Палаты думного дьяка Aвepкия Kиpиллoвa и Храм Николая Чудотворца на Берсеневке. Часть I. Палаты

Оригинал взят у vladimirtan в Палаты думного дьяка Aвepкия Kиpиллoвa и Храм Николая Чудотворца на Берсеневке. Часть I. Палаты

Всего 23 фото

Первые свидетельства об участке, где выросли палаты Аверкия Кириллова, относятся к XV веку. Тогда здесь располагался крупный деревянный дом на белокаменном подклете, явно принадлежавший влиятельному лицу. Наиболее вероятный владелец – сын боярский и член боярской думы Иван Никитич Беклемишев, по прозвищу Берсень. У Ивана III он пользовался большим доверием, но при его сыне Василии III был казнён в 1525 году за «дерзкие слова». Его имя носит как Берсеневская набережная, так и Беклемишевская (Москворецкая) кремлёвская башня.
[Читать дальше...]

02

После казни  Ивана Берсень-Беклемишева земля перешла в царское владение. Впоследствии эта земля  переходила от одной боярской фамилии к другой. Наиболее вероятно, что с XVI века владельцем усадьбы был «государев садовник» – некий Кирилл, получивший её в пожалование из царских владений. Из двух его детей один – Филипп умер бездетным, а второй – Стефан оставил троих сыновей. Аверкий Стефанович Кириллов (1622–1682) со временем стал единственным хозяином усадьбы.

03

 Дошедший до наших дней ансамбль сложился в 1656—1657 годах при Аверкии Кириллове. Числившийся, как и предки, садовником, Аверкий вырос в крупнейшего купца-предпринимателя, а позже и заметного государственного деятеля . Он был владельцем многочисленных лавок в Москве и других русских городах, имел соляные варницы в Соли Камской, несколько имений. В начале 1677 года царь Фёдор Алексеевич произвёл его из подьячих в думные дьяки. В этом чине он возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и Большого дворца, был приказным судьёй. По сути, он руководил государственными финансами, торговлей и промышленностью.


04




05


06



Московская гражданская архитектура середины XVII в. почти не сохранилась, что объясняется большим масштабом последующего строительства в столице. О том, что в Москве в это время шло особенно интенсивное строительство каменных палат как в купеческой среде, так и в среде приказной администрации, свидетельствует жалоба представителей провинциального дворянства, поданная земскому собору в 1642 г. В ней, между прочим, говорится о том, что приказные дьяки и подьячие «разбогатев мздоимством, построили себе многие дома, палаты каменные такие, что неудобь сказуемые, каких при прежних государях и у великородных людей не бывало».
Сохранившиеся до нашего времени палаты дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве дают некоторое представление о городской усадьбе верхних служилых слоев столицы в середине XVII в.


07


Одновременно около палат велось строительство храма.

Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы в Берсеневе(1656-1657 гг.) в Москве. Создание: Вторая половина XVII века—1657 г. Церковь и палаты соединялись каменными переходами на столбах и составляли единый архитектурный  ансамбль.


08




Два каменных этажа на старом подклете повторили ассиметричность планировки прошлого здания.
План первого этажа палат


         09


Ансамбль на Берсеневской набережной. Создание: середина XVII в.Церковь Николы на Берсеневке — 1656 г.
Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова —  1657 г.

  10


Став владельцем здания, Аверкий Кириллов расширил его. В свод одного из залов первого этажа была вмонтирована плита с надписью: «Написан сей святый и животворящий крест в лета 7165 [1657] года, того же лета и полата сия посправлена». Подобная «памятная надпись» – случай исключительный в истории русской архитектуры.
11 Плита с закладной надписью, по которой была сделана датировка постройки
Одновременно с перестройкой палат  в 1657 г. шли еще одни строительные работы. Рядом с палатами по указу царя Алексея Михайловича была предпринята попытка сооружения подземного хода под Москвою рекою. Она окончилась неудачей: вода залила начавшееся строительство и сделала невозможным его завершение. Однако этот эпизод впоследствии породил много легенд.

  12


Голландец Н. Витсен, побывавший в 1665 году в гостях у богатого московского купца Аверкия Степановича Кириллова так описывал его дома:
«Я посетил Аверкия Степановича Кириллова, первого гостя, которого считают одним из самых богатых купцов. Он живет в прекраснейшем здании; это большая и красивая каменная палата, верх из дерева. Во дворе у него собственная церковь и колокольня, богато убранные, красивый двор и сад... Все его слуги были одеты в одинаковое платье, что не было принято даже у самого царя»


  13

С Аверкием Кирилловым как сторонником Нарышкиных жестоко расправились мятежные стрельцы в ходе Московского восстания 1682 года. Его сбросили с кремлёвского Красного крыльца, зарубили бердышами и с криками: «Расступитесь, думный дьяк идёт!» – перетащили изуродованный труп на Красную площадь. На памятном столбе, поставленном стрельцами на Красной площади, были названы грехи Аверкия Кириллова, приведшие к столь драматической развязке: “Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил”.


Снаружи кирпичное здание имеет нарядное декоративное убранство, в котором применен резной белый камень, — убранство, сходное с декоративной обработкой церкви, расположенной рядом.


  14


После гибели владельца палат они ненадолго перешли к его вдове Евфимии Евлампиевне Кирилловой (1622-1682), Затем усадьбу унаследовал сын Кирилловых—думный дьяк Яков Аверкиевич (ум. 1694). После смерти Я.А.Кириллова до начала 1700-х гг. палатами владела его вдова Ирина Симоновна (по второму мужу—Курбатова). Она затратила значительные средства на сооружение в середине 1690-х гг. колокольни церкви Николы на Берсеневке.


15

16


17

Благодаря удачному расположению церкви около палат и статусу самой богатой жертвовательницы, И.С.Кириллова получила право построить для себя отдельный вход в церковь. Он был выполнен в виде перехода, соединившего церковь и палаты.


18
С 1703 г. палатами владел А.Ф.Курбатов, служивший смотрителем за строительством в Кремле. При нем в 1705-1709 гг. была проведена кардинальная реконструкция здания, в ходе которой палатам был придан вид, близкий к современному. Имя архитектора до сих пор не установлено, хотя существует ряд гипотез. А.Ф.Курбатов вполне мог привлечь к реконструкции своего дома работавшего с ним архитектора М.Чоглокова. Стилистические особенности позволяют предположить, что эти работы могли проводиться и под руководством И.А.Зарудного - автора “Меньшиковой башни”.



19
В 1712—1739 гг. палатами владел “иностранной коллегии асессор Петр Васильевич Курбатов”, не оставивший прямых наследников. Поэтому после его смерти палаты перешли в казну.

Стены усадьбы были опалены пожаром 1812 г. Тогда все деревянные дома на Берсеневке сгорели, сильно обгорела и церковь Николы. Верхняя колокольня пострадала настолько, что верхние ярусы ее пришлось разобрать около 1815 г. Новая колокольня была сооружена только в 1854 г. – на этот раз у западной стены новой церковной трапезной. На новую колокольню был перенесен колокол, пожертвованный И.С.Кирилловой и другие колокола.
В 60-е гг. XIX в. Палаты пришли  в аварийное состояние. Требовались ремонтно-восстановительные работы. Однако Дворцовое ведомство, возглавлявшееся “рационально мыслившими” чиновниками, не пожелало отпускать средства на ремонт “рухляди”.


20

К счастью, обречённым на слом строением заинтересовалось Императорское Московское археологическое общество (МАО), и Александр II передал палаты ему. В 1870 и 1884 годах под руководством архитекторов А. Попова и Н. Никитина в палатах были проведены реставрационные работы.

21 Палаты Аверкия Кириллова. Императорское Московское археологическое общество
Общество было ликвидировано приказом НКВД в июне 1923 года. С декабря 1924 года первый этаж особняка Аверкия Кириллова занимал Институт по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. Через год на второй этаж палат переехали Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ), созданные известным художником Игорем Эммануиловичем Грабарём. Его подход к охране памятников вызывал, впрочем, куда большие возражения, нежели творческие достижения. В 1930 году он был вынужден отказаться от дальнейшего руководства мастерскими. К этому времени им передали церковь Николы. Через два года колокольню снесли, а мастерские закрыли.

22 Храм Николая Чудотворца на Берсеневке после закрытия. 1932


После этого в палаты превратили в общежитие. В 1953–1959 годах в палатах проводились реставрационные работы. Их руководитель Г. В. Алфёрова описала урон, нанесённый жильцами, которые вырубили связи, растесали окна, пробили в стенах новые двери и прочее. Одним из положительных результатов реставрации были ликвидация общежития и полная передача палат Аверкия Кирилова институту, который в 1966 году получил новое наименование – НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры.


23

В 1968 году на его базе было создано новое учреждение – республиканский Научно-исследовательский институт культуры, ныне Российский институт культурологии Министерства культуры РФ.
Исторически палаты находились в специфическом тупиковом участке Москвы, который посещали только сотрудники шоколадной фабрики «Красный Октябрь», бывшей «Эйнем». Теперь ситуация изменилась: здания превратились в популярные культурные объекты.
Далее познакомимся с Храмом Николая Чудотворца на Берсеневке


Источники
Википедия
kannelura.info  Ансамбль на Берсеневской набережной/Чертежи архитектурных памятников
gradconst.ru  Грандконст. Архитектура середины XVII в
moscowwalks.ru  Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной
Шокарев Сергей  Средневековая жизнь средневековой Москвы
rus-istoria.ru Палаты Аверкия Кириллова – Русская история. М. Ю. Коробко
youtube.com  Облюбование Москвы. Древности Берсеневки. Репортаж Р.Рахматуллина Выпуск от 06.04.2014

Часть II



Спасибо, с интересом прочитал и посмотрел. Давно не был в этих местах .....)
У Вас очень необычные по цветам и контрастности фотографии. Это сделано с помощью какой-то хитрой программы? Поделитесь секретами .....
Да я сам удивляюсь! Вот недавно фотографировал Дом на Гороховском переулке и сравнивал свои фото с Galik - отличаются, при этом на своих фото вижу весь рельеф кирпичей. Получается интересно. А так просто работаю в Лайтруме 6 и стараюсь добиться более сочных и контрастных цветов. Понимаю, что они отличаются от оригинала