Подворье Валаамского монастыря в Москве

Оригинал взят у galik_123 в Подворье Валаамского монастыря в Москве
17-2731.jpg

Угол 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского в Москве - дом № 52. С одной стороны, необычное здание выглядит как нарядный ларец с богатым декором, с другой стороны - по куполам с крестами, колокольне и резным дверям в два человеческих роста, - понятно, что это храм. В этом величественном здании находится Подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря.

Земля для подворья была пожертвована монастырю в конце XIX века крупным московским благотворителем Сергеем Сергеевичем Прусаковым. Сделал он это в благодарность за исцеление своей супруги во время паломничества в Валаамский монастырь - древнюю обитель, основанную почти 1000 лет назад на островах Валаамского архипелага на Ладожском озере.


Схимонах Иоанн Собакин во главе Московских попечителей Валаама и Московского подворья (справа налево братья Георгий и Филипп Курниковы, Павел Шустов, Сергей Прусаков)

Совсем недавно Музей им. Андрея Рублёва опубликовал некоторые сведения об иконе "Преподобный Сергий и праведная Анна" работы Василия Гурьянова, который в начале прошлого века своей рукой расписывал храм Московского подворья Валаамского монастыря.
Дарственная надпись на обороте иконы раскрывает имя человека, получившего икону от Василия Гурьянова - Сергея Семеновича Прусакова, почетного гражданина и благотворителя. Семейная икона "Преподобный Сергий и праведная Анна» написана в честь небесных покровителей самого Прусакова Сергея и его супруги Анны.


Преподобный Сергий Радонежский и праведная Анна, 1902

1. Подворье Валаамского монастыря было основано на 2-й Тверской-Ямской улице в 1901 году. Здание подворья состояло из трех основных частей: на первом этаже - храм святого князя Александра Невского, на втором этаже - храм в честь святых Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев, и братского корпуса, в котором проживали монахи.

17-2732.jpg


Основатели Валаамского монастыря- преподобные Сергий и Герман, не оставили своего жития, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Согласно церковному преданию, Сергий и Герман были греческими священноиноками, которые прибыли на остров Валаам в Х веке, где и основали свою обитель.


Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

2. Здание подворья Валаамского монастыря в Москве возведено по проекту известного архитектора А.Н. Роопа в течение 10 лет.




3. Серый гранитный фундамент, темно-красные полированные колонны, подоконники в часовне и храме были выточены из гранита и мрамора монахами Валаамской обители и доставлялись в Москву прямо с острова Валаам.




4. Внешние стены подворья украшают мозаичные иконы.




5. Мозаичный образ Спаса на западном фасаде.




6. Мозаичный образ Богоматери на северо-западном фасаде церкви Александра Невского.




7. Мозаичный образ Николая Чудотворца на юго-западном фасаде церкви Александра Невского




8. Мозаичный образ Иоанна Предтечи на юго-западном фасаде церкви Александра Невского.




9.




10. В годы советской власти подворье было передано государству и в его помещении располагалась поликлиника. В 1992 году подворье было возвращено Валаамскому монастырю. И постепенно здание трудами монахов и прихожан вновь приобрело былое величие и благолепие.

17-2733.jpg


Сейчас кроме мозаичных икон на Московском подворье Валаамского монастыря существуют витражные композиции. В мае 2017 года два витража украсили главный вход в здание подворья. С улицы над входом в храм изображен так называемый "Константинов крест", который относится к числу древнейших христианских символов Христа.




Крест состоит из двух начальных греческих букв имени Χ и Ρ, скрещённых между собой. По краям монограммы помещают греческие буквы Альфа и Омега, первая и последняя буквы греческого алфавита. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний".


Монограмма Христа, мозаика. Равенна, Италия, V век

Венок, пальмовый или терновый, расположенный вокруг креста, имеет символическое значение победы Христа над дьяволом. Это обозначение имени Христа получило большое распространение еще в апостольские времена и изображалось на военном штандарте императора Константина Великого.




Над внутренней дверью установлен витраж с изображением голубя, держащего в клюве оливковую ветвь. Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.




В 2014 году в алтаре верхнего храма в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских был установлен витраж с образом Спасителя.




Одна из главных святынь обители - чтимый список иконы Божией Матери "Валаамская", находится в нижнем храме. В 2017 году в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре отмечается 120-летний юбилей со дня обретения этой иконы.


Валаамская икона Божией Матери. XIX в

11. С 1995 года здания Валаамского подворья в Москве получило статус памятника архитектуры. Посмотрим на весь комплекс подворья.

17-2631.jpg


12. Вид на Валаамское подворье вдоль переулка Александра Невского.

17-2633.jpg


13. Вид на подворье со стороны 3-й Тверской-Ямской.

17-2734.jpg


14.

17-2634.jpg


15. Внутренний двор подворья.

17-2735.jpg


16.

17-2638.jpg


17. Купол церкви Сергия и Германа Валаамских со стороны внутреннего двора.

17-2637.jpg

Источник информации и фото витражей
Московское подворье Валаамского монастыря

Ох, дорогая моя, ну и надергали Вы цитат из всяких "ведомственных" источников, уши вянут..... :)
.................Не могу определить, на какую полочку это можно впихнуть ((
Тут даже и русско-византийского ничего нет .....!
..................................................................
А вот дальний двухэтажный корпус вдоль переулка (фото13-14) уже тянет на Модерн.
Если на охранной доске не соврали - то это уже начало ХХ века ..... для эклектики как-то позновато, получается.
В общем - "неорусская псевдоэклектика" ....... или, может - "оштукатуренный кирпичный стиль".
Но ТАКИХ стилей нет и быть не может.
В общем "чудо в перьях", как сегодня говорят про некоторых модниц.
Сама Ваша работа великолепна, собраны исторические сведения, отличные фотографии и т.д.
....................................................................
И пожалуй, меня к Вам будет просьба - раз уж Вы нашли этот объект, то попробуйте и найти стилевые качества. Где нибудь и кто нибудь наверняка этим уже занимался. Ведь сегодня все, имеющее отношение к религии, в большой моде................)
Я уж всё перекопала в поисках определения стиля, и сначала, вообще, оставила без названия, потому что сама не могу определиться...
Буду ещё искать.
Пожалуй, в этом здании переплелись три основных направления:
- эклектика (немного)
- модерн,
- неорусский стиль.
В процентах не определить......)
Поищите, может что-то и попадется. ..... !
Модерн вижу, эклектика есть, на неорусский тоже смахивает, в общем - сборная солянка.
Но смотрится рядом с безликими зданиями выразительно.
Золотые Ваши слова! ....... Значит =
так и напишем - эклектика (есть, уж никуда не денешься) - модерн - неорусский стиль.
Как говорится, для такого здания даже слишком много мыслей (оно того и не стоит)......
Но - историческое, а историю МЫ уважаем )))
Спасибо - мы с Вами славно поработали ......!