Живага Анна (mycruises) wrote in architectstyle,
Живага Анна
mycruises
architectstyle

Categories:

Москва. Рогожский старообрядческий посёлок




С момента своего основания и до настоящего времени Рогожское кладбище остается наиболее значительным центром русского православия. Его история наполнена трагическими и славными событиями и отражает историю Русской древлеправославной (старообрядческой) Церкви в последние столетия.
Сразу надо оговориться, что понятие «Рогожское кладбище» относится не столько к собственно погосту, сколько к поселку при нем, к Рогожской старообрядческой общине.
Из истории "Рогожский некрополь" В.Н.Анисимовой. Солдаты, возвращавшиеся с очередной русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 года в первопрестольной столице началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771 года. По распоряжению графа Григория Орлова, командированного Екатериной II для организации борьбы с мором, все кладбища в черте города были закрыты. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих, известных еще с 1718 года и принадлежавших староверам, приемлющим священство: одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое — у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ поповцам по указу Правительствующего Сената выделили землю для захоронения умерших от эпидемии в трех верстах от Рогожской заставы, направо от Владимирского тракта. Место было выбрано не случайно: там находилась старообрядческая деревня Новоандроновка. Здесь были устроены карантин, больница и небольшая деревянная Никольская часовня для отпевания усопших. Так и возникло знаменитое Рогожское кладбище.
С разрешения императрицы Екатерины II были выстроены один за другим два храма, летний во имя Покрова Пресвятой Богородицы и зимний во имя Рождества Христова. Построены «палаты» для священнослужителей и для причта, частные дома, гостиница для паломников, детское училище, приюты, богадельни и другие постройки. Постепенно образовался так называемый Рогожский богаделенный дом, так называемое Рогожское кладбище.

Когда садишься в поезд на Курском вокзале и состав начинает медленно двигаться в пределах города, то слева, по ходу поезда можно заметить высокую белую колокольню, она будто провожает вас в добрый путь. Каждый раз думала подойти при случае, посмотреть, что это за место, но, то забывала, то недосуг было. И всё-таки добрались до Рогожского старообрядческого посёлка в апреле 2014 года, тогда там шли большие реставрационные работы. Для начала посмотрим план местности.

01.jpg

1. Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище
2. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы
3. Старообрядческая церковь Рождества Христова
5. Контора-гостиница (XIX в.)
6,9. Богадельня (XIX в.)
7,8. Дом причта
10. Резиденция старообрядческой митрополии (начало XX в.)
11. Хозяйственная постройка
12. Пруды
13. Иордань на пруду
14. Ворота

На самом деле, не люблю попадать на различные объекты, когда там всё в строительных лесах. Но это место нас так приворожило, что мы бываем здесь теперь, как минимум, раз в год, так что из фотографий получился целый репортаж. Посмотрим, какой мы увидели Рогожскую слободу в апреле 14-го года.

Летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы

02.jpg

Парный снимок, сделанный в тот же год осенью.

03.jpg

Храм сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. Внутри храм расписан палехскими мастерами, трудившимися над фресками более 10 лет. При возведении храма оказалось, что он превосходит по площади Успенский собор в Кремле. Об этом главнокомандующий Москвы князь Прозоровский сделал доклад императрице Екатерине II.
После чего было проведено расследование и приказано «впуски для алтаря отломать» (сломали алтарную часть), вместо пяти глав «сделать план с одной главой и крестом», «унизить» и «убавить» шпиц. Здание понизили, в результате чего пропорции храма получились несоразмерными и храм оказался без привычной алтарной части с востока.
Однако внутреннее убранство храма впечатляло и старообрядцев, и тех, кто с ними боролся. Стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.
При Екатерине II и Александре I старообрядческий культ не подвергался преследованиям и храмы Рогожского кладбища благоденствовали, но со времени восшествия на престол Николая I для старообрядчества начались тяжёлые времена.

04.jpg

В 1827 году старообрядцам было запрещено принимать священников, переходящих от официальной церкви. После смерти последнего перешедшего в старообрядчество священника, 7 июля 1856 года, по настоянию митрополита Филарета, алтари Покровского собора и храма Рождества Христова были запечатаны. Сквозь стены иконостаса и царские врата был пропущен толстый шнур, и на нём лежали огромные печати.
Храмы превратились в простые часовни. Только 17 апреля 1905 года на основании царского манифеста о веротерпимости, рогожские алтари были распечатаны, и в храмах вновь возобновилась литургия.

05.jpg

К середине 1930-х годов почти все московские старообрядческие храмы были закрыты, но в Покровском соборе в отличие от остальных храмов Рогожского кладбища богослужения не прекращались, хотя были попытки отобрать храм и превратить его в театр.
До восстановления храма Христа Спасителя храм Покрова на Рогожском кладбище был самым обширным из московских храмов.

06.jpg

К слову об архитектуре, стоим перед восточной частью храма и видим, что апсида, действительно, отсутствует.

07.jpg

Парный осенний снимок

08.jpg

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, расположенный с юга от Покровского собора, построен в 1804 году в стиле барокко (поправьте меня, если это всё-таки псевдоготика) по проекту архитектора И. Д. Жукова «с разрешения Московского градоначальника А. А. Беклешева», который находился в ссоре с Митрополитом Платоном — ярым противником старообрядчества.

09.jpg

Осенняя пара к весеннему снимку

10.jpg

Внутри храма было обустроено два самостоятельных придела, освящённых во имя святителя Николы архиепископа Мирликийского чудотворца и архангела Михаила. Храм был украшен росписями в древнем стиле и множеством икон. Алтари храма Рождества были опечатаны 7 июля 1856 года вплоть до 16 апреля 1905 года, в это время храм действовал как часовня. В 1812 году храм ограбили французы, о чём долгое время свидетельствовали иконы со следами сабельных ударов.

Вид с востока. Апсида храма имеет строгую прямоугольную форму

11.jpg

Не пара, но объём и форма апсиды с этого ракурса лучше просматривается

12.jpg

С первой половины XIX века в храме помимо богослужений проходят церковные соборы и совещания. В начале XX века храм служил местом проведения нескольких старообрядческих соборов. В 1929 году храм Рождества был закрыт. В 1920-е годы купол и ротонда пострадали от пожара и были разобраны, настенная роспись уничтожена, богослужебная утварь растаскана.

13.jpg

Храм был превращён в столовую для рабочих, а при входе на месте бывшей паперти соорудили туалеты. Затем в разные годы внутри храма помещались цеха фабрики, бомбоубежище. В 1970-е гг. помещение занял «Союзаттракцион», который разместил здесь базу игральных автоматов.

Правее храма Рождества Христова расположена старообрядческая митрополия Московская и всея Руси.

14

Построена в 1820-е годы, перестроена во второй половине XIX века. В советское время в часовне находился склад, затем располагалось домоуправление. В 1950 году здание передали для нужд старообрядческой Архиепископии. В 1952 году к нему была сделана пристройка. Ныне здесь - резиденция старообрядческого митрополита Московского и всея Руси.

Певческие палаты

15

Первоначальное здание построено в 1820-е годы. Перестроено в 1913 году. Здесь размещались квартиры для семей певчих и священства числом до двадцати семей. Возвращено Церкви в 1997 году.

Богадельный дом Белова

16

Богадельный дом купца Якова Ивановича Белова (1824-после 1889),хозяина шерстно-бумагопрядильной фабрики. Постройка конца ХIХ века. В настоящее время используется в качестве старообрядческой гостиницы. До 2002 года в здании располагался Дом ребёнка, так что старожилы гостиницу до сих пор называют "Домом ребёнка".

Ещё один вид на храм во имя Рождества Христова от пруда.

17.jpg

Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой 60 сажень длины, 15 ширины, с протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. Купание и стирка в этом пруду были запрещены. На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань», в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным уставом. Ко дню праздника Богоявления здесь собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали старообрядцы из провинции.
После революции пруд был объявлен рассадником малярии и приговорён к уничтожению. В пруд было сброшено несколько тон мазута, после в него стали привозить и сбрасывать кучи мусора. Так, на месте пруда образовалась свалка. Потом это место сравняли с землёй и оно стало частью стадиона завода автоматических линий. В начале 2009 года на месте пруда был заболоченный конный манеж.

Часовня «Иордань» на пешеходном мосту, перекинутом через пруд.

18.jpg

Как я уже сказала, до пятидесятых годов XIX века на «Иордань» ко дню праздника Богоявления, несмотря на даль и морозы, не только собирались все московские старообрядцы, но обыкновенно тянулись целыми обозами старообрядцы и из провинции, особенно из Гуслиц, за «большой водой».
К 14-ому году века нынешнего и пруд, и мосты, и часовня «Иордань» были восстановлены.

Это же место, снятое уже осенью.

19.jpg

20.jpg

В следующий раз, приехав, как вы уже догадались, в сентябре того же 14-го года, мы увидели много приятных изменений. Теперь от пруда открывался приятный вид на весь старообрядческий ансамбль.

21.jpg

Всё благодаря тому, что теперь можно было увидеть раскрытую от строительных лесов церковь-колокольню. Осеннее низкое солнце стелило длинные тени и давало лёгкую дымку, отчего всё казалось чуточку нереальным.

22.jpg

Храм-колокольня Воскресения Христова с одним высоким куполом и двумя более низкими боковыми. Колокольня возведена архитектором Ф. И. Горностаевым в 1906–1913 годах в память распечатания алтарей церквей Рогожского кладбища. Колокольню возвели за два года, ещё несколько лет ушло на её отделку, уже через полгода после начала работ на колокольню были подняты колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов, а в сентябре 1909 года на куполе колокольни был установлен крест.

23.jpg

В 1913 году в нижнем ярусе колокольни освятили небольшой Воскресенский храм.
Иконостас храма украшали древние иконы новгородского и московского письма XV-XVII веков. В колокольне также было устроено помещение для хранения редких книг и старинных рукописей.
Средства на возведение храма-колокольни были пожертвованы семьями известных старообрядцев-предпринимателей: Кузнецовыми, Морозовыми, Пуговкиными, Рахмановыми.
Колокольня представляет собой подобие старинных столпообразных храмов и звонниц. Фасад колокольни украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц: Сирина, Алконоста и Гамаюна.

Вид от колокольни на зимний храм Рождества Христова

24.jpg

Вид от колокольни на летний храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы

25.jpg

В середине 1920-х годов с колокольни были сняты колокола, а в 1933 году церковь Воскресения Христова была закрыта. Уникальные книги и рукописи были переданы в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Здание колокольни использовалось под склад.
После грозы 1938 года с него свалился огромный крест.
В войну от взрыва была разрушена паперть и нижняя часть колокольни, но само сооружение устояло. Это просто чудо, что она не рухнула от такого ранения. Какая сила, а со стороны выглядит хрупкой и изящной.

26.jpg

Пара снята к предыдущему снимку в мае 2016 года

27.jpg

В 1947 году колокольня была передана Старообрядческой Архиепископии, и вскоре был восстановлен храм, к нему сделана пристройка во имя Успения Пресвятой Богородицы и храм переосвятили в честь Успения Богоматери.
В 1990 году на колокольню был вновь поднят колокол, отлитый в 1910 г. стараниями потомственной почётной гражданки Феодосии Ермиловны Морозовой на заводе товарищества П. И. Оловянишникова (о чём свидетельствует надпись на колоколе) и с 1930-х гг. хранившийся во МХАТе. Вес колокола 262 пуда 38 фунтов (4293 кг).
Сейчас в колокольне восстановлено помещение для библиотеки, а в палатах на первом и втором этажах проходят выставки редких книг, рукописей, церковной утвари.

На фотографии ниже два старообрядца обсуждают тему улучшения подсветки колокольни в вечернее время.

28.jpg

29.jpg

И мы не рассмотрели ещё одну церковь, которая попадает на фотографии с разных ракурсов.

30.jpg

Примерно с той же точки год спустя (2015 г.)

31.jpg

Не будем церемониться, подойдём поближе. Храм святителя Николы Мирликийского на Рогожском кладбище.

32.jpg

Ещё в 1771 году при Рогожском кладбище была построена деревянная часовня в имя святителя Николая, которая через пять лет была заменена каменной церковью, существующей поныне.
Ввиду того, что храм был построен исключительно единоверцами, он и стал офици­ально называться Николо-Единоверческим храмом на Ро­гожском кладбище города Москвы. В те времена Рогожская единоверческая община на­ходилась в самом центре старообрядческого поповщинского раскола и немало способствовала распространению Единоверия среди рогожских раскольников. Однако Единоверие здесь стало утверждаться более полувека спустя. Высочайше было разрешено обратить самую мень­шую и убогую Никольскую часовню в Единоверческий храм.

33.jpg

На строительство было дано, — по согла­сованию с правительством императора Николая I и Святей­шим Синодом, — высочайшее благословение Московского митрополита Филарета (Дроздова). Об этом событии свиде­тельствует Грамота самого митрополита, сохранившаяся поныне в главном алтаре храма. Когда донесение митропо­лита Филарета было представлено императору, тот написал на нем: «Слава Богу, хорошее начало».
В короткое время храм был настолько украшен тру­дами новообращенных, что прихожане, знавшие прежнюю часовню, не узнавали ее в новом виде. В последующие годы под руководством архитектора Н.В. Карнеева и на средства купца Никандра Матвеевича Аласина начались работы по перестройке всей, уже доволь­но ветхой церкви. Заново выстроили трехъярусную коло­кольню с шатровым завершением и двумя шатровыми вися­чими гирьками. На три аршина были подняты своды основ­ного объема храма. Вместо Владимирского придела, устроенного в 1855 го­ду, в 1872 году был устроен северный придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 году, — южный придел во имя Божией Матери «Троеручицы». Здание стало крестообразным в плане. В декоре были использованы мотивы русского зод­чества XVII в. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Главный из них весил 360 пудов. К сожалению, они украшали храм до 1933 года. Дальнейшая их судьба не­известна. Возможно, когда-нибудь колокола вновь обретутся. Через 70 лет на колокольне появились новые колоко­ла, но, со слов знатоков, по силе звучания они далеко уступают прежним.

34.jpg

Окончательное архитектурное завершение храм по­лучил уже в начале XX в. Архитектура храма соответствует господствовавшему в XIX веке русскому или византийско-русскому стилю. Наличники здания напоми­нают формы нарышкинского барокко, а шатровые рундуки с ярусами килевидных кокошников — сооружения еще бо­лее раннего периода. Завершения основного объема церкви и приделов составляют пять крупных синих глав, с гране­ными белыми барабанами. Центральный барабан крупнее всех остальных, имеет окна. Кресты на главах деревянные, в железных рубашках. Храм имеет полихромную окраску: бе­лая плоскость стены, красные лопатки, синие и зеленые де­тали карниза, кокошников и убранства колокольни.

35.jpg

36.jpg

В 90-ые годы прошлого века храм был полностью передан Русской Православной Церкви.

37.jpg

38.jpg

Лучшим поводом для полноценного знакомства с феноменом старообрядчества как таковым является праздник Недели Святых Жен-Мироносиц, ежегодно отмечаемый Православной Церковью во второе воскресенье после Пасхи. В эти дни старообрядцы празднуют официальное окончание 250-летних гонений от властей и господствующей церкви. В 1905 году указом Николая II были открыты опечатанные алтари Рогожских храмов, и священники впервые за 50 лет смогли отслужить в них Божественную Литургию.
Неделя (воскресенье) Святых Жен-Мироносиц, пожалуй, самый «светский» старообрядческий праздник. Он проходит при стечении тысяч верующих и гостей со всех уголков света, сопровождается Крестным ходом по Рогожской Слободе, старообрядческой ярмаркой и гуляниями.

Ещё несколько фотографий разных лет, в том числе с праздника, чтобы показать атмосферу

39.jpg

40.jpg

41.jpg

42.jpg

43.jpg

44.jpg

45.jpg

46.jpg

47.jpg

48.jpg

49.jpg

50.jpg

51.jpg

52.jpg

53.jpg

Самое сильное впечатление от старообрядческого богослужения оставляет знаменное (крюковое) пение.
Певцы поют по «крюкам» — особому типу древнерусской нотации

54.jpg

Помните, как у Н.С.Лескова в «Запечатленном ангеле»: «Особенно же нам, староверам, тут нравилось, что мы в тогдашнее время повсюду за свой обряд гонению подвергались, а тут нам была льгота: нет здесь ни городского начальства, ни уездного, ни попа; никого не зрим, и никто нашей религии не касается и не препятствует... Вволю молились: отработаем свои часы и соберемся в горницу, а тут уже вся святыня от многих лампад так сияет, что даже сердце разгорается. Лука Кирилов положит благословящий начал; а мы все подхватим, да так и славим, что даже иной раз при тихой погоде далеко за слободою слышно. И никому наша вера не мешала, а даже как будто еще многим по обычаю приходила и нравилась не только одним простым людям, которые к богочтительству по русскому образцу склонны, но и иноверам. Много из церковных, которые благочестивого нрава, а в церковь за реку ездить некогда, бывало, станут у нас под окнами и слушают и молиться начнут. Мы им этого снаружи не возбраняли: всех отогнать нельзя, потому даже и иностранцы, которые старым русским обрядом интересовались, не раз приходили наше пение слушать и одобряли. Главный строитель из англичан, Яков Яковлевич, тот, бывало, даже с бумажкой под окном стоять приходил и все норовил, чтобы на ноту наше гласование замечать, и потом, бывало, ходит по работам, а сам все про себя в нашем роде гудет: "Бо-господь и явися нам", но только все это у него, разумеется, выходило на другой штыль, потому что этого пения, расположенного по крюкам, новою западною нотою в совершенстве уловить невозможно».

Ярмарка

55.jpg

56.jpg

57.jpg

Tags: 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, 7. ЭКЛЕКТИКА, 8. Стиль МОДЕРН, Исторические исследования, Москва
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments