
Расположен к востоку от Сергиевой Лавры: https://yandex.ru/maps/-/CBQk6TsTxA
Черниговский скит возник поначалу как "пещерное отделение" скита Гефсиманского, когда в Исаковой роще за Корбушинским прудом поселился (1847) в брошенной лесной сторожке юродивый Филиппушка Голубок (1802-1869).
Пишут, он не первым обосновался в этом месте, отшельники подвизались тут уже пару лет, но именно Филиппушке, под влиянием впечатлений от виденных им пещер Киевской Лавры, явилась идея ископать "погребок", который он с помощью единомышленников принялся расширять, что в конце концов породило целый пещерный комплекс с подземной церковью Архангела Михаила, которую в 1851 освятил небезизвестный Филарет Дроздов.

Где-то в 1856-1857 над пещерами поставили деревянную церковь Антония и Феодосия, которую впоследствии и сменил дошедший до нас собор (1886-1893), возведённый одним из талантливейших зодчих той эпохи, Николаем Владимировичем Султановым (1850-1908).

Говорят, современники считали это здание "самым выдающимся из провинциальных храмов" своего времени, а нынешние исследователи называют крупнейшим проектом Султанова в 1880-х, "как по абсолютным размерам храма, так и по тем душевным силам", что затратил автор на его творение.

Внешне собор решён в "Русском стиле", в формах Московского узорочья XVII века, разумеется с "поправками" на век XIX-й, что ясно выражено в строгой симметрии объёмно-планировочного решения, графичности и единообразии многочисленных элементов декора.
А Султанов, бывший не только практиком, но и теоретиком архитектуры, считается одним из основоположников "теории Русского стиля", который он считал прямым продолжением национальных традиций зодчества, искуственно прерванных в Петровскую эпоху. Говорят, он даже проводил соответствующие параллели между итальянским Возрождением и русской архиектурой 2-й половины XIX в.
Идеи эти он активно продвигал и как педагог, преподавая в Институте гражданских инженеров и Николаевской инженерной академии.
Рабочий кабинет Н.В.Султанова:

Некоторые указывают на близость архитектуры (на мой, взгляд лишь самую общую) этого собора и церкви Марии Магдалины в "настоящей", палестинской Гефсимании, возводившейся Д.И. Гриммом почти одновременно, буквально годом ранее (1885-1888). Объясняют же сие желанием лаврского начальства и благотворителей иметь в "своей" Гефсимании нечто похожее, что звучит вполне правдоподобно.

В сети можно встретить такой вот план Черниговского скита (собор под № 1):

и такой план собора:

Шатровые крыльца сначала планировались с трёх сторон, но по ходу дела ограничились лишь западным.
Значительный удельный вес алтарной части объясняют тем, что собор монастырский, и в праздники служило много духовенства.
Планировка интерьера крестообразная, угловые членения сильно понижены, от чего та крестообразность отчётливо выражена и снаружи:

Ярусы кокошников скрывают под собой большой купол, увенчанный световой главой:

Ветви планировочного креста сейчас разделены массивными перекрытиями, образующими этакие просторные хоры. Однако говорят, сии перекрытия возникли уже при совках, приспосабливавших здание подо всяку ерунду. При реставрации их решили не убирать "по техническим соображениям".
Вид на северо-восточную опору, слева видны та самые "хоры".

И действительно, на старых фото ветви креста свободны.
Вот западная:

А вот северная с приделом Бориса и Глеба:

Эскизный проект выполнен Султановым в 1885, в марте 1886 согласован уже и "форменный" проект на 14 планшетах, а в мае после соответствующего молебна начались строительные работы.
Собор был расчитан на 2000 моляшихся. Внутренние размеры: ширина 25 м, длина 29 м, высота 47 м.
Некоторые указывают, что созданием убранства интерьеров занимался также и весьма известный академик Павлинов (1852-1897), однако, подробности его участия мне неизвестны (разве только спецы подскажут?...).
Вид на главный иконостас (1893):

Несколько лет назад публиковался фрагмент договора заказчиков с автором, из коего видно, что было по чём в проектной деятельности того времени:

Отметим, что пункт № 3 "Проект вентиляции и отопления - 250 руб. серебром" выполнял Бронислав Казимирович Правдзик (1862-1923), тогда ещё совсем молодой, но уже весьма популярный по технической части (достаточно вспомнить, что именно он трудился и над оборудованием знаменитого Спаса на Крови).

Лаврское начальство ставило перед Султановым весьма непростые технические задачи. Требовалось сохранить пещеры, над которым строился храм и как можно дольше не разбирать старую церковь, что "не замедлило бы отозваться крайне невыгодно на доходах Скита".
Пещеры были сохранены, а в старой церкви служили вплоть до начала возведения сводов новой. Однако, всё это значительно затянуло сроки строительства, первоначально определявшиеся в три года (1886-1888) и вызвало финансовые затруднения, о коих повествует весьма любопытное письмо архитектора отцу-наместнику:

Главный престол освящён во имя Черниговской иконы Богородицы только в 1893-м. В том же году "пещерное отделение" Гефсиманского скита стало самостоятельным, Черниговским.
Достоверная история иконы сей начинается в 1658 (или 1652..?..) году, когда инок Троице-Ильинской обители Геннадий Дубенский написал её. С тех пор тот образ пребывал во граде Чернигове и весьма почиталсь вплоть до прихода товарищей, при коих он исчез при закрытии монастыря где-то около 1924 года.

Некоторые считают "первообразом" этой иконы древнюю "Елецкую", чудесным образом обретённую ещё в XI веке, о которой я не так давно упоминал немного, но чем то можно обосновать, неясно ...
В 1852 году один из списков "Черниговской Ильинской" передала в Сергиеву Лавру А.Г. Филиппова, в свою очередь получившая его от хотьковского священника Ивана Илексеева (1826). Список поместили в пещерный храм.

Пишут, после закрытия скита в 1922 (или 1921) здесь последовательно размещались «колония для уголовного элемента», интернат для слепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ для детей‑инвалидов.
Икону же тогда перенесли в московский храм Сергия в Рогожской слободе, и что интересно, "по ходатайству рабочих завода «Серп и молот»". Когда закрывали и его (1938) иконы и книги были сожжены коммуняками на церковном дворе. В числе прочего эти придурки спалили и чрезвычайно редкие ноты, предназначенные для пользования слепыми певчими.
Однако, Черниговский образ вроде бы уцелел, будучи переданным "в частные руки", после чего следы его теряются. Сейчас в соборе стоит более поздний его список.

В последний приезд мне в кои-то веки повезло поснимать в пещерах под собором.
Архангельская церковь, ископанная ещё при Филиппушке, освещавшаяся Филаретом в 1851, но впоследствии перестроенная Султановым:

Убранство конечно современное. Пишут, росписи - студентов Абрамцевского училища:

Церковь Антония и Феодосия, устроеннная в годы возведения нового собора "в память" разобранного тогда деревянного наземного храма:

Для неё Султанов выполнил в своё время проект мраморного иконостаса:



Часовня Иверской иконы, расположенная за алтарём Архангельской церкви:

В нише северной стены захоронен юродивый Филиппушка, первый устроитель пещер:

А возле южной - надгробие очень известного в своё время старца Варнавы (1831-1906). Он покоился тут от своей кончины и до закрытия скита, когда его останки перенесли на городское Вознесенское кладбище, разорённое совками в 1934г. (или 1935). Тогда Варнаву перенесли на кладбище Никольское, к северной стене трапезной церкви Святого Духа, которую верные слуги народа в лице местного гориспоскома закрыли в 1949г. Через три года закрыли и кладбище, а в той трапезной устроили склад ядохимикатов. В 1966 храм горел, после чего его начали потихоньку растаскивать на кирпич. Тогда почитатели старца перенесли его на Северное кладбище (1968).

Теперь Варнава вновь лежит в Черниговском скиту, только не в подземной Иверской часовне, а в соборе.
Его рака:

В пещерах имеется и колодец, вода которого выведена в этот "каземат":


Говорят, пещеры начали укреплять кирпичом ещё в XIX веке, после того, как внезапный обвал погубил двоих монахов.



Теперь их ещё и расписывают, что явно умаляет экзотику.


Остаётся добавить, что султановский проект Черниговского собора с небольшими изменениями использован при возведении храма Шестаковского монастыря (1896-1908), от коего остались весьма живописные руины. Одни пишут, то был Кашинский уезд Тверской губернии, другие - в Мышкинский Ярославской (и вообще там границы менялись во времени). Теперь это село Шёлдомеж Некоузского района Ярославской области: https://yandex.ru/maps/-/CBQkA8tNXB.
У шестаковского собора появились люкарны, искусно замаскированные среди кокошников, а многие детали были выполнены несколько по-другому. В целом же эти храмы - почти близнецы.
Собор в Шёлдомеже:

А мои фотки:
апрель 2007,
апрель 2010,
ноябрь 2015,
июнь 2017.
Community Info