Классика стиля

Оригинал взят у galik_123 в Классика стиля


Кроме знаменитого юсуповского Архангельского, есть ещё и другое - небольшое село Архангельское недалеко от Рузы. Вот туда-то мы и направились в поисках чистой красоты и абсолютной классики и не пожалели. Ведь там находится одно из совершенных творений Осипа Бове (1784-1834) - архитектора, который восстанавливал облик Москвы после войны с Наполеоном. В 1813 году Бове вошёл в состав комиссии строительства Москвы и спроектировал торговые ряды на Красной площади, грот в Александровском саду, Большой и Малые театры, Триумфальные ворота, Градскую больницу и многие другие здания. В общем, для Москвы он сделал не меньше, чем Карл Росси для Санкт-Петербурга. Как же знаменитый архитектор оказался в глухой провинции? И тут замешена история любви...
С 1710 года селом владели князья Трубецкие. В 1813 году в битве под Лейпцигом был убит последний владелец усадьбы из рода князей Трубецких - Алексей Иванович Трубецкой, гвардии поручик. Владение перешло его вдове Авдотье Семёновне. Княгиня Трубецкая, урождённая Гурьева, была дочерью академика Семёна Емельяновича Гурьева, профессора Санкт-Петербургского Училища корабельной архитектуры, автора первого в России учебника по высшей математике "Дифференциальное и интегральное исчисление". Она выросла в образованной дворянской семье и привыкла к общению с людьми творческими. В 1816 году Авдотья Семёновна повторно вышла замуж за знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове, и конечно, это был союз по взаимному глубокому чувству.
Брак Осипа Бове и княгини Трубецкой вызвал множество пересудов в Москве - по социальному статусу и материальному положению это был неравный брак. Сын итальянского живописца стал обладателем многих поместий, в том числе нескольких подмосковных, а Трубецкая лишилась княжеского титула, и стала чиновницей седьмого класса. Так Осип Бове и сделался провинциальным помещиком, он придал своей подмосковной усадьбе великолепный вид, построил деревянный барский дом с колоннами, а в 1822 году возвёл на высоком холме церковь Архангела Михаила. После этого усадьба на окраине села и стала называться Архангельское. В этом браке по любви у Авдотьи Семеновны и Осипа Ивановича родилось четверо детей, но счастье их было недолгим.  Умер Бове в расцвете творческих сил 15 июня 1834 года и был похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря.

1. Этот кирпичный с белокаменными деталями храм в стиле ампир представляет собой круглую с закрытыми лоджиями ротонду. К ней прилегают почти квадратная трапезная и четырехъярусная колокольня. Декор снаружи - сдержанный и лаконичный, зато лёгкие пропорции сооружения идеальны.




2. Композиция храма - трехчастно-осевая, классическая для XVIII-XIX веков. Аттики - один из основных элементов декорирования храма.




3. Колокольня имеет во втором ярусе ионические полуколонны.




4. Интересны полукруглые выступы лестниц, находящихся по бокам перед лоджиями, кривизна их описана большим радиусом из того же центра, что и сама планировка ротонды.




5. Главный придел - Спаса Нерукотворного Образа, помещается в восточной части ротонды.




6. К ротонде примыкает почти квадратная с округлыми углами небольшая трапезная, до окон покрытая рустом. Окна - простые прямоугольные, сконцентрированы в середине, среднее из них "утоплено" в полукруглой нише, украшенной рустом. Украшением окон служат лишь замки над ними. Над карнизом трапезной - аттик. В трапезной были устроены два придела - Михаило-Архангельский и Покровский.




7. К трапезной примыкает высокая трехъярусная колокольня. Нижний ее ярус почти вдвое выше трапезной и, как и ротонда, украшен полукруглыми окнами, ныне заложенными. Вход в колокольню обрамлен колоннами. Колонны украшают и второй, цилиндрический ярус с высокими проемами, завершающимися полукружием. Верхний ярус, также цилиндрический, перекрыт небольшим куполом со шпилем.




8. Колокольня имеет сквозной пролёт со свободно стоящими четырьмя колоннами, раньше на выступе аттика первого яруса стояли две фигуры апостолов.




9.




10.




11. Посмотрим на колокольню со всех сторон.




12.




13.




14.




15.




16. Богоматерь Знамение - роспись над южным порталом церкви Михаила Архангела.




17. Двусветная ротонда окружена венцом-колоннадой спаренных колонн дорического ордера, которые идут с обеих ее сторон и в восточной части переходят в полуколонны, обозначая место алтаря.




18. Внутрь заглянули через окно. Изначально там был уникальный иконостас - произведение того же Бове.




19. Вообще, весь облик церкви решён в сдержанном, скромном декоре, который заменен округлостью здания, практически присутствующей во всех деталях, за исключением трапезной.




20. Венчает ротонду широкий купол-полусфера со шпилем и крестом на нём.




21. Окна ротонды - полукруглые, разделенные перегородками на три части.




22. На ротонде - аттик с ажурными решётками.




23. Этот храм - не единственный, построенный по проекту О.И. Бове в том же стиле: он перекликается со знаменитой церковью Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке в Москве и имеет почти точную копию - храм Покрова в селе Пехра-Покровское Балашихинского района.




24. Церковь стоит на естественном возвышении, на высоком склоне к речке Тарусе.




25. Раньше по крутому склону спускался усадебный парк, но и сейчас, если посмотреть вниз от церкви открываются захватывающие просторы.




26. Кроме церкви в усадьбе Архангельское ничего не осталось...




27. В 1937 году церковь была закрыта и служила сельским клубом и складом. В 1996 году её вернули верующим и отреставрировали.




28. Если бы не это чудесное творение Бове, то был бы сейчас здесь просто обычный населённый пункт.




Вот так храм выглядел в 2007 году.


Фото из дружественного журнала vagant

29. В итоге, сделав довольно большой крюк, получили истинное эстетическое наслаждение. Известно, что храмовой архитектуре Бове уделял меньше внимания, но все его произведения в этой области могут считаться выдающимися.



Проезд автомобилем: от Москвы по Минскому шоссе до дороги А-108, свернуть по ней налево; далее до поворота на Архангельское - 5 км, до села еще около 3 км.

Источники информации
Википедия
Памятники архитектуры Подмосковья
hramy.ru

Долго искал по карте, где же это все находится. Действительно и недалеко и не найти.
По сравнению с прошлыми видами прогресс огромный – все отремонтировано и блистает новой отделкой. Не очень уверен в том, что как культовое сооружение памятник будет востребован. Но и клуба здесь тоже, надо понимать – не получилось. В общем, старая история, пока памятник архитектуры не попадет в лоно церкви, он остается в небрежении. Видно, судьба такая у этих зданий.
План очевидно, Вы не нашли? Ну, да и бог с ним, с планом – все и так ясно, планировка читается по внешнему виду. Очень хороши детали отделки, а что уж очень он «новенький», то это не беда, скоро пройдет.
Очень интересная работа и очень интересный объект.
Спасибо, тема Классицизма и Ампира на нашем сайте хорошо пополнилась)))
Чем разруха, лучше уж пусть будет восстановлена!
Вот усадьбы очень многие стоят в таком жутком состоянии, и никому не нужны...
В Смоленской области их было великое множество, а теперь можно посмотреть только Новоспасское и частично Талашкино.
Про архитектуру здания можно много всего рассказать. Да одни только колонны являются очень редкими для Москвы или Подмосковья. Это ведь классический тип дорического ордера, и капитель, и отсутствие баз в основании колонн - все как положено!. Очень редко можно встретить такой ордер в центральной России, и тем более в церковной архитектуре.
И такой высокой классической архитектуры в этом здании так много, что можно написать целый трактат ...)
И можно смело сказать, что данная публикация в нашем журнале - это экстраординарная ситуация, это своего рода открытие!
Именно из-за такого рода находок и создавался этот Журнал ))
Спасибо, Григорий Васильевич, за поддержку!
А то мне в комментариях написали, что это чудовищная реконструкция, хуже новодела...
Да, я посмотрел все комментарии в Вашем первоисточнике. Сомнения у автора того комментария понятны, они - в основном - основаны на эмоциях при взгляде на абсолютно "новенькое здание". То есть некоторую потерю "историзма", которые сопровождают практически все реставрации.
Поясню более подробно. Я не видел старых фотографий церкви и не могу судить, что было полностью сохранено и чем авторы реставрации вынуждены были пожертвовать. Но что у нас случаются большие "вольности" в процессе реставрации, это хорошо известно.
Дело, на мой взгляд - в другом. Здание удалось сохранить! Это главное......
А восприятие "очень весь новенький" - пройдет очень скоро, и я это отметил в своем самом первом комментарии ))
В этом сооружении есть ещё идеальные пропорции, соразмерность всех частей и общая гармония - всё то, что не передать словами.
Нет, мне кажется, что "тот комментатор" прицепился из-за каких-то деталей отделки, мне неведомых.
Но вот я до боли в глазах всматривался и в старую фотографию в Вашей статье, и в старую фотографию в книге Подмосковье - и не увидел ничего криминального. Все очень благородно и тактично выполнено.

Да и тема журнала Архитектурный Стиль - не проблемы реставрации (для этого есть тематические журналы) - а систематизация памятников архитектуры и просто хороших зданий по их принадлежности к определенному СТИЛЮ.
В общем - хочу поздравить и Вас и всех нас с хорошей статьей в НАШЕМ журнале )))
Спасибо!
Нашли ещё интересный объект в этих же краях, сейчас в процессе обработки отснятого материала.
Если будет что-то достойное, в смысле стиля, пришлю:)

Была бы архитектура настоящая, а стиль-то мы с Вами уточним в процессе ))