Храм Покрова в Филях - храм нового типа

Оригинал взят у vladimirtan в Храм Покрова в Филях - храм нового типа

Всего 18 фото


Церковь Покрова в Филях была возведена в начале 1690 годов на территории загородной усадьбы боярина Л. К. Нарышкина.  Этот красивейший храм был признан шедевром уникального нарышкинского стиля, это памятник архитектуры  раннепетровского времени.

[Читать дальше...]

Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на правом берегу Москвы-реки при впадении в нее речки Хвильки. Прежде речка начиналась в малой ложбинке, в лесу. И около десяти километров текла на восток по узкой долине до самого устья. Место впадения было низкое, болотистое, нездоровое, или «хвилое», как говорили в те времена. Отсюда и название речки.


02  Деревня Фили и речка Хвилька. 1911-1912. Филевский парк
В 1520 – х годах Василий III эти земли  пожаловал приехавшему из Литвы на службу князю Ф.М. Мстиславскому. К XVI  веку относится и основание сельца Фили. По переписной книге 1626-1629 годов в состав вотчины входили: село Фили, деревни Мазилово, Гусарово, Ипское и Кунцево, а также пустоши, расположенные вдоль Хвильки.
Село располагалось на речке Хвильки при впадении ее в Москву – реку и отделялась от нее прудом. В усадьбе находился боярский двор, огороженный со всех сторон забором. Во дворе вдоль забора располагались хозяйственные постройки. Ближе к боярскому дому  располагался сад.
11 июня 1689 году по указа царей Ивана и Петра и правительницы царевны Софьи село Фили с деревнями Мазилово и Ипсково, было передано боярину Льву Александровичу Нарышкину, дяде Петра I, в вотчинное, то есть родовое наследственное владение.
В ХVII веке  в Филях, над прудом,  близ боярского двора стояла церковь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь была возведена в 1619 году. Сама церковь была рублена в клеть, наподобие избы.  Новый хозяин тут же начал обустройство своих новых владений. В самом начале он выстроил добротный дом с башней и часами на ней, затем различные хозяйственные постройки: солодовенный, конюшенный и скотный дворы. Усадьбы имела большой фруктовый сад и красивый парк с террасами, несколько каскадных прудов.  Но самым главным строительством была церковь в Филях, которую он  поклялся построить в 1682 году после того, как чудом выжил во время Стрелецкого бунта. Тогда стрельцами были убиты старшие братья Нарышкина – Афанасий и Иван. Младшему же, Льву Кирилловичу, чудом удалось спастись. Тогда он и поклялся, что если выживет, обязательно воздвигнет храм в честь Пресвятой Богородицы и в память о своих погибших братьях.


03 Фасад храма


04 Чертежи декора в деталях

05 План церкви



Построенный им храм — выдающийся памятник русской архитектуры, единый ансамбль, включающий архитектуру, декоративное искусство и живопись.


06 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. 1866-1874



Это — один из красивейших московских храмов постройки конца XVII века, ярчайший образец так называемого московского или «нарышкинского барокко». Строил его Яков Бухвостов, крепостной архитектор. Удивительно праздничное ощущение нарядной пышности создается изысканным сочетанием белого с красным в окраске фасадов здания.


07
Построенный Львом Кирилловичем каменный храм оказался   новым  по своим формам и образности по сравнению с обычными  церквями, что  свидетельствовало о решительной перемене церковного благочестия (отношение к храму, к святыням) в стране.
В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.
В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности.
Это было связано во все увеличивающемся влянием западной церкви. Главный путь западного влияния  в Москву в середине века шел из Киева. Проводником его на царскую семью  был западно- русский монах, выученный в латинской школе, Симеон Полоцкий (1629-1680), воспитывавший  детей царя Алексея Михайловича. Во второй половине XVII века в Москву массово переселялись семьи "латинцев" из присоединенных городов со славянским населением после успешной войны с Польшей (1654-1657). Через латинские книги, схемы и образцы католитического искусства и богословия в России формировалось светская религиозность.
Выдающимся участником реформы церковного быта оказался патриарх Никон (1652-1658). В 1652 г. патриарх Никон предписал впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». По мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого», во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу. На всем протяжении христианской истории храмовая архитектура хотя и существовала, но не была регламентирована в строгих канонах, как это случилось с богослужением, иконописью. Архитектура изначально как бы «выпала» из канонического поля. Она не определялась сложной системой правил и канонов.Патриарх Никон предписывал строительство  храмов с круглыми главками, видимо,  чтобы  они не напоминали о старых верованиях славян.
Веками храмы строились «кораблецем», с запада на восток, от земного к небесному, с выявлением всех ступеней этого восхождения – от притвора и колокольни через трапезную к центральной части храма, завершаемую алтарем. В таком расположении архитектурных форм выявляется жизнь христианина как путь и подвиг.
Едва ли не первым нарушил свой запрет сам Никон, задумавший построить храм, который повторял бы формы главной христианской святыни – храма Воскресения в Иерусалиме.Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен. Проблема единообразия стиля  строительства храмов оставалась.  Каждый архитектор предпринимал  шаги в этом направлении,  понимая, что культура все больше двигалась в сторону усиления декоративности и праздничности, украшательства и светскости.
Но решения не находилось.  Пока не появился принципиально новый тип храма – «восьмерик на четверике», сохранивший, с одной стороны пятикупольность и многоярусность, как то предписывал патриарх Никон, а с другой, основывался на принципах древнерусского деревянного зодчества. Неповторимость целого при повторяемости деталей – один из принципов традиционного зодчества (дворец царя Алексея Михайловича, ансамбль Кижского погоста).
Храм в Филях полностью отразил современные требования в храмостроительстве. Храм  стоит в  ряду одиноко стоящих столпообразных сооружений, воздвигнутых в России иностранными зодчими: Вознесения в Коломенском, Усекновения главы Иоанна предтечи в Дьякове и Покрова на Рву на Красной Площади. Характерная черта этих сооружений –изменение осевой доминанты с горизонтальной на вертикальную.
Латинизация жизни, происходившая в это время в обществе, изменила и религиозную настроенность души. Новое благочестие, требовало сходного выражения и в формах церковного зодчества. По этой причине храмы нарышкинского стиля приобретают динамичный барочный характер.
Описание храма отцом Борисом:
"Здесь все легко построено, ….и вместе с тем приведено в движение. Оно начинается обегающим ходом арок первого яруса.


08


Лестничные всходы подхватывают движение арок и возводят его к гульбищу второго этажа.

09



10



11



12



13


Им вторят белоствольные колонны аркады.

14


...Чтобы подчеркнуть вертикальную доминанту храма в Филях,……строители использовали мотив белоствольной колонны…


15



Исключительная роль в выявлении общего ритма отведена также белокаменным деталям: шпилям, гребешковым навершиям окон и дверей, бегущей волне с пенящимся гребнем…."


16



17


18

Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами  определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля. Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга.


Источники
wikipedia.org/wiki Нарышкинский стиль
kannelura.info  Церковь Покрова в Филях
Pravoslavie.ru Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
fb.ru  Церковь Покрова в Филях. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
starove.ru   История архитектуры православного храма. Старообрядческий взгляд
Храм в Филях. История прихода и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях  XVII-XX века - Священник Борис Михайлов.- Москва 2002
fili.moseparh.ru   Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
www.pravoslavie.ru Шатровое зодчество/Православие.Ru
ierusalem.ru ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ: Патриарх Никон шатровых храмов не запрещал, или еще раз о пользе обращения к источникам Д.Ф. Полознев



Сейчас кирпич обжигают при 1100 градусов в спецпечах, получая керамический. А как получали его в прошлые века, когда таких технологий не было? А он стоит веками. Вот это удивительно. А что крошится - это вода, даже керамический кирпич по стандарту должен выдерживать 50 циклов заморозка - разморозка.
Это здание, как в принципе и вся Нарышкинская архитектура, сооружено без карнизов. Все белокаменные узоры, все красоты открыты для дождей и снегов. Вода течет по стенам, проникает в швы, замерзает и делает свое дело. Филевская церковь опять нуждается в реставрации. В таком экстремальном режиме ни один кирпич не выдержит долго.....
Да, по своей практике знаю - пришлось как- то отвечать на претензию строителей по по поводу качества кирпича - так основной довод был тот, что карниз крыши дома не обеспечил требуемую защиту стены, поэтому фасадный кирпич стал отщелкивать по поверхности. В Филях, вроде, такого не наблюдается.
Наблюдается, и даже очень!
Посмотрите в крупном масштабе свои фотографии - и все станет ясно ((
Да, есть местами. Посмотрел самые верхние ярусы-вроде,чисто.Хорошо защищены от воды. А по первому ярусу, особенно, есть вопросы.
“Неповторимость целого при повторяемости деталей” и “переосмысление русскими мастерами” - это наш путь.)
Страна искала свой путь, шла ее европеизация. Посмотрим на храм Василия Блаженного - западный зодчий, а шедевр истинно русский. И храм в Филях -и европейский, и наш
В том-то и дело - если мы делаем что-то “как у них”, то обязательно по-своему.
И причем, в основном, получается хуже, но все-таки идем своим путем. Учимся...
Хороший материал и объект шикарный, но что-же у вас с цветокоррекцией?!) Зеленый и оранжевый на некоторых кадрах пережжен конкретно!