Палаты думного дьяка Aвepкия Kиpиллoвa и Храм Николая Чудотворца на Берсеневке. ЧастьII. Храм

Оригинал взят у vladimirtan в Палаты думного дьяка Aвepкия Kиpиллoвa и Храм Николая Чудотворца на Берсеневке. ЧастьII. Храм

Всего 16 фото


Храм расположен  на Берсеневской  набережной и составляет единый  архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Святителя Николая, в честь Феодосия Великого Киновиарха.
[Читать дальше...]
Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовал деревянный храм, именуемый в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчиннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).

02
В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках.


03 Церковь Троицы в Никитниках, 1882



Храм богато оформлен, «изукрашен». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны.

04


В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ирина Симеоновна передала церкви двухэтажные палаты на набережной для размещения в них дьякона и богадельни. Над палатами была выстроена колокольня. Кроме того был заказан большой 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным и пожертвованы ещё пять колоколов, массой от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново.

05   Алтарная часть


Вместо выгоревшей древней трапезной в 1817—1823 годах была отстроена новая в классицистическом стиле, в ней были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. Старая колокольня была разобрана «за ветхостью» между 1815 и 1820 годами (двухэтажные палаты под колокольней простояли до 1871 года, сейчас на их месте находится дом причта). В 1853—1854 годах у западной стены трапезной храма была построена новая колокольня по проекту архитектора Н. Дмитриева.


06 Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке, 1882 год


Расположенная на территории усадьбы и являвшаяся центральным сооружением ансамбля церковь Николы на Берсеневе (1656 г.) имеет асимметричный прямоугольный план. Декоративное убранство церкви имеет много общего с нарядной архитектурой палат, домовой церковью которых она служила. Характерное для XVII в. крыльцо с кувшинообразными столбами — «оловенниками», — сочетание красного кирпича с резными белокаменными деталями и цветными изразцами в квадратных ширинках — все это повторяется с небольшими вариациями в архитектуре палат и церкви. Церковь Николы на Берсеневке, как и близкие к ней по декоративному убранству церкви Николы в Пыжах (1647 г.)

07  Храм святителя Николая в Пыжах, 1882

Фото отсюда

и Успения в Гончарах (1654 г.),— типичные образцы небольших приходских храмов середины XVII в.

08  Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах , 1882




Фото отсюда



09 Парадное крыльцо



10


11



12


13



14 Трапезная


15


В 1930 году после закрытия замосквореченской церкви немедленно стали добиваться ее сноса: в тот же год уничтожили колокольню, поскольку она "затемняла" помещение соседних реставрационных мастерских.
Старинный Никольский храм даже начали разбирать, но затем эти работы были прекращены и храм чудом уцелел. В 1958 году в нем был открыт НИИ музееведения, а в 70-х годах началась его реставрация. Богослужения в нем были возобновлены в 1992 году. В настоящее время храм действует.

16 Общий вид усадьбы


Широкое распространение домовых церквей было одним из путей, по которым художественные приемы, характерные для жилой архитектуры, оказывали влияние на церковное зодчество, придавая ему все более светский, «мирской» характер.

Источники

Википедия
gradconst.ru Грандкост  Архитектура середины XVII в
Елена Лебедева www.pravoslavie.ru Никольские церкви старой Москвы/Православие.Ru

Часть I