
Подъехали к Верее, что в Московской области, ранним утром. На въезде в город со стороны Москвы свернули по указателю на церковь Входа Господня в Иерусалим и буквально через несколько мгновений увидели белоснежную сказку.
1. За стенами с угловыми башнями величественно возвышался храм.

2. Когда-то давным-давно здесь был монастырь, а теперь об этом напоминает только восстановленная монастырская стена да монастырская соборная церковь.
По традиции монастырь располагался неподалеку от города и играл роль крепости на подступах к Верее. Поскольку обитель находилась на Московской дороге, предполагается, что в качестве ее основателя мог быть один из рязанских князей, однако подлинная история возникновения монастыря неизвестна.

3. Храм на берегу реки Протвы был выстроен в 1667-1679 годах при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. А образовавшуюся позднее подмонастырскую слободу назвали Красной, значит красивой.

4. Подошли к воротам и обратили внимание на великолепные надвратные мозаичные иконы и нарядные изразцы.

5.

6. Ворота были закрыты. Заглянув через решётку, увидели бывший собор Спасского монастыря.

7. Калитка тоже прикрыта, но мы вошли и спокойно погуляли по церковной территории.

8.

9. На стенде, установленном напротив входа, рассказывается об истории и реконструкции церкви. Удивительно, но ещё в 1877 году Русское археологическое общество объявило эту церковь памятником архитектуры XVII века.

10. Первые упоминания о Спасском монастыре в письменных источниках относятся к началу XVII века. Однако, эта обитель была основана задолго до этого времени. Существует версия, что Входо-Иерусалимский Спасский монастырь существовал с XIV века.

11. В конце XIX века была устроена новая ограда с воротами, стенами и башнями в распространенном тогда "русском стиле", взамен деревянной. К настоящему времени угловые башни и крепостные стены восстановлены.

12.

13. Вокруг церкви растут вековые деревья. И такие покой и благодать царят кругом, что уходить не хочется...

14.

15. За храмом покоятся старинные надгробия. Есть и два захоронения погибших от авиационной бомбы в 1941 году жителей Вереи.

16. Можно выйти на смотровую площадку, там же есть спуск к роднику.

17. С площадки открывается чудесный вид на Верею и собор Рождества Христова.

18. В настоящее время Входо-Иерусалимская церковь тоже является памятником федерального значения. Этот храм считается наиболее ценным в художественном отношении архитектурным памятником Вереи. Его можно отнести к классическим произведениям своего времени, и о нём расскажу подробно.

19. 26 февраля 1764 года Екатерина Великая подписала Указ о секуляризации монастырского землевладения. В соответствии с Указом из 954 монастырей упразднялись 418. 226 монастырей отныне стали получать денежное содержание от государства. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования. Очень скоро и заштатные монастыри были сокращены до 161.
Поскольку в мужском Спасо-Входском Верейском монастыре было всего три монаха, несколько служителей и 4 отставных солдата на монастырском пропитании, монастырь был ликвидирован сразу после указа. Перед упразднением монастырь уже был в ветхом состоянии. Активные работы по ремонту храма начались только в конце XIX и были продолжены в начале XX веков.

20. В 1934 году храм был закрыт. Церковь использовалась в хозяйственных целях. В 30-х годах в здании храма размещалась ветлечебница. До войны на территории располагался пионерлагерь одного из московских предприятий. В годы Великой Отечественной войны завершение храма было повреждено снарядом: снесена глава, пробит барабан.

21. Церковь была частично реставрирована в 1960-х годах под руководством Н.Н.Свешникова. Работы были до конца не завершены из-за недостатка средств. С 2000 года Входо-Иерусалимский храм передали православной общине, и снова началась его реставрация, на этот раз основательная. Вновь созданы иконостасы и киоты. Восстановили угловые башни, крепостные стены, оба крыльца и галерея, отреставрирован дом причта, установили новые медные главки, на самом верху колокольни помещены все вновь отлитые колокола

22. Рассмотрим внимательно церковь со всех сторон и архитектурные детали её убранства. Бесстолпный кубический объём храма поставлен на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. Особо интересна примыкающая с северо-запада восьмигранная колокольня, столп которой украшен муравлеными изразцами.

23.

24. Храм двухэтажный, нижний придел поздней постройки. В верхний придел с западной стороны ведёт открытое каменное крыльцо с верхним и нижним рундуками (мощёными площадками) на кувшинообразных столбах.

25. Аналогичные крыльца некогда были и у боковых порталов.

26. Слева от западного портала представлена закладная доска - каменная плита, устанавливаемая в основании больших храмов. На закладной доске обычно указывался год закладки храма, его посвящение, а также кем и при ком была совершена эта закладка.

27. Текст закладной доски гласит: "Божией милостью и благословением Великого Господина и Святейшего Иоакима - Патриарха Московского и всея Руси, при благочестивом Государе, Царе и Великом князе Федоре Алексеевиче всея Великая, Малыя и Белые Руси самодержце, зачата сия Богом созданная церковь Входа Спаса в Иерусалим лета 1677, а строена сия церковь при игумене Андриане и при келаре старце Захарии и при казначее старце Иосифе".

28.

29.

30.

31. Раньше в храме находился образ Чудотворца Николая с обнаженным мечом в одной руке и церковью в другой. Этот образ был перенесен в Спасский монастырь из разоренной польско-литовскими интервентами Никольской церкви города Вереи. Объёмная деревянная скульптура была большой редкостью среди храмовых изображений. Сейчас иконостасы верхнего и нижнего храмов выполнены по проекту художника Виктора Кривана. В верхнем храме вновь появилось объемное резное изображение Святителя Николая. Установлено оно на том же самом месте, где находилось до разорения храма - слева за клиросом.

32. У ограды видна детская площадка с деревянными избушками.

33. Разнообразная лепнина, богатая резьба наличников окон и порталов характеризуют архитектурный стиль Московского зодчества XVII века.

34. Южное крыльцо с лестницей, поднимавшейся вдоль фасада, было разобрано около 1886 года.

35. Сейчас оно восстановлено.

36.

37.

38.

40.

41. В стену алтарной апсиды с восточной стороны замурована плита, найденная при раскопках. Текст на ней сообщает, что поблизости были похоронены поляки, погибшие в боевых действиях Смутного времени.

42. Восстановлена северная паперть.

43.

44. К северо-западному углу храма примыкает шатровая колокольня.

45. Ее гладкий восьмигранный столп с муравлеными изразцами по парапету "звона" завершён каменным шатром, в древности покрытым черепицей.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

Сейчас церковь Входа Господня в Иерусалим в Красной Слободе - это чудесный храм с красивой территорией, на которой расположена церковная лавка, детская площадка, а рядом с храмом смотровая площадка с прекрасными видами и живописный спуск к роднику.
Источник информации
hramvereya.ru
Community Info