Храм Архангела Гавриила, Башня Меншикова

Оригинал взят у vladimirtan в Храм Архангела Гавриила, Башня Меншикова

Всего 16 фото


Первые упоминания о храме, освященном в честь Архангела Гавриила, встречаются в летописях с 1551 года. Местом его расположения была Мясницкая слобода, отсюда и название - церковь Архангела Гавриила в Мясниках. Но было и другое московское географическое определение, привязывавшее храм к месту расположения – храм Гавриила Великого у Поганых Прудов. До 1639 года церковь заботами настоятелей храма и благодаря многочисленным пожертвованиям зажиточных мирян была выстроена из камня, расширена и отремонтирована. Позднее название слободы сменилось, и места стали называться Гаврииловской слободой, по имени храма.
[Читать дальше...]

Предлогом для нового строительства послужило то, что Меншиков в 1704 году из очередной военной экспедиции привез купленную  в Полоцке старинную икону Пресвятой Богородицы, приписываемую, по преданию, самому апостолу Луке (это подтверждала греческая надпись на образе). Естественно, для такой святыни потребовался храм, достойный ее.  А потому ровно через год после ремонта Гаврииловскую церковь разрушили до основания и на ее фундаменте стали возводить новую. Возведение нового Храма Архангела Гавриила (Меншиковой башни) было поручено Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини.



02 Схема башни


Фото отсюда


Грандиозное сооружение возводилось в подлинно петровских темпах; стройка была начата в 1704 году, и уже в 1707 году завершена. Архитектор Зарудный спроектировал и построил храм по древнему типу "иже под колоколы", когда церковь и колокольня объединены в одном объёме - над храмом  взмывалась ввысь колокольня из шести ступеней, увенчанная тридцатиметровым шпилем. Два верхних яруса выстроили из дерева, на предпоследнем повесили пятьдесят звонких, с чистым звуком колоколов. Желая произвести фурор, Меншиков выписал из-за границы большие часы. Их установили пониже колоколов.
Храм вышел  дивным, таким, какого в Москве еще не бывало.  Как только закончили постройку храма, его сразу нарекли «башня Меншикова». Церковь получилась высокой, около 81 метра высотой, что на три метра превосходило высоту колокольни Ивана Великого. Особым знаком новоотстроенной церкви Архангела Гавриила (башня Меншикова) стал венчающий колокольню тридцатиметровый шпиль. Шпиль был увенчан флюгером в виде ангела.
В Москве существовал запрет на постройку колоколен, превосходящих по высоте Ивана Великого. В Петровскую эпоху этот запрет нарушил Меншиков.  Ясно, что о самовольстве Меншикова говорить  не приходится, а то, что строительство было поручено второму лицу в государстве, свидетельствует о важности объекта. Башня Меншикова располагалась между Кремлем и Немецкой слободой на Яузе. В Немецкой слободе жили многие близкие друзья царя, его помощники и соратники. У этих иностранцев было немало недругов — прежде всего среди тех служилых людей, которым не нравились новые порядки и которым грозила потеря постов и положения в обществе. Правительство не могло не считаться с тем, что при случае бунтовщики могли поднять против Немецкой слободы московский люд. Если бы толпа пришла громить Немецкую слободу, необходимо было бы как можно быстрее сообщить об этом в Кремль, чтобы получить помощь. «Башня Меншикова» и должна была послужить передаточным звеном для сигналов из Немецкой слободы. Получал ли Кремль тревожные сигналы, неизвестно, но в народе (как пишут московские краеведы) ходили упорные слухи, что башня построена для сообщений между Кремлем и Кукуем. При этом полагают, что для дублирования важных сигналов была создана служба гонцов. Видимо, неслучайно  уже в XIX веке в том же квартале возник первый Московский почтамт: здесь уже давно существовали условия для организации почты.
Все оформление храма было уникальным, особенно для тех лет: многочисленные орнаменты покрывали стены церкви- букеты, вазы, фрукты. Внешнее и внутреннее убранство было выполнено в духе петровского барокко, которое в полной силе проявится в новой столице Петербурге, но немного позже. Никто, кроме Зарудного, не мог в то время создать храм, одновременно принадлежащий двум эпохам: с одной стороны, целиком выдержанный в древнерусских традициях, с другой — уже насыщенный духом петровских нововведений. Никогда ранее на стенах московских церквей не было такого обилия скульптурных элементов; особенно обаятельны многочисленные херувимчики, в дальнейшем ставшие неотъемлемым элементом русского барокко.Кроме того, внутри, на хорах, Зарудный поместил четыре фигуры кариатид с обнаженными плечами.

03


04


В целом облик церкви Архангела Гавриила не столько традиционно духовный, сколько светский. Но не суждено было князю закончить начатое до конца. В 1710 году, согласно распоряжению Петра I, столица переносилась в Петербург, и фавориту пришлось срочно покидать Москву. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) так и не была отделана до конца.На протяжении многих лет храм ветшал, архитектор Зарудный писал князю письма о состоянии церкви, где указывал, что стропила прогнили, часовой механизм не работает, и витает в помещении запустение.
Вершиной архитектуры петровского времени, без всякого сомнения, является Петропавловский собор в Санкт-Петербурге со знаменитым шпилем, который венчает парящий ангел.  Однако первая попытка создать нечто подобное была предпринята в Москве. Это, конечно, Меншикова  башня. Совершенно справедливы слова выдающегося художника и искусствоведа И.Э. Грабаря: «Русская архитектура XVIII века, история которой излагается с основания Петербурга, на самом деле зародилась в своих существенных чертах не на берегах Невы, а в Москве». В качестве одного из доказательств своей правоты он приводит именно тот факт, что Петропавловский собор строился по образцу грандиозного сооружения, уже украсившего старую столицу. Следует отметить, что главным архитектором Петропавловского собора в Петербурге был Доменико Трезини, который в свое время  вместе с Иваном Зарудным возводил Храм Архангела Гавриила в Москве.



05 Петербург. Колокольня Петропавлвского собора, современное фото.               Москва.  Церковь Архангела Михаила, первоначальный облик. Реконструкция К.К. Лопяло
Фото отсюда


В 1723 году в храме случился пожар, прямо в шпиль ударила молния. Пламя вспыхнуло быстро и распространялось от верхних деревянных ярусов. Подгоревшие дубовые крепления обрушились и упали внутрь строения. Икона Пресвятой Богородицы пережила  пожар. В 1726 году ее перевезли в Петербург, в домовую церковь Меншикова на Васильевском острове, но в 1727 году князь был сослан, а икона пропала…
По смерти Петра I светлейший князь Меншиков впал в немилость. Его отправили в ссылку,  Меншикова башня в Москве пришла в полное запустение.
Через пятьдесят лет в 1773 г.  Гаврила Измайлов, влиятельный московский вельможа , решил отреставрировать церковь. Полностью облик церкви восстанавливать не стали.  Реставрировали только каменные четыре яруса, теперь башня Меншикова венчалась высокой золоченой шишкой.



06
По будоражавшим Москву слухам, в храме проводились тайные собрания и службы масонов. Косвенным подтверждением тому служили появившиеся на стенах церкви, по приказу щедрого мецената Измайлова, знаки и символы, принадлежавшие масонскому ордену.
Когда масонов уличили в измене Родине и многих посадили, собрания прекратились, но символы, надписи и знаки еще долго красовались на стенах здания.Сбить неподобающие православию символы со стен церкви приказал митрополит Филарет в 1852 году.
В 1792 году в здании усадьбы Александра Меншикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меншикову башню. Храм отстроили за счет денег почтового ведомства и заново освятили. Церковь попала под попечительство московской почты с 1821 года, и тогда же стал называться церковью Архангела Гавриила при Почтамте.



07 Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), 1881



08



И сейчас здание Московского почтамта расположено практически на месте бывшего дворца Александра Меньшикова.
В оформлении храма применена сюжетная скульптура: над южным входом изображен Архангел Гавриил, над северным - Архангел Михаил, над главным западным входом - композиция «Вознесение Господне».


09 Южный вход. Изображение Архангела Гавриила


10 Главный западный вход. Композиция «Вознесение Господне».



11 Северный вход. Изображение Архангела Михаила


Стены украшены белокаменным скульптурным декором. Особенно выделяется главный, западный фасад с боковыми волютами (спиралевидными завитками с главками в центре).

12


13


14


15


16


Церковь Архангела Гавриила на Чистых Прудах - уникальный памятник архитектуры, один из первых образцов русского барокко



Источники

М.И. Вострышев, С.Ю.Шокарев Москва православная Все храмы и часовни Московские энциклопедии. Москва: Алгоритм, 2012
tonchu.org  МЕНШИКОВА БАШНЯ -В.И.Новиков
fb.ru   Храм архангела Гавриила, Башня Меньшикова
www.kulichki.com  "Заневский летописец". Башни и шпили
progulkipomoskve.ru Меншикова башня - Церковь архангела Гавриила в Москве
www.bibliotekar.ru Башни и колокольни не причуда архитекторов - Леонид Шейнин
kannelura.info  Церковь Михаила Архангела — «Меншикова башня» в Москве/Чертежи архитектурных памятников




Очень интересная история!Спасибо!
Я в тех краях нередко бываю, теперь обязательно зайду.)
Особенно понравилось: "ровно через год после ремонта Гаврииловскую церковь разрушили до основания и на ее фундаменте стали возводить новую".))) Все это очень что-то напоминает.)))
Да, очень точно подмечено. В этом и проблема для нас...