Вива (vivva) wrote in architectstyle,
Вива
vivva
architectstyle

Category:

Легенды города Клина. Успенская церковь.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с улицы в глаза не бросается, ее вообще очень сложно заметить: она невысокая и прячется во дворах. Но это самое древнее здание в городе. Время постройки - середина XVI века.





Вообще-то раньше здесь был монастырь, основанный где-то в начале XVI или может в конце XV века. Тогда эта территория находилась вне города за пределами городских укреплений. Но монастырь и церковь соответственно были деревянными, а вот о постройке каменного храма и рассказывается в легенде.

Согласно Карамзину, когда в 1569 году Иван Грозный со своим опричным войском пошёл походом на Псков и Новгород, то он по дороге безжалостно вырезал и казнил население всех городов, через которые они проходили. Цитирую «Всякого, кто встречался на дороге, убивали, для того, что поход Иоаннов долженствовал быть тайною для России!» Не избежал этой участи и Клин. И вот после ухода царя, похоронив жертв репрессий, горожане заложили каменный храм в память о невинноубиеных. Это одна версия.
По второй версии храм заложил на обратном пути сам Иван Грозный, когда устрашился дела рук своих и раскаялся.

Ну, от Ивана Грозного всего можно ожидать. И от Карамзина тоже. Это ведь с его легкой руки Иван Васильевич превратился в этакий готический персонаж нашей истории. Граф Дракула в натуре. Но действительно, историки полагают, что каменный храм появился приблизительно в это время. И связано это с денежными вложениями царя в монастырь, но скорее всего не из-за драматически-кровавых событий, а с целью благоустройства, чтобы в нем можно было останавливаться на отдых. Ведь именно по этой дороге направлялись, нет не в Петербург, но в Тверь, а дальше в Новгород и в ту самую Ливонию, с которой шла война. В общем монастырь обустраивали из тех же соображений, из каких потом в Клину поставили вокзал I класса.
Косвенным подтверждением этой версии может служить и то, что при Алексее Михайловиче в монастыре на ночлег останавливались патриарх Никон по пути на Валдай, а так же Антиохийский патриарх со свитой, направлявшийся в Новгород.
Так что казнил Иван Грозный клинчан или миловал - это науке не известно, а вот что уважаемые люди тут останавливались, это наверняка.

И как раз во времена Алексея Михайловича появляется еще одна легенда. Тоже связанная с Успенской церковью.



В мае 1672 года охотился царь, а как известно, он был страстный охотник, особенно любивший соколиную охоту, где-то в окрестностях Москвы. Почему-то местом охоты называют Круговскую волость, которая находится в районе Егорьевска, то есть довольно далеко от Клина. Ну ладно, это же легенда. Так вот он охотился, а в это время у его жены Натальи Кирилловны случаются преждевременные роды. И у неё рождается младенец, которого крестят в этой самой Успенской церкви именем Петра. Пётр I, значит!
Только непонятно, а что делала глубоко беременная царица в Клину??? На таком сроке женщину вряд ли должны были из терема отпускать. Хотя с местом крещения Петра и в официальной историографии непонятки. Так что одной больше, одной меньше. 😀
Правда есть в Солнечногорском районе усадьба Поярково, которая принадлежала боярину Матвееву - воспитателю Натальи Кирилловны, и можно предположить, что она приехала туда погостить. Но Поярково ближе к Москве, чем к Клину, и смысла ехать туда крестить ребёночка не было никакого.
Так что, откуда выросли ноги у этой легенды, абсолютно неизвестно.

Вот если бы царь охотился в Клинском уезде, и если бы царица его сопровождала, несмотря на своё положение, вот тогда да. А так - ...
Но церковь старинная, а место красивое.






ПС. Звоница была поставлена в 1998 году в псково-новгородском стиле. Исторически она не соответствует, но в ансамбль вписалась.
Tags: 1.6 - Архитектура Московского царства
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments