galik_123 (galik_123) wrote in architectstyle,
galik_123
galik_123
architectstyle

Categories:

Первый музей старой западной живописи в Москве


Особняк Д.И. Щукина в Староконюшенном переулке. Архитектор А.А. Остроградский, 1898

В этом особняке когда-то располагался Первый музей старой западной живописи, основу которого составила коллекция хозяина дома. Однако уже несколько лет дом №35 (стр. 1) по Староконюшенному переулку находится в аварийном состоянии. Особняк, построенный в конце XIX века (1898 г.) архитектором А.А. Остроградским, принадлежал коллекционеру и меценату Дмитрию Ивановичу Щукину (1855-1932). Дом в стиле традиционной московской эклектики представляет историческую ценность, но почему-то не является памятником культурного наследия.
Дмитрий Щукин был одним из сыновей известного в Москве текстильного фабриканта, бывшего крепостного Ивана Щукина. Отец, не сумевший получить хорошего образования, стремился дать его всем своим детям. Как и братья, Дмитрий был страстным собирателем живописи. Его собирательский талант раскрылся в коллекционировании работ старых мастеров. Выйдя из семейного дела, Дмитрий днём посещал музеи и галереи, вечером погружался в книги и каталоги аукционов.


Дмитрий Иванович Щукин (1855-1932)

Когда Дмитрий Иванович разместил свою уникальную коллекцию полотен европейских художников в двадцати комнатах этого дома, тихий особняк превратился в первоклассный музей. О любви хозяина к голландским живописцам XVII века, говорили интерьеры небольших комнат. Повсюду стояла резная голландская мебель, буфеты были заполнены антикварным фарфором, эмалями, майоликой, миниатюрами, табакерками, на стенах висели чудесные натюрморты. Особенно хорошо было представлено французское и голландское искусство. За 20 лет (1893-1914) Д.И. Щукин собрал 146 картин. Оставаясь холостяком, Щукин жил всегда замкнуто и особенно не стремился демонстрировать своё собрание публике.




Дмитрий Иванович заранее решил, что его коллекция достанется Румянцевскому музею, и уже при жизни регулярно передавал туда картины. После революции он не уехал, а остался со своей коллекцией, получив на неё охранную грамоту. Но в 1918 году его коллекция была национализирована и стала самостоятельным музеем. Собрание по-прежнему располагалось в особняке Д.И. Щукина, и в декабре 1918 года "Первый музей старой западной живописи" был открыт для осмотра.




Этот музей просуществовал недолго. В июне 1922 года он был подчинен Румянцевскому музею и стал, как когда-то желал владелец, его филиалом. Однако уже в октябре особняк облюбовала какая-то организация, и музею предложили освободить его. Щукинская коллекция была перевезена на Кропоткинскую улицу и размещена на первом этаже бывшего морозовского особняка.




В 1924 году собрание Щукина перешло в Музей изящных искусств на Волхонку. И хотя к тому времени в этот музей поступили и другие московские собрания, коллекция Дмитрия Ивановича являлась наиболее ценной из них. Д.И. Щукин стал хранителем итальянского отдела Музея изящных искусств и членом ученого совета. Д.И. Щукин скончался в Москве в 1932 году. Дом, где располагалось щукинское собрание, сохранился до наших дней. Ныне это дом №35 по Староконюшенному переулку - он выставлен на продажу, по непроверенным данным, принадлежит военным ведомствам.
Было бы славно вернуть уникальную коллекцию Дмитрия Ивановича Щукина в родной дом!




Основная часть собрания Д.И. Щукина и поныне находится на Волхонке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Вот только некоторые сокровища из бывшей коллекции Д.И. Щукина:






Лукас Кранах Старший (1472-1553). Плоды ревности, 1530. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина



7 - Мастер Лихтенштейнского замка, XV век. Рождество. Дерево, темпера, позолота. 8 - Ян Мостарт (1472-1555). Христос-Страстотерпец, около 1520. Дерево, масло. 9 - Михель Зиттов (1468-1525). Несение креста. Дерево, масло. 10 - Мастер Лихтенштейнского замка. Поклонение волхвов. Дерево, темпера, позолота. Все - ГМИИ им. А.С. Пушкина



Майолика. Италия, XVI век



Блюдо "Кефал и Прокрида". Италия, 1576. Майолика. Музей "Кусково", Москва



Икона шитая Дмитрий Солунский. Москва, XV век. Пелена Богоматерь Казанская. Москва, XVII век. Тафта, атлас золотой, нити шелковые и золотые, ткачество, шитьё. Музеи Московского Кремля, Москва



Италия. Бронза, XVI - XVIII век. Справа - Виллем Кальф. Кубок из перламутровой раковины и фрукты, XVII век. ГМИИ им. А.С. Пушкина.



Винсент Лауренс ван дер Винне (1625-1702). Суета сует. Холст, масло. ГМИИ.
Круг Герарда Терборха. Урок музыки, XVII век. Холст, масло. ГМИИ
им. А.С. Пушкина



Хендрик Корнелис ван дер Влит (1611-1675). Интерьер новой церкви в Делфте, 1655. Дерево, масло.
Питер Клас (1597-1660). Завтрак, 1646. Дерево, масло.
Антонис ван Дейк (1599- 1641). Копия. Амур со стрелами, XVII век. Дерево, масло.
Николаус Кнюпфер (1593-1655). Пилат, умывающий руки. Дерево, масло. Все - ГМИИ
им. А.С. Пушкина



Питер Клас (1597-1660). Завтрак, 1646. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина



Филипс Паувелс Вауверман (1619-1668). Возвращение с охоты. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина



Франсуа де Труа (1645-1730).  Портрет Аделаиды Савойской, 1697. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина



68 - Алессандро Альгарди (1598-1594). Крещение Христа. Италия, XVII век. Бронза. 69 - Мадонна. Германия, XIX век. Бронза. 70 - Пьер Лепорт (1659-1744). Эней, Анхиз и Асканий. Франция, XIX век. 71 - Богоматерь непорочного зачатия. Германия, XVIII век. Дерево. 72 - Похищение сабинянки. По модели Джамболоньи, 1583. Италия



Парные вазы-ароматницы. Германия, 1760-е. Фарфор, надглазурная роспись, позолота. Музей Кусково, Москва

Источники информации: Коллекция Дмитрия Щукина , Коллекционер. Даритель. Сотрудник Румянцевского музея. , Операция ликвидация. Как уничтожали Музей западного искусства
Tags: 7. ЭКЛЕКТИКА, Живопись, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments