Церковь Входа Господня в Иерусалим. Внимание на детали




Подъехали к Верее, что в Московской области, ранним утром. На въезде в город со стороны Москвы свернули по указателю на церковь Входа Господня в Иерусалим и буквально через несколько мгновений увидели белоснежную сказку.

1. За стенами с угловыми башнями величественно возвышался храм.




2. Когда-то давным-давно здесь был монастырь, а теперь об этом напоминает только восстановленная монастырская стена да монастырская соборная церковь.
По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, предполагается, что в качестве ее основателя мог быть один из рязанских князей, однако подлинная история возникновения монастыря неизвестна.




3. Храм на берегу реки Протвы был выстроен в 1667-1679 годах при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.




4. Подошли к воротам и обратили внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы и нарядные изразцы.




5.




6. Ворота были закрыты. Заглянув через решётку, увидели бывший собор Спасского монастыря.




7. Калитка тоже прикрыта, но мы вошли и спокойно погуляли по церковной территории.




8.




9. На стенде, установленном напротив входа, рассказывается об истории и реконструкции церкви. Удивительно, но ещё в 1877 году Русское археологическое общество объявило эту церковь памятником архитектуры XVII века.




10. Первые упоминания о Спасском монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, эта обитель была основана задолго до этого времени. Существует версия, что Входо-Иерусалимский Спасский монастырь существовал с XIV века.




11. В конце XIX века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда "русском стиле", взамен деревянной. К настоящему времени угловые башни и крепостные стены восстановлены.




12.




13. Вокруг церкви растут вековые деревья. И такие покой и благодать царят кругом, что уходить не хочется...




14.

17-4009.jpg


15. За храмом покоятся старинные надгробия. Есть и два захоронения погибших от авиационной бомбы в 1941 году жителей Вереи.




16. Можно выйти на смотровую площадку, там же есть спуск к роднику.

17-4013.jpg


17. С площадки открывается чудесный вид на Верею и собор Рождества Христова.

17-4012.jpg


18. В настоящее время Входо-Иерусалимская церковь тоже является памятником федерального значения. Этот храм считается наиболее ценным в художественном отношении архитектурным памятником Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени, и о нём расскажу подробно.




19. 26 февраля 1764 года Екатерина Великая подписала Указ о секуляризации монастырского землевладения. В соответствии с Указом из 954 монастырей упразднялись 418. 226 монастырей отныне стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования. Очень скоро и заштатные монастыри были сокращены до 161.
Поскольку в мужском Спасо-Входском Верейском монастыре было всего три монаха, несколько служителей и 4 отставных солдата на монастырском пропитании, монастырь был ликвидирован сразу после указа. Перед упразднением монастырь уже был в ветхом состоянии. Активные работы по ремонту храма начались только в конце XIX и были продолжены в начале XX веков.




20. В 1934 году храм был закрыт. Церковь использовалась в хозяйственных целях. В 30-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До войны на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий. В годы Великой Отечественной войны завершение храма было повреждено снарядом: снесена глава, пробит барабан.




21. Церковь была частично реставрирована в 1960-х годах под руководством Н.Н.Свешникова. Работы были до конца не завершены из-за недостатка средств. С 2000 года Входо-Иерусалимский храм передали православной общине, и снова началась его реставрация, на этот раз основательная. Вновь созданы иконостасы и киоты. Восстановили угловые башни, крепостные стены, оба крыльца и галерея, отреставрирован дом причта, установили новые медные главки, на самом верху колокольни помещены все вновь отлитые колокола

17-4015.jpg


22. Рассмотрим внимательно церковь со всех сторон и архитектурные детали её убранства. Бесстолпный кубический объём храма поставлен на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. Особо интересна примыкающая с северо-запада восьмигранная колокольня, столп которой украшен муравлеными изразцами.

17-4000.jpg


23.

17-4002.jpg


24. Храм двухэтажный, нижний придел поздней постройки. В верхний придел с западной стороны ведёт открытое каменное крыльцо с верхним и нижним рундуками (мощёными площадками) на кувшинообразных столбах.




25. Аналогичные крыльца некогда были и у боковых порталов.




26. Слева от западного портала представлена закладная доска - каменная плита, устанавливаемая в основании больших храмов. На закладной доске обычно указывался год закладки храма, его посвящение, а также кем и при ком была совершена эта закладка.




27. Текст закладной доски гласит: "Божией милостью и благословением Великого Господина и Святейшего Иоакима - Патриарха Московского и всея Руси, при благочестивом Государе, Царе и Великом князе Федоре Алексеевиче всея Великая, Малыя и Белые Руси самодержце, зачата сия Богом созданная церковь Входа Спаса в Иерусалим лета 1677, а строена сия церковь при игумене Андриане и при келаре старце Захарии и при казначее старце Иосифе".

17-3049.jpg


28.

17-3048.jpg


29.

17-3050.jpg


30.

17-3045.jpg


31. Раньше в храме находился образ Чудотворца Николая с обнаженным мечом в одной руке и церковью в другой. Этот образ был перенесен в Спасский монастырь из разоренной польско-литовскими интервентами Никольской церкви города Вереи. Объёмная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений. Сейчас иконостасы верхнего и нижнего храмов выполнены по проекту художника Виктора Кривана. В верхнем храме вновь появилось объемное резное изображение Святителя Николая. Установлено оно на том же самом месте, где находилось до разорения храма - слева за клиросом.




32. У ограды видна детская площадка с деревянными избушками.




33. Разнообразная лепнина, богатая резьба наличников окон и порталов характеризуют архитектурный стиль Московского зодчества XVII века.




34. Южное крыльцо с лестницей, поднимавшейся вдоль фасада, было разобрано около 1886 года.




35. Сейчас оно восстановлено.

17-4011.jpg


36.

17-4014.jpg


37.




38.

17-4016.jpg


40.




41. В стену алтарной апсиды с восточной стороны замурована плита, найденная при раскопках. Текст на ней сообщает, что поблизости были похоронены поляки, погибшие в боевых действиях Смутного времени.

17-4021.jpg


42. Восстановлена северная паперть.




43.

17-3095.jpg


44. К северо-западному углу храма примыкает шатровая колокольня.




45. Ее гладкий восьмигранный столп с муравлеными изразцами по парапету "звона" завершён каменным шатром, в древности покрытым черепицей.

17-4007.jpg


46.

17-4008.jpg


47.

17-3096.jpg


48.

17-3098.jpg


49.

17-4003.jpg


50.

17-4001.jpg


51.

17-3097.jpg


52.

17-3094.jpg

Сейчас церковь Входа Господня в Иерусалим в Красной Слободе - это чудесный храм с красивой территорией, на которой расположена церковная лавка, детская площадка, а рядом с храмом смотровая площадка с прекрасными видами и живописный спуск к роднику.

Источник информации
hramvereya.ru

На 41 фото надгробная плита начала 17 века. Видно начало даты 71хх год от сотворения мира, т.е. после 1592 г. от р.х.
Интересно, местные говорят, что это плита с польских захоронений...