archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Categories:

И еще о Знаменской церкви в Вешаловке, под Липецком

Церковь Знамения строилась с 1768 по 1784 год на средства Я.А. Татищева, сына любимого денщика царя Петра Первого А.Д. Татищева. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий Василий Баженов. Основанием для этого суждения стали особенности архитектурных приемов, которые использовал автор. Тем более известно, что двоюродный брат владельца усадьбы Я.А. Татищева Петр Алексеевич Татищев (1730-1801) входил в попечительский совет Московского университета. В 1765 году он выплатил долг В.И. Баженова Академии художеств за пенсионерскую поездку по Европе. Однако каких-либо документов, подтверждающих причастность Баженова к строительству в Знаменском (Вешаловке), пока не обнаружено. (это из Соборы.ру).
От себя добавлю, что приписывать сооружения Баженову или Казакову - очень распростаненное явление в наши дни. Поэтому не стоит увлекаться предположениями об авторе.

Давайте лучше посмотрим эту необычайную Архитектуру конца XVIII века.

02. Вешаловка образовалась в результате слияния двух селений - Вешеловки (позже поменялось на Вешаловку) и Знаменского. Название предположительно пошло от слова "вешний". Село расположено на пересохшей реке Сухая Лубна, в которую весной стекают вешние воды. Есть предположение, что недалеко от Вешаловки разбойники похищали свернувших с Лебедянского шоссе людей, грабили и вешали.



03. Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым. Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село в то время называлось Знаменским. Автором проекта церкви предположительно был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). Однако, документальных подтверждений этой гипотезе нет. Так же ряда исследователей говорит о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов, однако в обозначенный период работы над проектом этой церкви Баженов вроде бы ещё не был членом масонской ложи в России. В общем, непонятно.



04. Немного скучной копипасты: "Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Особенностью этого стилевого направления было сочетание планировочных и объемно-пространственных принципов классицизма с использованием свободно трактуемых форм древнерусского зодчества и отдельных мотивов европейской готики. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки и окна уживаются с русским пятиглавием и классическими пилястрами. Храмовая часть квадратная в плане, с ризалитами, фланкирующими северный и южный фасады, завершёнными угловыми островерхими главками из кирпича, перекрыта коробовым куполом со слуховыми окнами по четырем сторонам света. Особую нарядность и выразительность фасадам из красного кирпича придает богатый резной белокаменный декор.



05. Четырехъярусная колокольня, три верхних яруса которой круглые в плане, по верхнему периметру первого и третьего яруса имеет балконы. Архитектурное решение колокольни перекликается со стилевыми поисками европейских зодчих, осуществляемых в направлении историзма в русле преромантической традиции последней трети XVIII века.



06. Узкий небольшой восьмигранный световой барабан с высоким шпилем из кирпича венчает сам храм. Прямоугольная апсида декорирована по трём сторонам света треугольными фронтонами и высоким краснокирпичным шпилем по центру.



07. Ни для кого не секрет, что в церквях РПЦ довольно проблематично получить разрешение (благословение) на съёмку. В "готичной" Знаменской церкви всё наоборот. Пожертвуйте сколько не жалко на храм и фотографируйте себе на здоровье.



08. После революции храм пришёл в запустение, а в 1987-1988 годах начались первые реставрационные работы.



09. В 1999-2003 годах был выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ по фасадам памятника под наблюдением архитектора Н.Н. Смирнова и Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области. На фото современный кирпич прекрасно видно - он более красный.



10. Интерьеры храма подготовили под роспись и начали благоустройство территории.



11. Трапезная уже расписана.



12. Потолок трапезной.

14. Когда-то дом церковного причта (например, в 1893 году штат церкви состоял из священника, диакона и псаломщика), сейчас жилище настоятеля.



15. И да. Вы не ошиблись.
Фото сделано с высоты, а значит мы поднялись на колокольню.



16. Раньше колокольня была отдельно стоящей от храма, и лишь позднее их соединили переходом, поэтому в церкви Знамения нет традиционного входа с запада, через колокольню. Входы в церковь расположены с севера и с юга построенного перехода между колокольней и трапезной. На верх ведёт узкая винтовая лестница с истёртыми ступенями.



17. Лена не полезла и осталась на месте звонаря, а я попёрся с камерой по шаткой деревянной лестнице еще выше.



18. Окна "слухи" в шатре колокольни.

Национально-романтический этап (или проще «русская готика»), который недолго расцветал в Москве и её пригородах, дал много зданий еще и в провинции. Недавно мы посмотрели Владимирскую церковь в Балавнево, Липецкой области. И заглянув в бескрайние залежи Интернета, я обнаружил и другие постройки и тоже под Липецком. Но поскольку посмотреть это Чудо-чудное в натуре мне вряд ли удастся, то я подготовил статью по материалам моего друга (muph) и сайта Соборы.ру.  Впрочем в ЖЖ многие авторы написали об этой церкви, так что выбрать было из чего. В нашем Журнале Александр Липилин тоже недавно показал свои фото этого сооружения. И мои материалы из Интернета только добавляют уже имеющуюся в нашем Журнале информацию.
Огромное спасибо автору (muph) за предсталенную возможность использовать материалы его статьи :))

Tags: 5. "Национально-романтический" этап, Липецкая область
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments