажа скульптурный фриз с изображением писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз.



 Для чего мастер изобразил целующихся и обнимающихся классиков?  Вот тут Толстой целует Пушкина.(слева)




А вот музы с книгой- справа


В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова. Лепные панно по фасадам домов - излюбленный мотив зодчего, который он применял неоднократно. Однако здание в Плотниковом переулке – пожалуй, самая необычная постройка архитектора.



Плотников пер.

Фризы с десятками скульптур и эротическими сценами вызывают здесь наибольший интерес. Скульптором творения предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн, хотя это лишь версия. Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах (считается, что это – первое прижизненное изображение Л. Н. Толстого.), а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу.




Для чего мастер изобразил целующихся и обнимающихся классиков? Народная молва поговаривает, что до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения. Вторая версия, однако, более правдоподобна, она принадлежит известному москвоведу Сергею Романюку: Синаеву-Бернштейну заказали фриз, который предназначался для музея изящных искусств на Волхонке. Однако скульптурная композиция из 50 фигур была отвергнута заказчиком, который посчитал его излишне фривольным, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.


Плотников пер.


В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию.


Эркер на северо-западном углу фасада



М.Могильцевский пер.


Фрагмент эркера



Фриз со стороны М.Могильцевского пер.



Фрагмент фриза (можно рзглядеть  Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого с музами)

Tags: 7. ЭКЛЕКТИКА, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments